Вестерплатте
Westerplatte
6.7
7
1967, драма, военный
Польша, 1 ч 40 мин
В ролях: Аркадиуш Базак, Тадеуш Шмидт, Юзеф Новак, Тадеуш Плючинський, Богуш Билевский
и другие
Фильм повествует о героической обороне польского плацдарма Вестерплятте, где в сентябре 1939 года прогремели первые выстрелы Второй мировой войны. В фильме представлено столкновение двух нравственных позиций: сдаться во избежание ненужного кровопролития или же сражаться до последнего патрона.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Вестерплатте

английское название:

Westerplatte

год: 1967
страна:
Польша
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Ежи Вуйчик
композитор:
художники: Войцех Кжиштофьяк, Тадеуш Выбульт, Мэриэн Колодзей
монтаж:
жанры: драма, военный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 1 сентября 1967 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 40 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, военный

Отзывы критиков о фильме «Вестерплатте», 1967

Вестерплатте

Если спросить у рядовых москвичей, с чем у них ассоциируется 1 сентября, то одни ответят, что это начало Нового учебного года, другие заметят, что это первый день осени, ну а для остальной категории граждан это скорее всего обычный рабочий или выходной день.

Если же спросить рядового жителя Варшавы или любого другого польского города, то в ответ наверняка вкрадется еще одно событие: Начало Второй Мировой Войны и первые бои при обороне Вестерплатте (небольшой полуостров вблизи города Гданьск) 1 сентября 1939 года.

Надо также подчеркнуть, что фильм был участником 5-го Московского кинофестиваля и должен был прийтись по душе взыскательной столичной публике.

Фильм, как уже было замечено выше, о первых драматических днях героических защитников крепости-форта Вестерплатте и тех напряженных часах ожидания и тревоги, что этим дням предшествовали. Хорошо показаны настроения среди офицерского и личного состава, оборонявших Вестерплатте. Здесь я бы еще отметил очень хороший советский дубляж фильма, который помогает максимально глубоко погрузиться в атмосферу фильма. А атмосфера в последние августовские дни 1939 года на польско-германской границе была очень нервной и напряженной.

Здесь можно провести параллели с такими советскими художественными фильмами, как: ' Государственная граница. Фильм 5. Год 41. ' 1986 года и ' Война на Западном направлении ' 1990 года. Такие же томительные дни и часы, только на этот раз на советско-германской границе, беспокойные дни и бессонные ночи.

К чести польских кинематографистов им на мой взгляд удалось максимально реалистично показать события 31 августа - 1 сентября и последующих дней 1939 года. Еще 31 августа 1939 года офицерский состав Вестерплатте распивали пиво из бутылок и вели баталии за бильярдным столом, а уже на следующий ден делили с обычными рядовыми воду на глотки. Эти моменты очень пронзительные и трогают до глубины души.

Батальные сцены сделаны очень профессионально. По всей видимости создателям фильма удалось найти участников тех событий и нанять их как консультантов. Даже смогли разыскать на местных военных складах пушечку образца конца 1930-х годов. Единственное, что вызывает сожаление, что в кадре нет ни одного танка, но может их там и не могло быть. Здесь остается только догадываться.

Актерский состав подобран очень мастеровитый. Не знаком с польскими актерами, но они здесь очень натурально вжились в образы своих персонажей, словно мысленно перенеслись в те жаркие сентябрьские дни 1939 года.

Фильм можно смотреть не один раз и каждый раз получать удовольствие от просмотра.

10 из 10

31 августа 2024

Марш Домбровского

В день 80-й годовщины начала Второй мировой войны пересмотрел польский фильм «Вестерплатте». Черно-белый фильм, снятый еще в той, коммунистической Польше в 1967 году. А недавно я также посмотрел и цветной польский фильм 2013 года «Тайны Вестерплатте», и потому появился повод их сравнить. И рекомендую посмотреть их оба.

Поначалу фильм XXI века кажется ремейком первого, эпизоды буквально повторяются, что собственно и соответствует хронике событий героической и трагической обороны крохотного клочка польской земли окруженного враждебной Померанией и прижатого к Балтийскому морю, на который 1 сентября 1939 года обрушились первые пули, снаряды и бомбы Второй мировой войны. Почти 7 суток маленький гарнизон Гданьской военно-транзитной базы (182 человека) будет отбивать дневные и ночные атаки вражеской пехоты, и выдерживать обстрел корабельной артиллерии линкора «Шлезвиг-Гольдштейн» и бомбежки пикирующих «Штукас».

Фильм Станислава Ружевича с хроникальной точностью воспроизводит героическое противостояние польских солдат многократно превосходящим силам гитлеровских Вермахта, ВВС и ВМС и данцигского ополчения. В эстетике замечательного польского кино 60-х, когда творили Анджей Вайда, Ежи Кавалерович, Казимеж Куц, Анджей Мунк и др. эта предельно убедительная документальность батальных эпизодов тогда особенно поражала. Я это помню, так как видел этот фильм на V Московском международном кинофестивале еще в 1967 году, где он получил Серебряный приз. Можно даже сказать, что фильм 1967 года — фильм о храбрых, честных польских солдатах. Психологические тонкости взаимоотношений офицеров Вестерплатте и мотивация принятия ими решений остались за рамками картины.

Поэтому фильм, снятый в 2013 году и называется «Тайны Вестерплатте», в нем также много стрельбы и взрывов, но все-таки больше спецэффектов и заметны следы компьютерной графики. Лично на меня батальные эпизоды старого черно-белого фильма произвели более сильное впечатление. Но зато гораздо больше внимания в цветном фильме уделяется раскрытию психологических образов офицеров гарнизона и солдат, среди которых далеко не все оказались героями.

Комендант ТВС майор Хенрик Сухарский в первом фильме суховатый, сдержанный офицер, который все 7 дней руководит обороной и, только осознав безнадежность сопротивления в виду недостатка оружия, боеприпасов и медикаментов, а также желая сохранить жизнь подчиненных, на последнем офицерском совете убеждает большинство согласиться на капитуляцию. Его заместитель — капитан Франтишек Домбровский не был с ним согласен, но и только. Кроме высокого роста и мужественной внешности в фильме Ружевича, он особенно не запоминается. А ведь в картине 1967 года явная историческая недостоверность, или, мягко скажем, недоговоренность. Да, именно майор Сухарский пойдёт с белым флагом 7 сентября на переговоры о капитуляции к немецкому генералу Эберхарду, и на этом закончится фильм «Вестерплатте».

А на самом деле не он, а его заместитель — капитан Домбровский стал настоящим командиром в дни обороны и именно он станет главным героем «Тайн Вестерплатте». Здесь его роль исполняет Роберт Жолендзевский. Ведь уже на второй день, пожалуй, самый трудный день обороны, когда после бомбежки Юнкерсов-87, погибло 13 человек и были разбиты все 4 миномета, майор Сухарский дал слабину и отдал приказ вывесить белый флаг, а капитан Домбровский приказал застрелить капрала с флагом и отстранил майора от командования гарнизоном. А ведь они были друзьями, побратались и перешли на «ты». Обаятельный Михал Жебровский в роли майора Хенрика Сухарского все же вызывает сочувствие. Его герой получает накануне немецкого вторжения настоятельную рекомендацию со стороны начальства: продержаться первые 12 часов, а потом действовать на своё усмотрение. Сухарский (все герои в фильме реальные, не вымышленные) пытается принудить своих подчинённых капитулировать, считая длительное сопротивление бессмысленным.

В фильме важное значение придается происхождению главных героев. Майор выходец из простых крестьян, а капитан из аристократов, сын генерала Австро-Венгерской Императорской армии. К тому же фамилия обязывает — ведь государственный гимн Польши называется «Марш Домбровского». Ведь он однофамилец, возможно потомок, героя из наполеоновской эпохи. В 1797 году генерал-поручик князь Ян Генрик Домбровский с позволения Наполеона Бонапарта создал в Италии из вынуждено покинувших родину вследствие российской, прусской и австрийской оккупации поляков Польские легионы, которые, по замыслу Домбровского, должны были вторгнуться в Польшу и вновь отвоевать независимость. Именно тогда был создан польский гимн — впервые песня была исполнена 20 июля войсковым оркестром в ритме мазурки на польскую народную мелодию. Песня стала гимном Ноябрьского (1830 г.) и Январского (1863 г.) восстания.

Однако на 7-й день осады и капитан Домбровский согласится с большинством. Он поймет, что никто, ни Англия, ни Франция им не поможет. Полуостров отрезан от Польши, которая уже наполовину оккупирована. Немцы уже в Ченстохове, подходят к Кракову, бомбят Варшаву. Личный состав Вестерплатте, в отличие от противника, не имел возможности сменяться и отдыхать. В гарнизоне стала ощущаться нехватка воды, пищи (основу которой составляли сухари и консервы), а также медикаментов. Из-за чего раненые не могли получить необходимую помощь. Врач гарнизона капитан Слабы подтвердил случай гангрены. И гарнизон Вестерплатте в этот день капитулирует с почетом.

Потери защитников Вестерплатте составили 16 человек убитыми и 50 ранеными, (причем 16-м станет сержант-радист Росинский, расстрелянный немцами за отказ сообщить радиошифры). Немцы же потеряли около 400 солдат убитыми и ранеными (причем, убитые составили около половины). Из 182 защитников Вестерплатте 158 дожили до конца войны, хотя в годы ПНР поддерживалась легенда, что защитники Вестерплатте все погибли.

Кстати, следует добавить в заключение, что в памятном многим теле-сериале «Четыре танкиста и собака», танковая бригада Войска Польского носит имя Вестерплатте.

3 сентября 2019

Драма Вестерплатте появился на телеэкранах в далеком 1967 году, его режиссером является Станислав Ружевич. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Аркадиуш Базак, Тадеуш Шмидт, Юзеф Новак, Тадеуш Плючинський, Богуш Билевский, Мариуш Горчиньский, Збигнев Юзефович, Ежи Качмарек, Анджей Козак, Анджей Красицкий, Адам Квятковский, Юзеф Лодыньский, Мечислав Милецкий, Janusz Mirczewski, Ежи Мольга.

Страна производства - Польша. Вестерплатте — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.