Битва за Рим
Kampf um Rom I
6.6
6
1968, драма, приключения
Германия (ФРГ), Италия, Румыния, 1 ч 43 мин
16+

В ролях: Лоуренс Харви, Орсон Уэллс, Сильва Кошина, Харриет Андерссон, Онор Блэкман
и другие
Племена готов завоевали Рим в конце IV века нашей эры. На фоне грандиозных потрясений разворачивается драматическая борьба римлян за освобождение города от варваров.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Битва за Рим

английское название:

Kampf um Rom I

год: 1968
страны:
Германия (ФРГ), Италия, Румыния
режиссеры: , ,
сценаристы: , ,
продюсеры: ,
видеооператор: Рихард Ангст
композитор:
художники: Кюли Зандер, Эрнст Шомер, Константин Симионеску, Ирмс Паули, Хория Попеску
монтаж:
жанры: драма, приключения
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 17 декабря 1968 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 43 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, приключения

Постеры фильма «Битва за Рим», 1968

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Битва за Рим», 1968

Падение пеплума или готы всмятку

В своё время я много читал разных исторических (ну, или псевдоисторических) романов, в том числе мне попался и литературный первоисточник данного фильма, выходивший у нас под названием «Падение империи». Далее займусь самоцитированием: «очень хорошая книга, кстати. С «Атиллой» (это другое произведение того же автора) даже и близко не сравнить. Пафос тут, конечно, тоже присутствует, куда ж без него, плюс явно предвзятое отношение к Византии в наличии. Германцы опять же практически все исключительно мудрые и благородные. Но яркая картина полной безнадёжности попытки нового объединения развалившейся Империи, плюс череда очень колоритных персонажей явно перевешивают»). Короче книга мне тогда, что называется, «зашла».

А совсем недавно от кого-то с удивлением узнал, что эта книга была экранизирована ещё в конце 60-х годов, причём фильм вышел аж в 2-х частях. Посмотрел (обе, в оригинальной продолжительности). Был потрясён прежде всего тем, что хорошую книгу просто безжалостно изуродовали. Она и так-то не особо блистала исторической достоверностью, но по сравнению с тем, что вытворили в фильме, оказалась практически документальной.

Из кино полностью выкинули (за ненадобностью?) сразу двух (!) готских королей, мать и дочь превратили в сестёр, да ещё сделали их прямыми соперницами-наследницами Теодориха (в книге, как и в жизни, единственным законным наследником Теодориха был его внук, но его из фильма безжалостно выбросили), полководец-евнух Нарсес преобразился в коварного карлика, Велизария убили у ворот Рима (вот тут не надо, эта конкретная ересь перекочевала прямиком из книги!), а Феодору заставили самоубиться! Сложные интриги Цетега показали очень и очень куце, а взаимоотношения внутри готов вообще смазали донельзя. Причём если первая часть ещё хоть как-то смотрелась (где-то на 3+), то вторая оказалась совсем уж слабой. В итоге разочарован полностью…

6 из 10

24 декабря 2018

Часть первая. К Риму.

Для конца 60-х годов прошлого века фильм наверное был неплохим, но с сегодняшнего дня смотрится как то убого, что с исторической стороны, что с точки зрения развития сюжета, что с точки зрения батальных сцен.

Собственно первая часть фильма это стремление византийцев в Рим, чтоб изгнать из Италии варваров — готов. Перед нами проходят исторические личности Теодорих Великий, император Юстиниан, его жена Феодосия, Велизарий, Нарсес, Витигес, Тотила — но изложение исторических фактов происходит с такой отсебятиной, что зубы начинает сводить минуте на двадцатой. А после сцены между Цетегом и Феодорой становится совсем не по себе. Смотрим дальше фильм на историческую тематику, с сильной поправкой на факты. Может действо порадует.

Действо кстати местами радует, не вдаваясь в реалии событий, наблюдать за псевдоисторическим противостоянием сестер Амаласунтой и Матасунтой или взаимными интригами карлика Нарсеса и императрицы Феодоры забавно. Но к сожалению на этом все хорошее ограничивается. Дальше наблюдаем скучный сюжет, вялые действа и невнятную борьбу за Рим между тремя группировками — готами, византийцами и римской партией.

Батальные сцены выполнены настолько убого, что говорить об этом не хочется. Бюджет видимо не позволил развернуться и конечно доспехи и оружие времен начала Принципата Рима из Iвека в VI веке смотрится убого.

Про актерскую игру тоже не могу сказать ничего определенного, ощущение интернациональный эксперимент с актерами провалился, никто не понимал, кого изображает и что от них хотят.

По итогу можно сказать показанная в первой части фильма борьба за Рим получилась неубедительной, интриги примитивными, битвы убогими. Единственно, что искупает недостатки, хоть какой то фильм о столь интересном периоде, время когда он снят и сцена расправы с сестрой, поэтому все таки

5 из 10

10 ноября 2016

Закат пеплумов

Жанр пеплума базируется на трёх китах — вольном подходе к изложению исторических событий, участии известных актёров и пафосном стиле их игры и масштабных батальных сцен.

В этом фильме я нашёл только первого «кита», самого спорного, и в принципе не делающего чести историческому фильму. Вообще, меня всегда удивляло при просмотре «Спартака» или «Падения Римской империи», как можно столь спокойно перевирать известные исторические события, которые описаны даже в школьном учебнике «История древнего мира» (применительно к данному фильму — «История средних веков»). Разбор исторических неточностей можно оставить для специалистов, но чего стоит хотя бы самоубийство императрицы Феодоры!

Далее, интернациональный актёрский ансамбль из американских и румынских актёров не выглядит единым. Различие не только в лицах, но и в эмоциях. Уже упомянутая Феодора, которая является одной из известных женщин, вошедших в историю древнего мира, как Нефертити или Клеопатра, в этом фильме сыграна румынской актрисой, которая не передала этого ореола легендарной правительницы. Например, Маргарита Терехова в советском фильме «Русь изначальная», создала куда более запоминающийся образ при меньшем количестве экранного времени. На лице легендарного Орсона Уэллса читается неудовольствие от участия в столь сомнительном проекте, а не разочарование императора Юстиниана военной кампанией в Италии или поведением супруги-императрицы.

Создаётся впечатление, что американская и румынская части съёмочной группы разговаривали каждая на своём языке и не понимали друг друга, оттого у актёров столько каменные лица в совместных сценах.

Батальные сцены сняты слабо. Задействовано статистов не более ста человек, причём непосредственно сцены битв сняты крупными планами, что в кадре одновременно находятся 2—3 человека, причём если воин кидает копьё или замахивается мечом, то камера сразу перескакивает на что-то иное. А ведь зрелищная сторона в таких фильмах является важнейшей составляющей, не из-за драматургии их же смотрят. В «Битве за Рим», очевидно, сказывается недостаток бюджета.

Фильм снят в 1968 году, и стал последним фильмов из серии масштабных фильмов о событиях античности, и выглядит ещё большим анахронизмом, чем «Клеопатра». Здесь нет Элизабет Тейлор или Ричарда Бартона, которые своим масштабом как актёры соответствовали масштабам сыгранных ими исторических фигур, что во многом вытягивало подобные проекты.

Оригинальный фильм имеет хронометраж почти 3 часа, в советском прокате его сократили в 2 раза. По сети гуляет версия с дубляжом, перемешанным с одноголосым переводом. Судя по ней, сокращение фильму пошло явно на пользу. Фильм изобилует длиннотами, повторами, лишними сценами, не блещущими качественным исполнением.

Ставлю оценку только за жанр и возраст фильма

4 из 10

22 октября 2014

Фильм об эпохе Великого переселения народов

В советский прокат фильм выходил под названием «Борьба за Рим». Основа сюжета — борьба Византийской империи и Остгтоского королевства в Италии, противостояние остготского короля Тотилы, византийского полководца Велисария и императора Византии Юстиниана I. В роли императора Юстиниана — Орсон Уэллс.

Фильм снят по одноименному некогда популярному в Германии роману Феликса Дана. Роман создан в XIX веке (поэтому Феликс Дан не был соавтором сценария фильма), и представления автора о прошлом были по нынешним меркам наивными и романтическими. Тем, кто заинтресовался сюжетом фильма, стоит почитать не роман, а первоисточник — работы византийского историка Прокопия Кесарийского, откуда позаимствованы основные сюжетные ходы романа и фильма. Уверяю вас, его «Тайная история» — гораздо ярче и интереснее «Борьбы за Рим».

Фильм создавался в стилистике таких картин, как «Клеопатра», «Падение Римской империи», «Даки» и т. п. Увы, ни бюджета «Клеопатры», ни задора «Даков» у авторов фильма не было. Его снимали целых три режиссёра — основным был Роберт Сиодмак, а Сержиу Николаеску и Эндрю Мортон помогали ему (Николаеску, скорее всего, на волне успеха «Даков» ставил батальные и массовые сцены). Всё это в полной мере сказалось на содержании фильма — масса затяжек и провисаний сюжета, наивность в трактовке исторических событий (причиной всему, оказывается, любовь, зависть и личные интриги), в батальных сценах в полной мере ощущается ограниченность бюджета картины.

В результате фильм в разных странах выходил в прокат в разных версиях, отличавшихся по длительности.

В советском прокате фильмы «Битва за Рим» и «Битва за Рим-II» были смонитрованы в один фильм «Борьба за Рим» длительностью 85 минут.

Для Сержиу Николаеску фильм стал интересной возможностью попробовать свои силы в работе с западными кинематографистами и звёздами первой величины (Орсон Уэллс), но не более того.

Если вам нравятся фильмы о Микловане — можете спокойно пропустить «Битву за Рим».

Если вам нравятся чинные исторические фильмы 1950—60-х в стиле «Падения Римской империи» — то это фильм для вас.

13 октября 2013

Драма Битва за Рим появился на телеэкранах в далеком 1968 году, его режиссерами являются Роберт Сьодмак, Эндрю Мартон, Серджиу Николаеску. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Лоуренс Харви, Орсон Уэллс, Сильва Кошина, Харриет Андерссон, Онор Блэкман, Роберт Хоффманн, Майкл Данн, Ингрид Боултинг, Лэнг Джеффрис, Флорин Пьерсик, Эманоил Петруц, Фридрих фон Ледебур, Дитер Эпплер, Ева Штрёмберг, Мирча Ангелеску.

Производство стран Германия (ФРГ), Италия и Румыния. Битва за Рим — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2023 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.