Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Охота |
английское название: |
La caza |
год: | 1966 |
страна: |
Испания
|
режиссер: | Карлос Саура |
сценаристы: | Анхелино Фонс, Карлос Саура |
продюсеры: | Карлос Саура, Элиас Керехета |
видеооператор: | Луис Куадрадо |
композитор: | Луис де Пабло |
художник: | Карлос Очоа |
монтаж: | Пабло Гонзалес дель Амо |
жанры: | триллер, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 июня 1966 г. |
на DVD: | 27 сентября 2012 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
«Охота» — это когда агрессивная метафора берет ружье в руки и отправляется в долину смерти. Поначалу она выцеливает кроликов и стреляет по этим «слабым и ущербным» созданиям. Далее охотник запускает настырного хорька в кроличью нору, чтобы тот загрыз свою жертву. Зрелище действительно угнетающее. Заставка в начале предупреждает, что фильм снимался в местах, отведенных для охоты на кроликов. Предупрежден, значит вооружен. Верно, мужики? Я бросаю взгляд в сторону братства ветеранов, воевавших плечом к плечу в Гражданской войне в Испании. Как бы теперь и в меня ни прилетела пуля.
В фильмографии Карлоса Сауры данный фильм выглядит необычайно прямолинейно, как сдвоенное с аллегорией намерение нажать на курок. Если не знать, что испанец снял утонченную «Вскорми ворона», можно даже усомниться, что оба фильма дело рук одного и того же режиссера. Однако аллегоричность является узнаваемой чертой в творчестве Сауры. Уже со следующей своей работы «Мятный коктейль со льдом» испанец начнет отрабатывать и совершенствовать свою композицию, для которой характерен синтез модальностей сознания: переживаемое здесь и сейчас переплетается с воспоминаниями, воображаемым и желаемым. Интересно сопоставить «Охоту» со знаковым для испанского кинематографа фильмом «Кузина Анхелика» того же Сауры. Общим для этих работ является кровавая тень Гражданской войны — главная травма испанского народа в ХХ веке, болевые точки которой отдаются в пространстве страны. Недаром местом действия выбрана долина, где во время Гражданской войны действительно произошла битва, на которую ссылаются герои фильма. В «Охоте» пространственно-временной континуум зациклен на себе и срабатывает, как драматургический капкан – без порталов во времени. В «Кузине Анхелика», для сравнения, режиссер впускает эпизодически гуляющих по фильму призраков из прошлого.
Под палящим солнцем охота движется к своему нервному срыву, а прицел все больше смещается на межличностный конфликт и психологический накал. Гремучий треугольник из Хосе, Пако и Луиса отравлен обидами, недосказанностями, завистью и подозрениями. Держаться за это братство, все равно, что держаться за оголенные провода, то бишь за нервы, неумолимо оголяющиеся по ходу сюжета, – и быть поджаренным живьем. Четвертым участником вылазки является молодой парень по имени Энрике, пасынок Пако. На фоне остальных он сильно выделяется молодостью и отсутствием отягчающего опыта войны. Он проходит что-то вроде инициации в мужчины. В подготовке к охоте трио излагает малому главные принципы дарвинизма правого толка. Стоит отметить, что из трех ветеранов один лишь Луис выказывает чувство черного юмора, когда уже на пятнадцатой минуте подытоживает, что «лучшая охота – это охота на человека». Однако ему отведена роль самого слабого, философствующего звена в трио. Главное противостояние ведется между двумя мачо в лице Хосе, который переживает не лучшие времена в своей жизни, и Пако, который крепко сидит в седле и не намерен падать, как это сделал неудачливый Луис в начале фильма, катаясь на осле.
Стремительно ухудшающиеся взаимоотношения участников охоты накапливают напряжение. За экранное время это напряжение несколько раз разряжается, запуская новый виток эскалации: в первый раз, когда захлопывается капкан; во второй, когда сумасбродный Луис стреляет в жука, которого до этого садистки проткнул булавкой и прикрепил к бюсту манекена; и в третий и последний раз, когда шум выстрелов взвинчивает нервы Хосе и тот срывается. Методичный и стреляющий в упор саспенс. С одной стороны, боевые товарищи связаны узами войны и в целом разделяют агрессивное мировосприятие, с другой – давняя дружба не оправдывает ожиданий, поджаренная солнцем фрустрация дает выход агрессии. На аллегорическом уровне вырисовываются враждебные умонастроения в Испании при диктаторе Франко. Сам Саура высказывался против чрезмерно политического прочтения его, безусловно, злободневных работ.
Наложенные на каждого охотника мысли выявляют их мотивировку. Это, конечно, не подноготная, которую выпытывает внимательный зритель и интерпретатор своим трудом. Отсюда некая избыточность изображаемого, а молчание размышляющих персонажей, в которое можно было бы вдуматься, отсутствует вовсе. Но это несильно умаляет достоинства киноленты. Своего рода компенсацией служит самый созерцательный эпизод фильма, когда утомленные солнцем Хосе и Пако устраивают сиесту. Это затишье перед бурей, зной рассудка в полудреме. Рассыпанная по всему фильму злобная образность, как дуло ружья крупным планом, указывает на насильственный и жестокий настрой людей, которые, как оказалось, даже десятилетия спустя так и не ушли с поля боя. Забавны быстрые склейки ближе к началу фильма, когда кажется, что Пако и Хосе прицеливаются друг в друга – кто кого, а?
9 июня 2023
Основываясь на рецензиях, справочниках и сюжете — ожидал, что посмотрю шедевр. Но, к сожалению ошибся. Конечно у режиссера просто хорошая задумка и очень точное ее воспроизведение:
Несколько мужчин собираются за городом и устраивают охоту на кроликов. В перерывах они обсуждают различные значимые для них вещи. С каждым разом азарт охоты все больше их будоражит, и однажды они не сдерживаются…
Нужно сказать, что развязка у фильма просто гениальна — жестко, актуально, многозначительно. В то же время, сам фильм, несмотря на небольшой хронометраж, кажется затянутым. Это связано с тем, что диалоги недостаточно проработаны.
И еще два слова. В фильме убивается очень много животных. Думаю, что неоправданно много. Если Руджеро Деодато судили за убийства животных на фильме «Холокост каннибалов», то тогда справедливее было бы наказать и Сауру.
В итоге: философская притча снятая Карлосом Саурой о том, как простая охта на кроликов может выпустить из бутылки джин насилия.
Мне показалось, что диалоги и все фрагменты не связанные с охотой режиссер должен был более тщательно прорабатывать.
6 из 10
10 августа 2012
Достойный ао всех отношениях фильм, прекрасно поставленный при минимализме изобразительных средств. Учитывая, что Саура еще и соавтор сценария, можно говорить о выдающемся практически дебюте молодого испанца. С одной стороны фильм должен понравиться поклонникам «Платы за страх», поскольку в «Охоте» изображен конфликт мужчин в экстримальной ситуации, дана драма характеров. С другой стороны — есть и подтекст и показ характеров через традиционную драматургию, так что вспоминается если не Чехов, то Вампилов. К слову, сюжет «Охоты» совершенно универсален, легко могу представить себе римейки картины в любом кинематографе. Отдельного упоминания достойны сцены охоты и убийства кроликов — не тот случай, чтобы утверждать, будто ни одно животное не пострадаоло при съемке. В конце фильма испанская брутальность дала о себе знать — можно было бы закончить и не так фактурно, более сдержанно, но что есть — то есть.
Самый напряженный, драматургически четкий фильм Сауры, настойчиво рекомендую.
8 из 10
30 апреля 2012