Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Операция «Святой Януарий» |
английское название: |
Operazione San Gennaro |
год: | 1966 |
страны: |
Италия,
Франция,
Германия (ФРГ)
|
слоган: | «Winner of the Naples Crime Festival» |
режиссер: | Дино Ризи |
сценаристы: | Адриано Баракко, Нино Манфреди, Дино Ризи, Эннио Де Кончини |
продюсеры: | Мишель Марсала, Тури Вазиле, Лугги Вальдлайтнер |
видеооператор: | Альдо Тонти |
композитор: | Армандо Тровайоли |
художники: | Маурицио Кьяри, Луиджи Скаччаноче |
монтаж: | Франко Фратичелли |
жанры: | комедия, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 ноября 1966 г. |
на DVD: | 6 сентября 2007 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 44 мин |
Фильм очень понравился. Старый добрый дубляж ласкает слух, много смешных моментов. 1966 год — а фильм уже отлично показал ключевые моменты сегодняшнего капиталистического мира тогда ещё нам не знакомого. Американка — символ самого капитализма, этой очень красивой, но лживой и безумно алчной девки. Молодой вор Дуду — по сути и не вор вообще, ну Робин Гуд на крайний случай, и он единственный, кто хочет на сокровища святого Януария устроить более благополучную жизнь своим согражданам, многие из которых не имеют даже своей крыши над головой. И, наконец, святой Януарий — символ религии, которая по своей сути стоит на службе капитализму, обеспечивая мракобесие в головах простых людей, свято верующих в чудо, но не в себя, не в здравый смысл, и готовые влачить ущербную жизнь ради святого Януария, ради ожидания чуда от него. Замкнутый круг. И единственный, кто хотел помочь всем просто так, был ими же подмят под себя.
29 июля 2019
Неаполь, что означает «Новый город». На латинском языке «Neapolis». Третий по величине город Италии. Расположен у воды… Красив, величествен, могуч… Со своей историей, религией, покровителями, сокровищами… И, если в реальности никто и не думал на них покушаться, то в кино…
«Операция «Святой Януарий» — является одним из тех фильмов, что хорошо знают в странах бывшего Советского Союза. Он был одним из лидеров кинопроката. Хоть классикой не является, но периодически смотреть можно. Раз в год, к примеру… Под настроение…
История весёлая, авантюрная. Так как картина старая — 1966 года выпуска, то нет ещё той современной черты, когда главные герои боятся посмеяться над собой. А ведь это умение не делает их слабыми, нет. Более человечными. Харизмы, стойкости, характера оно не отнимает. Если эти качества и свойства есть, то есть. А если нет — то тут никакие крутые пушки, ни роскошные тачки, ни сексапильные девушки не помогут. Всё-таки, есть в старом кино то, что потом безвозвратно потеряли. Некий шарм, романтику, авантюризм и весёлость. К трилогии «Оушена» (2001—2004-2007) это не относится. Но таких примеров немного. Думаю, вы поняли, к чему я…
Да, шарм и обаяние в старом кино имеются…
«Уважаемые дамы и господа! Перед вами сокровищница Святого Януария…». Какая-то супружеская пара подходит ближе, и жена говорит: «Вот видишь, какой щедрый был? А ты мне за 30 лет жизни только эти дешевые серёжки подарил».
И подход интересный. Есть и душевность…
«Передайте Дуду, что прибыла американская картошка!». Хотя речь шла вовсе не про овощи…
А романтические отношения?
«Кончеттина! Ты принесёшь нашей гостье выпить?!!».
«А у нас нет «Кока-колы!». И ведь веришь в эти чувства… Забавно…
Не зная главных героев (ни Дуду — актёр Нино Манфреди, ни Мэгги — Сента Бергер, Кончеттина — Клодин Оже и других), приходилось просто смотреть и отмечать, что они могут. А могут, как оказалось, немало. Всё-таки, грамотная, правильная подача играет свою немаловажную роль. Когда в первый раз нам показали этого самого Дуду, то я понял, что ни слабаком, ни глупым он не является. Наоборот! Статный, представительный мужчина, немного смахивающий на озорного и уверенного в себе Кларка Гейбла, в классике «Унесённые ветром»! А Сента Бергер? Да это незнакомая доселе девушка Бонда! Девушка злодейка, которая может попасть под чары и встать на сторону добра! Э-э, с одной стороны. А с другой… Может соблазнить, обмануть и удрать… Тут не угадаешь сразу… Хорошая игра… И за этими актёрами и актрисами было интересно наблюдать…
Что же до режиссёра, то это Дино Ризи. Много слышал о нём, но фильмы пока не попадались. Композитор, равно как и один из сценаристов (другой это — Нино Манфреди!) люди не слишком известные…
Но это и не главное. Главное — это уметь снимать хорошее, авантюрное, закрученное кино, с необычным сюжетом и непредсказуемой развязкой! Признаюсь, меня всегда волновал вопрос: получат ли отчаянные люди сокровища или же будет поучительная притча? Самая настоящая и с разным подходом притча. Мол, похитили, а их поймали. Вывод: красть нехорошо. И наказуемо. Второе: они удрали с сокровищами, а совесть не давала покоя, и они всё вернули. Третье: они с сокровищами, но… Не будем раскрывать всех карт. Вариантов море. Главное, что вы меня поняли.
Далее… Меня вновь восхитили итальянцы! Первый раз это было во время просмотра ещё одной авантюрной истории — «Ограбление по-итальянски», 1969-го года выпуска, а второй раз здесь. И знаете, либо они этот шарм потеряли в старых лентах, либо просто, как и американцы, боятся теперь быть смешными. Но быть смешным — не значит быть глупым. Просто ситуация показана так, что становится весело. Сами же люди мне кажутся забавными. У них под домом взрывают динамитные шашки, да так, что в комнате сыплются старые стены, а они, не отвлекаясь от телевизора, говорят: «Закройте дверь, дует!». Вот клянусь, а после 90-х этот шарм потеряли… После Фантоцци, Челентано…
А фильм-то про ограбление ведь и не чистая комедия! Нет! Авантюрная история с криминалом, шутками, забавными диалогами, приключениями. И такие истории интересно смотреть. Периодически…
Что ещё… Картина не содержит жестокости (а это важно), диалоги можно разобрать на цитаты (это всегда забавно), ну, а отсутствие большой техники (до неё не пришло ещё время) только прибавляет обаяния. Мол, а как можно под землёй пройти препятствия, если некоторых ваших участников взяли? Только используя свои умения, да включая мозги. Ну, и надеясь немного на Госпожу Удачу, да на элементарное везение… А оно может быть не всегда… Тут-то и выходит то, что выходит…
Конечно, не обошлось без погрешностей (куда же без них!), но так как картину я смотрю с раннего детства, а красота Неаполя, да шарм и обаяние старого кино никуда не исчезли, то, видя, что этот фильм можно глядеть вечно, я, справедливости ради, ставлю высший балл и прощаюсь с ним лишь на следующие пару лет. А когда соскучусь, то, вытащив его из так называемой «компьютерной полки», вновь наслажусь. Ведь такие фильмы — вечны… Что поделать… Итальянцы…
«А куда вы уберёте толпу?».
«Какую толпу? Будет час ночи!».
«Это у вас, в Америке, люди в это время спят. У нас же, в Неаполе, весь город выйдет на улицы праздновать праздник неаполитанской песни».
10 из 10
До новых встреч…
10 июня 2016
Хит советского кинопроката о бессердечных американских гангстерах, которые вместе с романтическими итальянскими мошенниками хотят ограбить сокровищницу покровителя Неаполя — святого Януария. Главной звездой истории стал великолепный Нино Манфреди.
Манфреди называли «последним из клана великих характерных актеров, придававших итальянскому кино своеобразие и обаяние». Именно этим своеобразием и обаянием и пропитана вся история. Если для американцев ограбление — серьезное дело, которое требует максимальной сосредоточенности и подготовки, то для неаполитанцев — хобби, в котором найдется место всем желающим. О нем можно рассказать друзьям, от него можно отвлечься ради свадьбы знакомого.
«Куда ты, Дуду?», — спрашивает прохожий у отправившегося на дело Дуду (героя Нино Манфреди). «Узнаешь завтра из газет!», — отвечает мошенник.
Свою карьеру в кино Манфреди начинал с ролей «лучшего друга главного героя». Таким его персонаж кажется и на фоне американских гангстеров. Но очень скоро его герой перетягивает всё внимание на себя. Мелкий жулик Дуду — крайне сентиментален. Он верен своей жене, предан друзьям. Узнав, что надо ограбить сокровищницу, Дуду спрашивает разрешения у самого святого Януария, объясняя, что драгоценности нужны не ему лично, а для повышения благополучия всех жителей Неаполя.
Философия классической комедии по-итальянски проста: какой бы сложной не была жизнь, всё в итоге будет хорошо. Надо просто доверять себе, семье, друзьям и своему святому.
Через год Лючио Фульчи снял своеобразное продолжение — «Операция «Святой Петр», но без Нино Манфреди и успеха неаполитанской истории.
9 из 10
4 марта 2015
Это типичная итальянская комедия Дино Ризи об авантюрном ограблении получила большую известность в СССР. В силу этого картина имеет многих почитателей. Смотря сейчас, по прошествии многих лет — кино как будто не утратило своей актуальности и шарма.
Основное достоинство фильма — колорит юга Италии. Темпераментные главные персонажи просто и точно вовлекают зрителя в бурлеск собственных эмоций.
В фильме собраны множество очень достойных актеров: Тото, Нино Манфреди, Марио Адорф. Нино Манфреди создает очень колоритный образ — уверенный, алчный, подвижный и брутальный. Но по-настоящему сверкает в фильме Зента Бергер. Еще не слишком известная актриса в 66-м снялась сразу-же в 6 или 7 крупных кино-работах, которые сделали ее имя знаменитым. В «Януарии» Бергер играет роль сексуальной авантюристки и делает это с блеском. Ее австрийский темперамент на фоне итальянской эстетики создает весьма интересный колорит, благодаря которому ее роль приобретает дополнительные краски. Пожалуй, лучшей кандидатуры для этой роли было не найти. Впрочем, Ингрид Тулин, также смотрелась бы впечатляюще.
В итоге: авантюрная комедия, которая сделана весьма корректно и достойно. Мне кажется, что «Януарию» можно отдать предпочтение при «воскресном семейном просмотре», перед многими современными голливудскими или европейскими блокбастерами.
7 из 10
17 сентября 2012
В какой стране мира- практически любой итальянский фильм, будет иметь не только частный интерес, но и адекватное ментальное восприятие зрительской массой. Конечно же в нашей, ну точнее сказать в её недавней инкарнации- СССР. И как короля известно делает свита, западные ленты в нашем советском прокате делал мастерский авторский дубляж, иногда придававший достаточно проходным картинам культовый статус. Профессионалы высочайшей планки блистали за кадром, придавая любому кинофильму дополнительных красок и искромётных ритмических нюансов.
В 60-е годы, в развлекательном кино, количество комедий о ограблениях уступало только жанру шпионского боевика. Одна из них- «Операция Святой Януарий» Дино Ризи явила себя советскому народу на Московском Международном Кинофестивале, чтобы на долгие годы стать легендой нашего проката, а цитатами из фильма разойтись по устам «социалистического общества».
Комедия о неудавшемся ограблении смело пародирует голливудские каноны и клише(монашка с лицом секс-символа и с пистолетом под томиком Библии), и насыщается колоритом южного итальянского темперамента. В кадр попадают все архитипичные места каждонедельного пребывания любого неаполитанца- от конкурса певцов и рынка с проворными карманниками, до церкви и футбольного стадиона. А коренной народец в картине и правда вороват, на что и попадаются главные герои- незадачливые янки. Украсть у вора- оказывается Святым делом!
Здоровая сатира на итальянский образ жизни пополам с чёрным юмором, пришёлся по вкусу в стране, где образ «щипача» исторически фольклёрно романтизирован. А голоса прославленных советских актёров- Весника, Фатеевой и особенно гения дубляжа Яворского- сделали итальянских звёзд Манфреди, Тото и других, словно бы своими для нашего зрителя.
8 из 10
16 июня 2011
Классное кино. Вот так, если навскидку, — одна из лучших итальянских комедий. Самых лучших, я имею в виду. Пальму первенства я бы отдал, конечно, «Укрощению строптивого», а вот на второе место «Януарий» претендует вполне серьезно. Люблю такие фильмы уже за то, что они не стареют. Когда я смотрел его крайний раз — еще по ТВ — и не вспомню. А увидел в продаже диск — совершенно случайно — и даже раздумывать не стал. Самые приятные воспоминания потому что у меня от просмотра.
Остроумное, яркое, динамичное, интересное кино — всё как полагается. «Если бы ты был честным человеком — это был бы твой ребенок!», «Мама готовит баклажаны и послала меня спросить, с чем ты будешь их есть», «Я куплю тебе Эйсебио, мы выиграем Кубок чемпионов!», «Я только что узнал, что Вы готовите крупную операцию…», «Сейчас мы узнаем, у кого ты украл этот пиджак!», «Благодаря этому почти никто в Неаполе не платил за электричество» и пр. — до чего же приятно было снова окунуться в атмосферу хорошего, качественного (главный персонаж чертовски напоминает мне Остапа Бендера в исполнении А. Гомиашвили) юмора. А еще понравилось то, как противопоставляются местные, неаполитанские жулики приезжим, американским. Вообще картина просто наполнена, насыщена именно национальным каким-то колоритом: привычки, особенности, традиции, порядки — чертовски увлекательно за всем этим следить. Неаполитанский фестиваль песни или, скажем, «скромное семейное торжество» (свадьба), которое ни за что нельзя пропустить. Масса примеров. Да, собственно, сам Святой Януарий чего только стоит.
В общем, мне нравится в этом фильме всё. Почти всё. За это «почти» я, пожалуй, скину 1 балл, пусть это даже и выглядит как придирка. На уровне ощущений просто: на мой вкус, несколько выбиваются из общей колеи, в рамках которой развивается сюжет фильма, два момента: смерть Фрэнка и убийство Джека. По мне, так уместнее, что ли, было бы их «нейтрализовать» каким-то менее кровожадным способом — это более соответствовало бы духу картины. Повторюсь, это не столько «разумное» (т. е. осмысленное, рациональное) замечание, сколько «веление души». Возможно, во мне до сих пор сидит легендарное наставление уже упоминавшегося Великого комбинатора: «Кодекс мы должны чтить!».
В остальном — никаких претензий, только удовольствие, восторг, овации. Стало быть,
9 из 10
31 июля 2009
Уж и не помню, когда посмотрел этот фильм первый раз — но фильм стал одной из любимейших итальянских комедий. Привлекает сама масштабность ограбления — куш-то весьма неплохой. Да и дерзость — объект ограбления у всех на виду, и не просто на виду, а на устах.
Разумеется, не обходится без различных недоразумений, которые и придают этому по идее криминальному фильму комедийный характер (одно совещание в доме у Дуду чего стоит!). Мафиози колоритны как на подбор — особенно дон Винченцо, который в тюрьме устроился, пожалуй, лучше, чем на воле.
Недавно наконец-то нашел этот фильм на DVD с дубляжом — и, само собой, купил немедленно и посмотрел тем же вечером. Фильм — не устарел нисколько.
5 апреля 2007