Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Операция «Трест» |
год: | 1968 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Сергей Колосов |
сценаристы: | Александр Юровский, Лев Никулин |
видеооператор: | Валентин Железняков |
композитор: | Юрий Левитин |
художник: | Михаил Карташов |
жанры: | приключения, история |
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 мая 1968 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Разумеется, в советское время все мы смотрели «Операцию „Трест“, поскольку мало было фильмов, в стиле шпионского кино или героического детектива, если угодно. Не был обойдён вниманием и этот мини-сериал по роману-хронике „Мёртвая зыбь“ Л. Никулина, в постановке Сергея Колосова, кстати, достаточно правдивому и дающему так сказать официальную точку зрения на те события, явившиеся триумфом советских чекистов.
В первой серии фильма в центре внимания -Якушев (артист Игорь Горбачёв), человек, которого привели в «Трест», мифическую суперорганизацию, контролируемую ОГПУ, чекисты, используя его же националистические убеждения. Как было на самом деле -сказать трудно, известно, что Якушев был сибаритом: любил хорошие напитки, прекрасный пол, сигары. Всё это он мог получать, будучи сотрудником наркомата плюс помощь от ОГПУ. Интересна дальнейшая судьба Якушева : в 1929 году он был арестован без суда и следствия и отправлен в Соловки, в 30-е гг. умер от инфаркта в заключении, приговор ему подписали задним числом в 1934 году и не помогли ни Стырне, ни Артузов, эти рыцари без страха и упрёка с холодными головами. К слову сказать, оба разработчика операции были арестованы в 1937 году и сгинули в подвалах Лубянки.
Там они наверняка вспомнили операцию и её логическое завершение-похищение и убийство генерала Кутепова, но всё это опять же за рамками фильма. Фильм заканчивается попыткой перехода через границу Марии Захарченко, которую играет жена и муза режиссёра, Людмила Касаткина. Что же, так дозируя и умело скрывая исторические события, что было свойственно тому политическому режиму, сняли не самый плохой, на тот период (подчёркиваю) сериал.
Отдельного упоминания заслуживает Стауниц, кавалерист-эсер, монархист-коммерсант, в блистательном, как всегда, исполнении Донатаса Баниониса.
На самом деле, Стауниц, он же Опперпут, он же Упелинц и многое другое, работал на ОГПУ, как и Якушев, по данным зарубежного исследователя данной темы Войцеховского был убит при переходе через границу, по другим данным, даже избежал чисток в 1937-ом и героически погиб в подполье Второй мировой.
7 августа 2016
Ну почему же никто не смотрел, Smeyus? Думаю, что смотрели многие, ещё по советскому телевидению, хотя надо сказать, что фильмы Сергея Колосова не балуют показами. Возможно, потому, что они исключительно правдивы. Сергей Колосов не позволяет себе никакой конъюнктуры (в смысле уступки вкусам власти и толпы) и весьма серьёзно и взвешенно относится к историческим фактам. Видимо, в этом также причина того, что его фильмы смотреть непросто, они требуют сосредоточения, работы ума и души. Но Колосов не из тех режиссёров, кто стремится к шумным успехам и кассовым сборам, ему важнее всего истина. Таких режиссёров, снимающих исторические фильмы, очень немного, но они не останутся без своего зрителя. Зрителя, который также превыше всего ценит истину.
Несмотря на то, что фильм снят в годы расцвета советской власти, в нём почти не чувствуется влияния идеологической цензуры. Режиссёр использует добротный исторический материал и даёт добросовестную его трактовку. Без оговорок веришь во всё происходящее на экране: именно так или приблизительно так и происходила реальная история о том, как в 1920-е годы советские контрразведчики несколько лет водили за нос агентуру белой эмиграции, мечтающей о реванше. Да, это вам не сказки про Штирлица! Это быль, и быль поучительная. Яркая картина преимущества новой власти перед старой, какой бы она, эта новая власть, не была. Прошлого не воротишь — это одна из тех прописных истин, которые тем не менее надо почаще напоминать (почему-то чем проще истина, тем больше люди склонны её забывать). Белоэмигранты убедились в этом на том уроке, который им преподала так презираемая и ненавидимая ими ЧК — ОГПУ.
Актёрский состав действительно прекрасный, и прекрасно подобран, не исключая и малоизвестных актёров. Когда видишь такую актёрскую игру (один молодой Джигарханян чего стоит!), возникает чуть щемящее ностальгическое чувство оттого, что так уже давно не играют и играть уже, наверное, никогда не будут. Это было время, когда люди не знали «мыльных опер» с наспех сколоченным сюжетом и никакой актёрской игрой… Но хватит о грустном! Фильм замечательный и занимает заслуженное место в золотой коллекции отечественного исторического кино. Обязателен к просмотру всеми, кто любит русскую историю и серьёзно относится к ней.
9 из 10
(один минус за чрезмерную камерность и некоторую затянутость)
12 февраля 2012
Замечательный советский сериал, поставленный автором «Вызываем огонь на себя». Фильм снят в отчасти театральной манере (большинство сцен происходит в закрытых помещениях) и с прекрасной, местами необычной операторской работой. Его интересной особенностью является периодическое появление на экране Л. Макарьева, зачитывающего зрителю архивные документы и беседующего с участниками событий тех лет.
Потрясающие актёры: спокойный и рассудительный Джигарханян в роли Артузова, осторожный и внутренне мятущийся Горбачёв — глава «Треста», беспринципный и ни во что не верящий Банионис, ну и конечно же Людмила Касаткина — отчаянная и одержимая ненавистью к большевикам Захарченко. По ходу фильма совершенно не возникает ощущения постановки, но наоборот — веришь всему, что видишь.
10 из 10
30 мая 2011