Рейтинг мультфильма | |
![]() |
6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Песня о соколе |
год: | 1967 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Борис Степанцев |
сценаристы: | Борис Степанцев, Максим Горький |
продюсер: | Анна Зорина |
видеооператор: | Михаил Друян |
композитор: | Роман Леденев |
художник: | Анатолий Савченко |
жанры: | мультфильм, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
9 мин |
Уж кого и любил советский кинематограф из отечественных писателей, так это Горького. Да, было много экранизаций и Достоевского, и Толстого, и Пушкина, само собой; Пушкина, конечно, в многообразии материале и способов воплощения их на экран не переплюнуть, но Горький почти сравнялся. Тут и патетико-пронзительная «Мать» Пудовкина, и многочисленные экранизации пьес, темпераментный коллаж «Табор уходит в небо», ну и, разумеется, анимация.
«Песнь о соколе» интересна в основном не сюжетом, который довольно прост и прямолинеен, а своей техникой. Это один из замечательных примеров анимации «живопись на стекле» — очень красивой, но очень замороченной техники. Она идеально подходит для экспрессивных мультфильмов, вроде «Моби Дика» Натальи Орловы или работ Витольда Герша и Александра Петрова — то есть тех, основу выразительности которых составляют масляные (или гуашевые) мазки. Непрерывная энергия стихии, волны, превращающейся в пожар, взмахи умирающей птицы — всё это действительно впечатляет и наполняет душу героическим пафосом, не привязанным ни к времени, ни к режиму. Самый лёгкий путь — сделать персонажей-антагонистов разными в том числе и по своей классовой принадлежности, но тогда это была бы очередная сатира на мещанское обывательское сознание, а «Песнь о соколе» не совсем об этом — вернее, не только об этом. Яркая оригинальность анимационной техники выводит историю из простой и не то чтобы глубокой притчи про рождённых ползать и рождённых летать во всеобщий миф о необходимости следовать за своей мечтой выше и выше. Великолепное доказательство того, что далеко не всё в кинематографе и особенно в аниматографе зависит от сценария: иногда историю Историей делает вовсе не сюжет и не диалоги, а способ их воплощения.
«Песня о соколе» вряд ли способна зацепить и удержать зрительское внимание, если смотреть его как развлечение для всей семьи, а особенно для детей; и он не настолько изобретателен, чтобы стать фестивальной новинкой, откровением. Но это в любом случае интересная экранизация небанальными методами. А учитывая то, что это последняя режиссёрская работа Степанцева, становится одновременно и интересно, и грустно: очень печальный анимационный Реквием получился.
11 июня 2019