Строится мост
7.1
7
1966, драма
СССР, 1 ч 47 мин
12+

В ролях: Игорь Васильев, Лилия Толмачева, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Олег Даль
и другие
В основе сюжета - сооружение в Саратове автодорожного моста через Волгу. На эту стройку приезжает московский корреспондент...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Строится мост

год: 1966
страна:
СССР
режиссеры: ,
сценаристы: ,
видеооператор: Гавриил Егиазаров
художник: Давид Виницкий
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 23 мая 1966 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 47 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к фильму «Строится мост», 1966

Видео: Фрагмент (Строится мост, 1966) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постер фильма «Строится мост», 1966

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Строится мост», 1966

Строится мост

В этой производственной драме Олег Ефремов играет московского журналиста, оказавшегося на строительстве моста в Саратове. Он общается с разными людьми — лента соткана из скромных зарисовок, которые по авторскому замыслу должны были объединиться в нечто цельное. Поэтому в ленте во второстепенных ролях целая россыпь звезд, исполнителей экстра-класса.

Пожар. Горят бараки. Место, где живут строители. Олег Ефремов носится с чайником, а вокруг опечаленные, оставшиеся без крова, рабочие. Авторы ленты показывают не только отчаяние у людей, но и оперативные меры по решению проблемы — кого-то распределяют временно жить в клубе, кого-то в школу. А ведь среди строителей есть и люди с детьми. Непростая история.

А вечерами люди вспоминают прошлое... Мысли прежде всего заняты войной. Герой Владимира Заманского увлеченно рассказывает о своих ратных подвигах. Выходит задорно и выразительно. Многие фронтовики именно так и рассказывали, не без восторженности. Но это еще далеко не все. Историй много. «В 42 году приказ вышел — запретить амуры на передовой. Ну у кого они были эти амуры, а у кого была любовь. Короче мы с ним этому приказу не подчинились. Хорошие у нас были люди в дивизии, но в семье не без урода, и вот однажды начальничек один при всем честном народе поставил его по стойке смирно и говорит: Пришли на ночь ко мне свою любовь, хочу лично удостовериться почему приказ нарушаешь». Подробностей у этой истории будет не так много, но есть в ней житейская правда. Кажется, что так и было все...

А вот уже диалог из жизни другой семьи:

- Знаешь, что я решил? Окончим с мостом и переедем в Харьков.

- Я не поеду. Пяту школу менять.

- Спи не волнуйся. Твой папочка думает, что делает мне приятное. Когда я говор, что хочу в Харьков — это не означает, что хочу в Харьков.

А в это время персонажу Олега Табакова достается более всего. Его поведение выносят на товарищеский суд. И этот суд покажут, будто авторы так подсказывали рабочим как решать возникающие конфликты. Его будут критиковать за личную жизнь. И уровень претензий необычайно интересен для наших дней. Так у него спросят о причинах, по которым он носит кольцо: «Зачем кольцо носишь? Я понимаю еще обручальное. Тоже конечно мещанство — смотрите на меня, я женат. Подумаешь, достижение. А ты ведь из пижонства надел, смотреть тошно».

Так неторопливо и деловито пронесется этот фильм. Тут будет много весьма откровенных бесед. Без глянца. Куда уж там, если герой Олега Ефремова отметится алкогольным опьянением, а персонаж Олега Табакова поинтересуется у товарища о допустимом возрасте согласия у женщин... Однако целостного впечатления от фильма у меня не сложилось. Будто авторы хотели затронуть запретные темы и жанр производственного фильма был лишь предложением тому, чтобы эти вопросы затронуть. На деле, толком, ни тема строительства, ни тема судеб раскрыты не были...

5 из 10

23 марта 2024

Мосты и люди

На дворе — хрущёвская оттепель. Корреспондент газеты «Красный Москвич» приезжает в далёкий Новокузнецк, чтобы осветить строительство гигантского разводного моста на атомной тяге через матушку-Обь. Здесь он внезапно встречает своего старого друга и свою усатенькую пассию из прошлого и распутывает с их помощью ряд коррупционных схем.

Впрочем, фильм не об этом, а в целом о людях, о том, как в них удивительным образом высокая романтика уживается со стальным прагматизмом, чуткость — с ограниченностью, а благородные порывы — с ужасающей подлостью. Только успеешь восхититься мужественным героем — глядь, а он уже взятки берёт и гусей ворует, только поморщился от гнусного подонка — а он уже детей из огня спасает; ну что, в самом деле, за путаница, ничего с этими хомо сапиенсами не понятно!

Человек не плох и не хорош, он сложен, непостоянен, и каждый — со своим уникальным присвистом, это и определяет его шокирующе иррациональное поведение — как бы намекает нам сценарист и режиссёр Олег Ефремов вместе с замечательными актёрами театра «Современник», которые сыграли тут абсолютно все главные и второстепенные роли.

20 декабря 2018

«Теплоходная жизнь» простого человека

Кинофильм «Строится мост» привлёк моё внимание после того, как я прочитал его фабулу. «Художественный фильм о сооружении в Саратове автодорожного моста через Волгу», — говорилось в описании. «Интересный сюжет», — подумал я, и посмотрел список актёров, участвующих в фильме. Ефремов, Козаков, Гурченко, Евстигнеев, Щербаков, Табаков, Кваша, Даль… Сомнений не осталось, да и не было их, ведь я тоже был в Саратове, видел этот потрясающий мост. «Нужно обязательно посмотреть этот фильм», — решил я.

Корреспондент из Москвы (Ефремов) приезжает в Саратов для того, чтобы написать материал о строительстве моста через Волгу. Оказывается, что парторг строительства Перов (Заманский) — однополчанин гостя из столицы. Тут-то и раскрывается та самая жизнь «на чемоданах». В контексте фильма я бы назвал её «теплоходной».

Теплоход — это не только средство передвижения, но и средство объединения людей. Работа, быт, отдых, чувства, любовь… может быть даже первая любовь — своеобразным «домом», в переносном смысле, для всего перечисленного и является теплоход. Также как и «домом» для героев фильма, в буквальном смысле.

А вы когда-нибудь стояли на палубе теплохода ночью? Когда на берегах реки в домах где-то гаснут, а где-то зажигаются огоньки… Когда ветер дует в лицо, а слух ласкает шум волн, ударяющихся о борт… И ты ощущаешь всю полноту жизни, и хочешь, чтобы эта незабываемая ночь не кончалась…

Именно такие воспоминания пробудил во мне фильм «Строится мост».

Согласитесь, не каждый фильм может заинтересовать зрителя, не говоря уже о том, чтобы заставить ностальгировать. Так в чем же причина такой проникновенности данной кинокартины? Одна из них — замечательные, неповторимые актёры. А какие лица! Какие выразительные типажи! Элегантный Ефремов, экспрессивный Козаков, несколько хмурый Евстигнеев. Безусловно, нельзя без антигероя, в роли которого мастерски выступил Пётр Щербаков.

Думаю, не имеет смысла пересказывать сюжет фильма «от» и «до». Хочется добавить, что на протяжении всех ста минут хронометража главный герой всё больше и больше привыкает к простым, честным, добрым людям, которые несут в наш мир добро. И эти самые люди достойны такого же доброго и чуткого отношения к ним.

Строится мост, строятся судьбы… Жизнь идёт дальше, но всегда нужно с благодарностью вспоминать о счастливых моментах и «строить новые мосты». Такая она, «теплоходная жизнь» простого человека.

10 из 10

14 августа 2018

Внутренний пафос

Фильм «Строится мост» при внешней простоте очень непрост. И тем особенно ценен и выделяется среди производственных фильмов конца «оттепели» — начала застоя, среди большого числа очень неплохих лент. Главной задачей Ефремова было снять кино, максимально публицистичное, приближенное к реальности, но при этом художественное. Эта задача была им достигнута за счет полного избавления действия от внешнего пафоса и за счет выстраивания сюжета из различных мелких событий и эпизодов, в то время как основное событие — само строительство моста как бы находится на заднем плане.

На самом деле — это очень тонкая, филигранная работа — так выстраивать сюжет. И она Ефремову удалась.

В центре повествования оказалось не строительство, и даже не производственный конфликт (новое решение уже времен «оттепели»), а люди, строители, причем, в основном, не в момент работы, а в быту, каких-то разговорах, воспоминаниях. Это безусловное новаторство для советского кино данного периода. Отличная режиссура соединяется с прекрасным актерским ансамблем. Очень трудно выделить кого-то, но все же особое удовольствие получаешь от героини Волчек. Образ очень непростой: женщина одновременно стервозная, умная и честная. Воплощено блистательно, со стопроцентной убедительностью. Замечательный дуэт с Евстигнеевым, играющим мужа этой героини.

Важная черта фильма — гуманизм. И у столичного журналиста, которого играет сам Ефремов, и у местных строителей есть единство в том, что они хотят с уважением относиться друг к другу, помогать и поддерживать. Это особенно очевидно в сцене товарищеского суда, когда с неохотой собравшиеся сюда люди вдруг понимают, что обвиняют их товарища, речь идет о судьбе человека. И люди постепенно начинают его защищать. Куда девается равнодушие, мы видим уже не просто толпу, а коллектив, который намерен решить дело по совести, и решает его именно так.

Фильм оставляет очень светлое впечатление. При полном отсутствии внешнего пафоса он наполнен пафосом внутренним. Мы видим хороших, достойных людей, которые объединены общей целью и добиваются успеха.

10 февраля 2018

ЛУЧШИЙ СОВЕТСКИЙ ФИЛЬМ НА ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ ТЕМУ

Всякий (или почти всякий) фильм начинается с киносценария, а сценарий — со сценариста. У талантливого автора сценария фильма «Строится мост» Наума Мельникова (Наума Дмитриевича Мельмана) потрясающая судьба. Двадцати трёх лет, литератор, он добровольно ушёл на фронт, служил в дивизионной газете, мотался по фронтам, был ранен и… написал честную повесть о пережитом: «Редакция»,- опубликованную в 1948 году и нагло расхаянную в известном постановлении Жданова… после чего автор «гнилой повести» очень долго не мог напечатать ни строчки… Если это знать, то становится ясно, почему в этом фильме чётко прочерчена линия сталинских репрессий и звучит песня «Ванинский порт»; почему в этом фильме (по-моему, впервые в советское время) главной становится тема человека труда, а не труда с типажом-человеком; почему в этом честном фильме нам являются живые люди со всем в себе хорошим и нехорошим: романтичный и… пьющий журналист… райкомовский работник негодяй… мечтающие о любви замужние женщины… директор училища жулик… товарищеский суд, мудрый и добрый… При этом надо помнить, что фильм снимался в 1964 году и… так и не вышел на широкий экран в 1966-ом, ввиду удивительного для того времени отсутствия «руководящей и направляющей линии».

Фильм снимал молодой Олег Ефремов, который мужественно вернул к творчеству репрессированного литератора, честно, талантливо, лирично рассказал о времени «оттепели» и не менее, по-моему, мужественно снял в своём фильме всю блестящую труппу театра «Современник», — снял актёров, которых тогда ещё мало кто знал и которые сделали эпоху в истории театра. Называть их не стану — всех называть очень долго, потому что очень известные актеры заняты даже в очень маленьких ролях — их надо видеть! Фильм очень динамичный: за 1 час 45 минут рассказано столько всего увлекательного, сколько современный режиссёр растягивает на 8 часовых серий. В фильме много лирических переплетений, звучит много популярных, любимых песен. И на всём продолжении фильма РЕАЛЬНО СТРОИТСЯ МОСТ — через Волгу, в районе города Энгельс.

3 декабря 2016

Я стал смотреть этот фильм из-за замечательного актера Евстигнеева. Оказалось, что эта лента просто кладезь золотых талантов советского кино. Помимо уже упомянутого Евгения, в этой картине можно встретить такие прекрасные имена как Даль, Волчек, Козаков, Кваша, Табаков, Толмачева, Гурченко. Главную роль кстати играет сценарист и режиссер данной картины — Олег Ефремов. В общем, можно сказать, что все лучшие лица советского кинематографа собрались в этой картине.

Картина, кстати, получилась довольно интересная. Конечно же, в те года, фильмы по большей части снимались для народа, что, безусловно, очень хорошо. Однако пропаганда так сказать «советского доблестного человека» сейчас кажется смешной. Мораль то хорошая, вот только преподносилось все, на мой взгляд, глуповато. Например, увидев сцену с товарищеским судом, я еще раз убедился в том, что некоторые устои советского общества были действительно бредовыми.

Кино о том, как люди строят свои отношения друг с другом — строят мосты понимания и взаимовыручки, дружбы и любви. В целом, очень «советское», как говорится, кино. Но смотрится легко и с интересом.

28 мая 2012

Как молоды мы были!

Летом 1964 года самый популярный советский театр, «Современник» выехал на гастроли в Саратов. Главный режиссер театра Олег Ефремов никогда не искал легких путей и там же, «в полевых условиях» затеял съемки художественного фильма. Так появилась по-своему уникальная картина «Строится мост». В рекордно короткие (по меркам 60-х годов) сроки, силами только актеров «Современника» сняли полнометражный фильм! Воодушевленный Ефремов планировал каждый год со своей труппой выпускать по фильму, но «Строится мост» так и остался единственным в своем роде. Очевидно, результат не оправдал ожиданий. Участник съемок, актер Михаил Козаков в своих мемуарах отозвался о картине кратко: «Невнятица и скука». И я склонен согласиться с Михаилом Михайловичем.

Чем определенно силен этот фильм, так это актерским составом. Кроме Козакова это Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша, Олег Даль, Людмила Гурченко… Сам Ефремов не только режиссировал, но и сыграл главную роль. Его герой — бывший фронтовик, столичный журналист приезжает на Волгу, где завершается строительство крупного моста. Там Журналист встречает Перова, своего однополчанина (Владимир Заманский) и фронтовую любовь (Лилия Толмачева), которая после войны стала женой Перова… Впрочем, любовная линия здесь намечена мелким пунктиром, как и с десяток других сюжетных линий, которые с большим трудом складываются в единое целое. К актерам претензий нет, слабоват литературный материал (в основе сценария — публицистическая повесть Наума Мельникова).

Кому все-таки может быть интересен этот фильм? Желающим поностальгировать по ушедшей эпохе. Атмосфера в картине проработана прекрасно. Итак, 1964-й. Только осенью отправят о отставку Н. С. Хрущева, и в стране закончатся времена «оттепели». А на экране — любимейшие актеры, все такие молодые и полные надежд… Остановись, мгновение!

6 из 10

23 ноября 2011

Фильм интересен как ностальгический, особенно саратовцам и жителям Энгельса.

Съемки Саратова 60-х годов, быт того времени, отношения людей между собой, отношение к работе передано очень точно с документальной подробностью.

Красавец мост, которым Саратов гордился 50 лет, а сейчас он разваливается.

Сюжета как такового почти нет. журналист приехал на два дня на стройку писать репортаж о стройке моста, его встречи, старые знакомые, различные проишествия происходящие с ним и на стройке.

Основное достоинство фильма это почти вес состав «Современника». Молодые актёры играют очень хорошо, виден их молодой задор. Чувствуется, что съемки, скорее всего непростые, доставляютим радость.

Только вот почему решили они снять этот фильм в Саратове всем составом неясно.

Может Табаков уговорил.

ОЦЕНКА 7,5 ИЗ 10

18 января 2010

Драма Строится мост появился на телеэкранах в далеком 1966 году, его режиссерами являются Олег Ефремов, Гавриил Егиазаров. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Игорь Васильев, Лилия Толмачева, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Олег Даль, Нина Дорошина, Олег Ефремов, Владимир Земляникин, Виктор Павлов, Михаил Козаков, Владимир Яканин, Людмила Крылова, Елена Миллиоти, Владлен Паулус, Елена Козелькова.

Страна производства - СССР. Строится мост — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.