Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.9 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мертвый сезон |
год: | 1968 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Савва Кулиш |
сценаристы: | Александр Шлепянов, Владимир Вайншток |
видеооператор: | Александр Чечулин |
композитор: | Андрей Волконский |
художник: | Евгений Гуков |
монтаж: | В. Чечулина, Елена Миронова |
жанры: | драма, приключения, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 декабря 1968 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 18 мин |
Имеющий славу классики советского шпионского кино и часто помещаемый в один ряд с «Семнадцатью мгновениями весны» и «Щитом и мечом», «Мертвый сезон» - довольно сложно устроенное кино со своими плюсами и минусами. Главные плюсы – создание атмосферы «свободного» Запада и основная концепция, о которой скажем отдельно. Главные минусы – рыхлая структура и дряблый сюжет, становящийся острым лишь в последние полчаса экранного времени. Часто говорят об аутентичности воссоздания Запада в Эстонии, где фильм снимался. С этим не поспоришь: бары, джаз, ночная и телевизионная реклама – весь этот потребительский «рай» очень напоминает кривое Зазеркалье, где мучается советский разведчик. Проблемы, переживаемые Ладейниковым (героем Баниониса), на самом деле – ничто в сравнении с теми терзаниями, которые вызывает жизнь во враждебном окружении. Передать его, как своеобразное чистилище, которое только прикидывается раем, а на самом деле является местом мучения совестливых душ (важные линии профессора О`Рейли и католического священника), - это Кулишу удалось блестяще.
Однако, подобная описательная задача сделала бы фильм одноногим инвалидом, если бы была единственной, концепция «Мертвого сезона» гораздо сложнее: показать это потребительское чистилище как наследие фашизма, который является изнанкой любой буржуазности и мещанства. Глубинно ницшеанское мировоззрение профессора Хасса – это послевоенного Мабузе прямо манифестируется в одной из сцен, благодаря чему зритель может сложить две концептуальные половинки «Мертвого сезона»: респектабельный и «демократический» фасад «свободного» мира и его подлинное лицо, вернее морду, то бишь деление на полноценных и неполноценных, сверхлюдей и недолюдей (все прямо по заветам Ницше).
Задачей режиссера в «Мертвом сезоне» было показать именно мертвенность буржуазного изобилия, которому противопоставляется постоянно подразумеваемая Родина Ладейникова и Савушкина, там, где нет власти капитала и чудовищности экспериментов над людьми. Возвращение домой происходит лишь в финале, и для героя, и для зрителей – это просто счастье (в одной из сцен герой думает о том, как хорошо бы пройти по Тверской). Безусловно, «Мертвый сезон», как и многие фильмы своего времени показывает реалии «холодной войны» лишь с одного идеологического ракурса, но это характерно и для современных фильмов, того же «Шпионского моста» Спилберга, в котором как раз показана судьба Абеля после ареста.
Однако, хоть Спилбергу и удалось создать насыщенное событиями остросюжетное повествование, следя за которым зритель не скучает, все же нам, русским и особенно рожденным в СССР фильм Кулиша как-то роднее. Пусть он порой кажется занудным, медленным, даже вялым, но его концептуальное наполнение по-прежнему актуально в эру биотехнологического оружия. В любом случае не блестящая, но мастерская по созданию атмосферы и доказательству концептуальных задач режиссура Кулиша вкупе с работами Баниониса и Быкова, дополняющих друг друга (первый по-западному сдержан и замкнут, второй раскован и эмоционален), все это очень достойно смотрится сегодня на экране.
Тем более, что тесная, можно даже сказать структурная связь капитализма и фашизма не вызывает сомнений, и о ней не мешало бы напомнить (лично мне вспоминается на эту тему лишь гениальный «Ростовщик» Сидни Люмета). И еще. Закадровый монолог Ладейникова заставляет вспомнить стилистику американских науров, на который Кулиш формально ориентировался, это очевидно. Одним словом, «Мертвый сезон» - кино с большим культурным и идеологическим потенциалом, реализованным если и не на сто процентов, то близко к тому.
11 июня 2022
В начале Рудольф Иванович Абель поясняет весь расклад, а прототипом Ладейникова стал советский разведчик Конон Моло́дый.
Банионис не просто ' как актер' готовился к роли. Он много общался с самим Моло́дым, не 'копировал' манеры и жесты, а был внимателен к его профессиональным пояснениям. Тот много рассказывал, отдыхая летом в гостях на служебных дачах сослуживцев. Скромных запросов человек, не рисовался у таёжных дачных костров с историями перед молодёжью ( молодёжь с этих же дач). Часто бодрствовал, выпивая за ночь чайник с чистой сибирской родниковой водой.
Да, и в результате Банионис оказался похож, не то слово. Единственное, седина, Моло́дый долго не был седым. Но остальное, просто исключительно. Психофизиология от идеологического восприятия.
'—Выйти бы сейчас где-нибудь на Арбате, или на улице Горького' ©.
Альтернативой можно прогуляться в московском парке на Мосфильмовской, к пруду, к лебединому домику, покормить больших лебедей и наглых уток... .
Работа разведчика-нелегала. Люди особого содружества. Люди с особым формированием личности.
...
'—Савушкин меня доканает. Неужели он актер ТЮЗа? Я думал, из цирка. Сколько раз казалось, что придется вмешаться. Мне было очень страшно. Очень рискованно работает. Очень'.©
Савушкин, умопомрачительно далёкий от разведки человек, играет Робинзона Крузо в детском театре. У него — коллектив, дети дома шалят, роли в 5 спектаклях...Ёлки новогодние, наконец! Тем не менее, со своим прекрасным баварским диалектом, и как избежавший психохимической обработки, он соглашается ехать и попытаться узнать того немецкого врача из концлагеря. Содрогнуло, когда Савушкин органолептически характеризовал привычки Хасса и составил его портрет. Савушкин и в работе проявил себя недюжинно.
...
'— А в Москве сейчас осень, костры жгут. У Савушкина новый сезон начался'. ©
Будет ещё в Москве осень, и будут жечь листву, и будет наступать пора театральных сезонов.
Послесловие. Этот фильм поможет создать правильное идеологическое поле тем людям, которые искренне интересуются.
20 декабря 2021
Не стану подробно рассказывать о важности этого фильма и актуальности избранной темы. Все это, на мой взгляд, вещи находящиеся на поверхности. И здорово, что создатели ленты за далекой от обывателя игрой спецслужб показали противодействие нескольким психопатам, мечтающим воссоздать странный мировой порядок антиутопии.
Я бы хотел поделиться своими впечатлениями от просмотра. Выделю несколько составляющих, благодаря которым фильм «выстреливает», завораживает и очаровывает даже в наши дни.
Во-первых, меня потряс этот лаконичный стиль. Ничего лишнего. Да и без пояснений. Будто наблюдаешь за игрой в шахматы или стал невольным свидетелем хирургической операции. На экране перманентно что-то происходит, но при этом нам показывают иллюзию отсутствия действия. Это режиссерское решение мне видится гениальным, что заставляет пересматривать фильм обращая внимание на полутона, взгляды и прочие детали, которые в обычном жанровом «шпионском» кино не принято выделять.
Во-вторых, перед нами идеальная стилизация. Нужно учитывать реалии «железного занавеса» и при этом нельзя не оценивать полученную «картинку». Визуальный ряд таков, что нет сомнений — фильм делали в Западной Европе. Даже зная правду, что лента снималась в советской Эстонии, в деталях сложно найти подвох — идеальная работа.
В-третьих, монтаж. Для советского кинематографа плавность показа материала никогда не была превалирующей величиной. Цензура всегда имела приоритет. Оттого многие замечательные ленты неимоверно жестоко «изрезаны». Эпизоды выглядят несогласованными во многих культовых лентах СССР и это настолько привычно, что кажется нормой. Но в «Мертвом сезоне» такого нет. Это цельный фильм, будто отснятый в Голливуде или Британии. Впрочем, Савва Кулиш был настолько хорош, что еще нужно подумать достойно было бы для него даже гипотетически работать в Голливуде!
В-четвертых, актеры. Никто и не оспаривает гениальность дуэта Баниониса и Быкова. Эти двое так не похожи и при этом неимоверно здорово смотрятся вместе.
Впрочем, все решают не только они — ставшие звездами. Тут дело за всей командой — даже исполнители эпизодов подобраны весьма тщательно.
В-пятых, еще раз детали. Можно восхищаться погонями или эффектной сценой обмена, но на мой вкус, куда более «взрывает фильм» созданная в рамках «Мертвого сезона» реклама. Фальшивые улыбки вводят нас в потребительский ад, где для каждого уже уготовано свое несчастливое место. И снято так, будто перед нами действительно тогдашняя реклама, дерзко скопированная режиссером.
Еще деталь — антураж ночных клубов. Танцовщица go-go на заднем плане во время одной из бесед показывает реалистичность всей этой конструкции. Будто мы действительно в западном мире.
В этом фильме можно выделять еще много приятных моментов. Во всех отношениях это образец достойного кино. Кино, в сравнении с которым ленты о Джеймсе Бонде выглядят подростковым бредом. Добавлю в заключение, что эту ленту я рассматриваю как первую часть дилогии, ибо второй фильм Саввы Кулиша «Комитет 19-ти» фактически развивает начатую в фильме тему.
10 из 10
11 июля 2020
Вот ведь, как случается иногда: смотришь-пересматриваешь знакомый и любимый с детства фильм, и вдруг на, скажем, сто первом просмотре ловишь себя на мысли- а почему Это так? А ответа в фильме нету! Так случилось и со мной на… ну, может, двадцатом просмотре «Мёртвого сезона». Нас всех, «добрых киноманов», увлекает Основное действие картины, и мы быстро забываем её начало, отправную точку оного действия. И напрасно! Напомню: фильм начинается с информации, что в зарубежном аэропорту был убит некий связной между нацистским преступником доктором Хаасом и западногерманской разведкой, в кармане которого нашли шифровку о закупке сырья для производства некого газа Эр-Эйч (см. синопсис). Что немедленно стало известно КГБ и… см. фильм. Который так и не отвечает на то, Кому же понадобилось Так бездарно (с наличием страшного компромата!!!) устранить агента-посредника, да так, что о проекте «Эр-Эйч» узнал весь мир, не говоря уже о его спецслужбах? Ни одна вменяемая разведка подобным образом бы не поступила, хотя бы шифровку прибрала себе- дело ведь о страшном оружии, которое и самим бы неплохо поиметь… Старые подпольщики-сопротивленцы? Увы, чёткого ответа я не обнаружил…
Ну и так, по ходу дела. Актёр ТЮЗа Савушкин был занят в спектакле «Клуб знаменитых капитанов». Так вот, оный спектакль был поставлен по мотивам одноимённой детской, суперпопулярной в 60-х- 70-х годах прошлого века передачи Всесоюзного радио, которую я тогда слушал с превеликим удовольствием!
И никак не могу не сказать об уникальном композиторе ленты Андрее Волконском. Реальный князь (по отцу) старинной русской дворянской фамилии, потомки которой вернулись в Совдепию в 1947-м году, Андрей на родине стал активным пропагандистом старинной органной и клавесинной музыки, создав в 1966-м году ансамбль «Мадригал». Именно благодаря Волконскому мы наслаждаемся эмоциональными авторскими клавесинными пассажами в «Мёртвом сезоне». Вероятно, они тогда сильно впечатлили другого молодого композитора Таривердиева, раз он тогда «принял на вооружение» часть стилистики Волконского для последующего своего творчества (можете сравнить музыку из «Мёртвого сезона» и из «Семнадцати мгновений весны»: даже непрофессионал найдёт в них много общего!). К сожалению, у князя Волконского с Советами что-то «не срослось», и в 1972-м году он уехал за кордон, где и умер, не произведя мировых сенсаций в музыке…
8 из 10
16 сентября 2017
Сначала хочется сказать, что это классический фильм про разведчиков. Из тех самых, которыми засматривались мальчишки и хотели стать разведчиками. И сюжет у него потрясающий. Коварный нацистский доктор продолжает орудовать спустя десятилетия после войны. Он работает над созданием опаснейшего газа, который может превратить человека в ничего не соображающее, легко манипулируемое животное. Злодея сразу же обозначают опасным типом. Но! Никто не знает, как он выглядит. И наш разведчик в Европе снуёт туда-сюда без особого результата. Здесь фильм сразу же предлагает нестандартный поворот. Есть один актёр, который когда-то бежал из концлагеря, в котором частенько появлялся этот самый нацистский учёный. И только этот актёр, далёкий от профессии разведчика, может опознать злостного доктора наук. Времени мало, желания у актёра ещё меньше. Но нужно действовать, так как масштабы трагедии невозможно представить… Закручено всё очень лихо. Сюжет классный.
По Донатасу Банионису сказать что-то трудно. Разведчик должен быть хладнокровен и сдержан, каким собственно и был Донатас на протяжении всего фильма. Поэтому справился он с этой ролью безупречно. Но всё-таки более важный персонаж здесь, на мой взгляд, — это герой Ролана Быкова. Ему и играть было что, и персонаж у него более человечный, подверженный эмоциям, нервам. На фоне профессионального разведчика, который может постоять сам за себя, и не обделён знаниями о том, как обходить опасности, актёр Савушкин заставляет за него переживать чуть больше, потому что он обычный человек, волею судьбы (и собственного решения) оказавшийся участником этой опасной игры. Игры, исходом которой могут быть судьбы всех тех людей, запечатлённых на документальных кадрах. Но в масштабе целых народов.
И всё бы у фильма шло чудесно и замечательно, если бы авторы не решили во второй части устроить зрителю небольшой боевичок в стиле Джеймса Бонда. Да, такая ирония, в рецензиях можно прочитать, что любителям Джеймса Бонда в фильме ловить нечего — экшона мало, но я вот, как не большой любитель Бонда, наоборот скажу, что именно это привнесение «бондианы» чуть подпортило впечатления о картине. В конце началась драка, сумрачный учёный, его приспешник-верзила, кричащая дамочка, которую пытают почему-то прямо в загородном доме учёного. К тому же ещё классические удары по привязанному к стулу человеку и крики «на кого ты работаешь?!?!». Не хватало ещё вспышек молнии в ночи и дьявольского смеха. А в это время разведчик мчится всех спасать. Это всё превратило хороший шпионский детектив в какие-то приключения бравого агента 007. Представьте, если бы в «17 мгновениях весны» Штирлиц в конце стал бы драться с Гиммлером, а потом гоняться с ним на автомобилях, чтобы была захватывающая погоня. А потом снова драться и героически победить. Это всё испортило бы гениальный сериал. Вот и «Мёртвый сезон» в конце испортился и начал вместо умного детектива показывать экшон. Я не спорю, наверняка шпионам приходилось вступать в боевые схватки со злодеями, но чтобы это было так показательно, так долго и так притянуто за уши — в этом я сомневаюсь.
В общем, как шпионский фильм, «Мёртвый сезон» почти отличный. Всё портит только концовка, снятая как будто для фильма с Бондом. А вот сцена с обменом провалившихся разведчиков стала в какой-то степени культовой, узнаваемой, её немало где пародировали. На моей памяти, это было в «Джентльмен шоу» и «Городке». Так что, фильм вписал своё имя в список хороших детективов о разведчиках, но, например, «17 мгновениям…» он явно проигрывает.
7 из 10
2 ноября 2015
Великолепный фильм снятый на киностудии Ленфильм рассказывающий о жизни советского резидента. Здесь нет дорогих спецэффектов, неисчисляемых взрывов, бесконечных перестрелок и луж крови, которыми так славятся американские фильмы подобного жанра. Зато здесь есть столкновение умов, хитрость и интрига, которая держит в напряжении на протяжении всего фильма.
До сведения КГБ доходит информация о готовящемся массовом производстве газа Эр-Эйч. Свойства этого газа таковы, что в малых дозах он способен стимулировать интеллектуальный потенциал человека, но в больших дозах превращает его в послушного раба. Задание поручают советскому резиденту Константину Ладейникову (Донатас Банионис), но по ходу выполнения задания он сталкивается с трудностью, поскольку не может опознать главного руководителя проекта — Хасса, так как у советских спецслужб нет его фотографии. Поэтому в Германию, под перекрытием переправляют Ивана Савушкина (Ролан Быков), который будучи в немецком концлагере видел Хасса, когда тот ставил опыты на заключенных. От смерти его спасло то, что он бежал в 1944 и теперь ему предстоит вычислить и обезвредить этого страшного человека.
В качестве критики интеллигентные зрители могут указать на тот факт, что документов, о подобных исследованиях нет и если такое оружие было бы создано, то непременно об этом узнал бы весь мир. НО все ли мы знаем о работе спецслужб тех лет? Многие ли документы и архивы раскрыты? И где гарантия, что подобные проекты не ведутся сейчас? А даже если это и выдумка сценариста, то это вполне интересная находка, потому как подобные замыслы вполне имели место быть, особенно во время Холодной войны.
В отличие от фильма Ошибка резидента, здесь практически нет места внутренним переживаниям героев. Они подобно гранитным монолитам держат все эмоции и переживания в себе. В фильме прекрасно передан быт и атмосфера западной Германии, складывается ощущение, что все действительно снималось в капиталистическом мире. Западная спецслужба не показана примитивно и схематично. Напротив, несмотря на изрядную жестокость, ее нельзя назвать глупым и слабым противником. Складывается впечатление, что идет противодействие двух равных врагов.
Особенно запомнилась сцена, в которой секретаршу Хасса, якобы вступившую в контакт с советским резидентом, перестало принимать общество. Зайдя в кафе, никто не захотел сидеть с ней за одним столиком. От нее шарахались как от прокаженной. По-моему самое точное определение всего капиталистического уклада жизни.
Ценителям советского детектива рекомендуется.
8 из 10
6 июня 2015
Хороший, интересный фильм. Предельно правдоподобно показана суть работы спецслужб — безграничное самопожертвование. Какие страшные муки сердца они могут переносить!
Холодное, жестковатое повествование соответствует болезненной тоске героя. Жить всю жизнь в среде потенциальных врагов, заводить с ними близкие отношения, а потом предавать их, хоть и ради спасения других людей, но все — равно, предавать уже ставших близкими людей — это невыносимо. Ведь задача агентов добыть информацию, а как это сделать? Надо влюбить в себя жертву, достичь доверительных отношений, а сделать это, руководствуясь только расчетом ума невозможно. Включается душа, интуиция, и вот уже сам агент привязался. Это страшно. Какофонически ломаная музыка соответствует переживаниям героя. Сумбур, страх, боль, жесткость.
Игра Баниониса бесподобна! В нем чувствуется неподъемная тяжесть, которая бесконечно давит и давит. Герой испытывает противоречивые чувства, отсюда некоторая угловатость мимики, ужимки. Как еще изобразить одновременно бескрайнюю широту души, бесстрашие, безысходность и смертную тоску по нормальной человеческой жизни?
10 из 10
12 октября 2010
Великолепный шпионский нуар, реалистично показывающий работу советских разведчиков 60-е зарубежом.
Донатас Банионис исполняет в этом фильме роль советского шпиона выслеживающего бывшего нацистского ученого, которого скрывает от правосудия одна из капиталистических стран, так как он разрабатывае тдля нее новое оружие массового уничтожения.
Единственный кто знает как выглядит этот б ученый — некто по фамилии Савушкин (потрясающий Ролан Быков), единственный выживший после опытов безумца.
Савушкина отправляют заграницу, где он и герой Баниониса начинают охоту на этого Профессора Хесса…
Фильм действительно захватывающий, хотя поклонники похождений Джеймса Бонда будут разочарованы — экшена в фильме немого. Он есть — великолепно поставленная погоня, и драка Баниониса с иностранным коллегой — всё поставлено на высоком уровне. Шпион Банионса много думает, анализирует, в этом он чем-то напоминает нашего другого разведчика — Штирлица.
Сюжет интересен, актеры играют прекрасно (особенно хочу отметить Баниониса, его поклонником я стал со времен «Соряниса «Тарковского), отличная режиссура — абсолютно идеальный фильм, рекомендую всем поклонникам как киноклассики, так и любителям захватывающего кино.
10 из 10
8 декабря 2007