Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Лусия |
английское название: |
Lucía |
год: | 1968 |
страна: |
Куба
|
режиссер: | Умберто Солас |
сценаристы: | Хулио Гарсиа Эспиноса, Нельсон Родригес, Умберто Солас |
продюсеры: | Рауль Каноса, Камило Вивес |
видеооператор: | Хорхе Эрреро |
композитор: | Лео Броувер |
художник: | Мария Элена Молинет |
монтаж: | Нельсон Родригес |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 апреля 1970 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 40 мин |
Яркий образ Кубы в кинематографе «Острова Свободы» появляется в фильме «Лусия» (1968), режиссера Умберто Солас — режиссер, сценарист, стоявший у истоков кубинского кинематографа, так же являющийся основателям ИКАИК. Хорошо знающий итальянский кинематограф, он заимствует кинематографический стиль у Лукино Висконти. Это можно заметить во впечатляющих мизансценах, а также в пронзительных, иногда тяжелых мелодрамах. Он начал делать короткометражные фильмы в очень молодом возрасте. Его первым полнометражным фильмом стала «Мануэла» (1966) года. Успех этого фильма привел его к «Лусия» (1968). В общей сложности он получил 13 международных и национальных наград, был девять раз номинирован. Он дважды входил в состав жюри Берлинского международного кинофестиваля — в 1977 и 1997 годах. В 2003 году он основал фестиваль «Gibara cine pobre» (Гибара бедное кино), главной идеей которого было создания фильмов с ограниченными средствами.
В своей картине «Лусия» он повествует о трех девушках с одним и тем же именем, Люсия. Каждая героиня живет в эпоху, которая является ключевой в истории Кубы, этим представляя ее.
Первая Люсия живет в 1895-ом, безумно влюблена в испанского шпиона, который хитростью узнает у нее, где скрываются повстанцы. Узнав о нападении на них и гибели многих людей, она убивает своего возлюбленного, ножом.
Вторая Люсия живет в 1933 году, идеалами своего возлюбленного революционера, который против режима Херердо Мачадо. После его свержения наступает новая республиканская власть, не оправдавшая желаний Лусии, принеся лишь крушения ее надежд.
Третья Люсия живет в 1960-м году, где уже по-иному ставятся вопрос об отношении к женщине и ее подлинном освобождении. Картина снята в традиции комедии, Лусия, запертая в четырех стенах, начинает воздвигать протесты своему любящему мужу. Фильм с одной стороны подчеркивал переживания Карибского кризиса (1962-ого), с другой, открывал новый образ Кубы. Умберто Солас в большинстве своих картин выдвигает образ женщины на первый план, они четко отражают картину жизни общества. Именно у него, прямо или косвенно, женщина становится лицом страны.
31 июля 2011
Кинематограф Кубы первой половины 20-го века представлял собой плачевное зрелище, приглашённые заезжие постановщики из Мексики и Испании снимали безвкусные салонные мелодрамы, во многом пародирующие картины «прогрессивного Запада». Фильмы о героях войны за независимость- превращались в любовные истории, а темы национальной самоидентификации- ограничивались включением в музыкальные комедии местных фольклорных песенок. Всё изменилось с победой революции, после которой, тут же стали образовываться молодёжные киносекции, сначала документального, а потом и игрового фильма. И к концу первой декады правления Кастро- кубинские картины уже вовсю завоёвывали призы международных кинофестивалей.
Режиссёр Умберто Солас был из так называемой «второй волны» кубинских постановщиков, идущих вслед за знаменитой революционной киногруппой «Нуэстро темпо»(Наше время). В 1968-ом, в год столетия начала борьбы за независимость «Острова свободы»- он снял свою возможно лучшую картину, альманах-триптих- «Лусия». Где в разностильном ключе каждой из новелл, показал три исторических этапа, через судьбы трёх женщин с одинаковыми именами.
1895 год: История любви и невольного предательства красавицы Лусии и коммерсанта Рафаэля, на фоне обострившейся войны за независимость от Испании. Самая большая по хронометражу и безусловно лучшая часть трилогии. Где с широким размахом продемонстрированы все технико-визуальные художественные приёмы кубинского авангарда. Смешивая манеры съёмок- крупных планов и общих проекций-панорам и переходя от «розового неореализма» к фокусу размытого негатива в стилистики экспериментального кино, Солас успешно воссоздаёт поэтическую метафизику латиноамериканской культуры. Особняком стоит сцена с атакой на испанскую кавалерию, отряда обнажённых чернокожих всадников- символизирующих способность недавних «угнетённых рабов», противостоять любой буржуазной конкисте.
1932 год: Лиричное жизнеописание юной богачки, влюбившейся в молодого революционера и становящейся его боевой подругой. Самая романтическая и ностальгическая новелла альманаха, в которой неспешность мелодраматических моментов, сменяют сквозные сцены перестрелок и забастовок, в период свержения правительства Херардо Мачадо. Немного неровная, но в то же время уравновешивающая взвинченность первой половины триптиха, она кажется снятой совсем другим режиссёром. Влияние аристократичного стиля итальянских киномастеров а-ля Висконти и в целом некоторый академизм формы, отсылает к дореволюционному кубинскому кинематографу.
И наконец 1960-е. Новые времена: Водитель грузовика Тома запрещает своей красавице жене Лусии не только работать в колхозе, но и общаться с любым представителем мужского пола. Доходит до того, что он запирает её дома, предварительно заколотив все окна гвоздями. И всё бы ничего, но в деревню приезжают для поднятия грамотности столичные учителя, одного из которых расселяют как раз в квартиру молодожёнов. Новелла снята в духе европейских бытовых комедий и высмеивает традиционный южный мачизм. Революция уравняла права мужчин и женщин, но ревнивый Тома не хочет этого замечать. Эта часть трилогии снята уже в динамичном современном стиле 60-х, легендарная «Гванта рамера», звучащая за кадром с текстом изменённым под события ленты, то и дело в самых «жарких сценах» перебивается рок-ритмами, что также символизирует смену эпох.
Три эпизода, три женских характера- три исторических момента, как болевые точки меняющегося мира и Кубы в частности. Фильм явился универсальным этническим слепком, не только «страны сигар и рома», но и всего латиноамериканского континента в целом. Рифмуясь со своими коллегами из Бразилии, Аргентины, Чили, Перу, Боливии- кубинец Солас, продолжил борьбу начатую на политической карте мира, переходя к противостоянию идей и взглядов. А главное «войне» за независимость национальной кинематографии от иностранных влияний.
9 из 10
24 июня 2011