Рейтинг фильма | |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Авель, твой брат |
английское название: |
Abel, twój brat |
год: | 1970 |
страна: |
Польша
|
режиссер: | Януш Насфетер |
сценаристы: | Януш Насфетер, Тереза Насфетер |
видеооператор: | Станислав Лёт |
композитор: | Вальдемар Казанецкий |
художники: | Тадеуш Мышорек, Анатоль Радзинович, Biruta Markuza Wasilkowska, Эльжбета Мекш |
монтаж: | Крыстына Комосинская |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 октября 1970 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
Наставляя сына вести себя благообразно, мать упустила из вида, что праведники, в большинстве своем, становятся мучениками, пав жертвой безнравственных соперников, оспаривающих ценностной режим порядочности, каждодневной победой подтверждая прочность собственных сил, окрашивая белое чёрным, вымарывая невинность и чистоту.
Название картины — библейская реминисценция, отсылающая к христианской заповеданности стыда и совести, обостряющая восприятие аналогий, хоть и не явно, но достаточно отчётливо проступающих в неспровоцированной жестокости одноклассников, выбирающих очередную жертву, стаей ворон налетая на одинокого жаворонка, унижая за то, что другой.
История типичная, если не сказать, что обыденная, ставшая сегодня корявым штампом подростковых комедий и кровавым росчерком школьных драм в прошловековую пору семидесятых, снята в проповедническом стиле церковного внушения, начинаясь и заканчиваясь у дверей храма, обращаясь взглядом в застывших ребят, а не на амвон.
Хмурые лица, нездоровые взгляды, болезненные движения — режиссёрский приём Януша Насфетера настойчив в использовании симптомов патологических изменений, обозначающих отклонения от обычного, освященного религией порядка вещей, делая сходный акцент в художественных характеристиках, учеников, так и их наставников, поражённых общим недугом, воспроизводящим из болезни болезнь.
В облике матери главного героя прослеживаются всё те же проявления расстройства, которые, пусть и причисленные на счёт вдовьей доли, усугубляют бедственное положение сына, лишённого шансов уцелеть в окружении ущербных завистников и любопытствующих соглядатаев, без заступников и помощников, возлагающих спасение на него самого, контрастно подчёркнутого безупречно чистым и светлым ликом Филипа Лобознинского, исполнившего жертвенную роль мальчишки.
Тенью безумия нависает над злоумышленниками городской дурачок — образ — предостережение, и в нём же — предзнаменование подстерегающей праведника беды, причиной которой становится совесть, ограждающая его от падения, подставляя обнажённую душу под удар бесстыжих детей.
16 марта 2013