Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Вестерплатте |
английское название: |
Westerplatte |
год: | 1967 |
страна: |
Польша
|
режиссер: | Станислав Ружевич |
сценарий: | Ян Юзеф Щепаньский |
видеооператор: | Ежи Вуйчик |
композитор: | Войцех Киляр |
художники: | Войцех Кжиштофьяк, Тадеуш Выбульт, Мэриэн Колодзей |
монтаж: | Лидия Пацевич |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 сентября 1967 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
Если спросить у рядовых москвичей, с чем у них ассоциируется 1 сентября, то одни ответят, что это начало Нового учебного года, другие заметят, что это первый день осени, ну а для остальной категории граждан это скорее всего обычный рабочий или выходной день.
Если же спросить рядового жителя Варшавы или любого другого польского города, то в ответ наверняка вкрадется еще одно событие: Начало Второй Мировой Войны и первые бои при обороне Вестерплатте (небольшой полуостров вблизи города Гданьск) 1 сентября 1939 года.
Надо также подчеркнуть, что фильм был участником 5-го Московского кинофестиваля и должен был прийтись по душе взыскательной столичной публике.
Фильм, как уже было замечено выше, о первых драматических днях героических защитников крепости-форта Вестерплатте и тех напряженных часах ожидания и тревоги, что этим дням предшествовали. Хорошо показаны настроения среди офицерского и личного состава, оборонявших Вестерплатте. Здесь я бы еще отметил очень хороший советский дубляж фильма, который помогает максимально глубоко погрузиться в атмосферу фильма. А атмосфера в последние августовские дни 1939 года на польско-германской границе была очень нервной и напряженной.
Здесь можно провести параллели с такими советскими художественными фильмами, как: ' Государственная граница. Фильм 5. Год 41. ' 1986 года и ' Война на Западном направлении ' 1990 года. Такие же томительные дни и часы, только на этот раз на советско-германской границе, беспокойные дни и бессонные ночи.
К чести польских кинематографистов им на мой взгляд удалось максимально реалистично показать события 31 августа - 1 сентября и последующих дней 1939 года. Еще 31 августа 1939 года офицерский состав Вестерплатте распивали пиво из бутылок и вели баталии за бильярдным столом, а уже на следующий ден делили с обычными рядовыми воду на глотки. Эти моменты очень пронзительные и трогают до глубины души.
Батальные сцены сделаны очень профессионально. По всей видимости создателям фильма удалось найти участников тех событий и нанять их как консультантов. Даже смогли разыскать на местных военных складах пушечку образца конца 1930-х годов. Единственное, что вызывает сожаление, что в кадре нет ни одного танка, но может их там и не могло быть. Здесь остается только догадываться.
Актерский состав подобран очень мастеровитый. Не знаком с польскими актерами, но они здесь очень натурально вжились в образы своих персонажей, словно мысленно перенеслись в те жаркие сентябрьские дни 1939 года.
Фильм можно смотреть не один раз и каждый раз получать удовольствие от просмотра.
10 из 10
31 августа 2024
В день 80-й годовщины начала Второй мировой войны пересмотрел польский фильм «Вестерплатте». Черно-белый фильм, снятый еще в той, коммунистической Польше в 1967 году. А недавно я также посмотрел и цветной польский фильм 2013 года «Тайны Вестерплатте», и потому появился повод их сравнить. И рекомендую посмотреть их оба.
Поначалу фильм XXI века кажется ремейком первого, эпизоды буквально повторяются, что собственно и соответствует хронике событий героической и трагической обороны крохотного клочка польской земли окруженного враждебной Померанией и прижатого к Балтийскому морю, на который 1 сентября 1939 года обрушились первые пули, снаряды и бомбы Второй мировой войны. Почти 7 суток маленький гарнизон Гданьской военно-транзитной базы (182 человека) будет отбивать дневные и ночные атаки вражеской пехоты, и выдерживать обстрел корабельной артиллерии линкора «Шлезвиг-Гольдштейн» и бомбежки пикирующих «Штукас».
Фильм Станислава Ружевича с хроникальной точностью воспроизводит героическое противостояние польских солдат многократно превосходящим силам гитлеровских Вермахта, ВВС и ВМС и данцигского ополчения. В эстетике замечательного польского кино 60-х, когда творили Анджей Вайда, Ежи Кавалерович, Казимеж Куц, Анджей Мунк и др. эта предельно убедительная документальность батальных эпизодов тогда особенно поражала. Я это помню, так как видел этот фильм на V Московском международном кинофестивале еще в 1967 году, где он получил Серебряный приз. Можно даже сказать, что фильм 1967 года — фильм о храбрых, честных польских солдатах. Психологические тонкости взаимоотношений офицеров Вестерплатте и мотивация принятия ими решений остались за рамками картины.
Поэтому фильм, снятый в 2013 году и называется «Тайны Вестерплатте», в нем также много стрельбы и взрывов, но все-таки больше спецэффектов и заметны следы компьютерной графики. Лично на меня батальные эпизоды старого черно-белого фильма произвели более сильное впечатление. Но зато гораздо больше внимания в цветном фильме уделяется раскрытию психологических образов офицеров гарнизона и солдат, среди которых далеко не все оказались героями.
Комендант ТВС майор Хенрик Сухарский в первом фильме суховатый, сдержанный офицер, который все 7 дней руководит обороной и, только осознав безнадежность сопротивления в виду недостатка оружия, боеприпасов и медикаментов, а также желая сохранить жизнь подчиненных, на последнем офицерском совете убеждает большинство согласиться на капитуляцию. Его заместитель — капитан Франтишек Домбровский не был с ним согласен, но и только. Кроме высокого роста и мужественной внешности в фильме Ружевича, он особенно не запоминается. А ведь в картине 1967 года явная историческая недостоверность, или, мягко скажем, недоговоренность. Да, именно майор Сухарский пойдёт с белым флагом 7 сентября на переговоры о капитуляции к немецкому генералу Эберхарду, и на этом закончится фильм «Вестерплатте».
А на самом деле не он, а его заместитель — капитан Домбровский стал настоящим командиром в дни обороны и именно он станет главным героем «Тайн Вестерплатте». Здесь его роль исполняет Роберт Жолендзевский. Ведь уже на второй день, пожалуй, самый трудный день обороны, когда после бомбежки Юнкерсов-87, погибло 13 человек и были разбиты все 4 миномета, майор Сухарский дал слабину и отдал приказ вывесить белый флаг, а капитан Домбровский приказал застрелить капрала с флагом и отстранил майора от командования гарнизоном. А ведь они были друзьями, побратались и перешли на «ты». Обаятельный Михал Жебровский в роли майора Хенрика Сухарского все же вызывает сочувствие. Его герой получает накануне немецкого вторжения настоятельную рекомендацию со стороны начальства: продержаться первые 12 часов, а потом действовать на своё усмотрение. Сухарский (все герои в фильме реальные, не вымышленные) пытается принудить своих подчинённых капитулировать, считая длительное сопротивление бессмысленным.
В фильме важное значение придается происхождению главных героев. Майор выходец из простых крестьян, а капитан из аристократов, сын генерала Австро-Венгерской Императорской армии. К тому же фамилия обязывает — ведь государственный гимн Польши называется «Марш Домбровского». Ведь он однофамилец, возможно потомок, героя из наполеоновской эпохи. В 1797 году генерал-поручик князь Ян Генрик Домбровский с позволения Наполеона Бонапарта создал в Италии из вынуждено покинувших родину вследствие российской, прусской и австрийской оккупации поляков Польские легионы, которые, по замыслу Домбровского, должны были вторгнуться в Польшу и вновь отвоевать независимость. Именно тогда был создан польский гимн — впервые песня была исполнена 20 июля войсковым оркестром в ритме мазурки на польскую народную мелодию. Песня стала гимном Ноябрьского (1830 г.) и Январского (1863 г.) восстания.
Однако на 7-й день осады и капитан Домбровский согласится с большинством. Он поймет, что никто, ни Англия, ни Франция им не поможет. Полуостров отрезан от Польши, которая уже наполовину оккупирована. Немцы уже в Ченстохове, подходят к Кракову, бомбят Варшаву. Личный состав Вестерплатте, в отличие от противника, не имел возможности сменяться и отдыхать. В гарнизоне стала ощущаться нехватка воды, пищи (основу которой составляли сухари и консервы), а также медикаментов. Из-за чего раненые не могли получить необходимую помощь. Врач гарнизона капитан Слабы подтвердил случай гангрены. И гарнизон Вестерплатте в этот день капитулирует с почетом.
Потери защитников Вестерплатте составили 16 человек убитыми и 50 ранеными, (причем 16-м станет сержант-радист Росинский, расстрелянный немцами за отказ сообщить радиошифры). Немцы же потеряли около 400 солдат убитыми и ранеными (причем, убитые составили около половины). Из 182 защитников Вестерплатте 158 дожили до конца войны, хотя в годы ПНР поддерживалась легенда, что защитники Вестерплатте все погибли.
Кстати, следует добавить в заключение, что в памятном многим теле-сериале «Четыре танкиста и собака», танковая бригада Войска Польского носит имя Вестерплатте.
3 сентября 2019