Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Входящая в море |
год: | 1965 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Леонид Осыка |
сценаристы: | Евгений Хринюк, Леонид Осыка |
видеооператор: | Михаил Беликов |
композитор: | Владимир Губа |
художник: | Олег Степаненко |
жанр: | короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 15 мин |
Мне не известно, что хотел показать автор. Тут как всегда с искусством: каждый видит своё. Лично меня картина с головой погрузила в детство. Когда каждое посещение «моря» было сказочно. Особенно в конце сезона — на безлюдных огромных песчаниках. Когда родители — идеально прекрасны — в не зависимости от «взрослой» действительности. Когда нет забот и ты всецело соощутим с природой — бликующим морем, ярким солнцем, горячим песком. И ты есть всё и всё есть ты.
Или повзрослев, сдав наконец сессию, можешь «поматрасить» на пляже — от жары и эмоциональной выжатости сложные образы просто не возникают в голове — а только исконная — иконно-плакатная красота тел, движений, бликов, цветов навевает негу юности — у которой знакомый этап позади, а впереди тоже всё более-менее предсказуемо ещё на год… И даже полностью нагие тела не потревожат твоего спокойствия на нудистском пляже — ты и сам наг и любим…
Нет, не сюрреализм и не какие сложные метафоры в этом отлично переданном ощущении одиночного пляжа нет — только высоко энергетическое, спрессованное в краткий отрезок времени чувство-эмоция: нега, расслабление, жара.
Но если кто видит скрытые смыслы — тот никогда не лежал на солнце расслабленным тюленем, отбросив все заботы в сторону, заслуженно отдыхая…
7 из 10
8 июля 2019
Относительно происхождения человека на этой бренной планете есть разные теории. Религиозные фанатики убеждены в существовании сверхъестественной сущности, зрители телеканала РЕН-ТВ с надеждой смотрят в небо в ожидании инопланетных родителей. Однако доминирующей является теория, гласящая, что все живое вышло из моря, когда некий водоплавающий предок выбрался на сушу, отрастил усы, носки и котелок, и принялся сжигать ведьм, вешать негров, вступать в ИГИЛ, продавать, предавать, предаваться суевериям и верованиям в зеленых человечком, словом, заниматься тем, чем могут заниматься лишь разумные существа, не то, что какие-то там безмозглые рыбы. И если принимать крайнюю теорию за чистую монету, то купание в море суть тяга к материнскому лону, эдакий грандиозный Эдипов комплекс, властвующий над миллионами людей по всему миру. Раздувшийся до космических размеров дедушка Фрейд курит исполинскую сигару и негромко посмеивается в бороду, наблюдая за входящими в воду, совершающими забавные судорожные движения, барахтающимися людьми. Он обожает психоанализ, потому что им можно описать всё и ничего, и нет времени объяснять: ты извращенец!
И доподлинно неизвестно, вкладывал ли эти фрейдистские теории в свою дипломную короткометражную работу студент ВГИКа Леонид Осыка, а может, так на него повлияла атмосфера курортного города во время учебы в Одесском театрально-художественном училище, однако действие небольшого поэтического рассказа о взрослении происходит именно на морском побережье. Кадры сменяют друг друга мягкими, неторопливыми волнами, картинка залита мягким южным солнцем, но тревожная атональная музыка да пугающий символизм отдельных сцен не дают раствориться в сладостной истоме жаркого летнего дня. Обычные пляжные сцены: мать в ослепительном белоснежном купальнике, ее малолетняя дочь, щеголяющая голым задом, бегущая по кромке воды, смотрящая, как ласковый прибой омывает ее стопы, глядящая вдаль, за горизонт, в безоблачное голубое небо. Кадр теряет резкость, растворяя девочку в морском пейзаже, а потом внезапно вновь находит ее на песке, приглушенном аккуратной сепией.
«Входящая в море» была снята в 1965 году, а это — эпоха «новой волны», отголоски которой нетрудно заметить в этой небольшой зарисовке, отмеченной также настроением украинского поэтического кинематографа. Помножьте это на максимализм ВГИКовского студента, стремящегося поразить строгих преподавателей, и, может, тогда будет возможно представить этот сюрреалистичный поток образов, в котором скорее интуитивно угадывается ощущение взросления, инициации. Вот купающаяся мать отплывает от ребенка, оставляя его одного бултыхаться в воде, вот девочка медленно идет по большому надувному кругу, балансируя, аккуратно переставляя ножки, дабы не упасть. Когда в кадре ребенок, мы видим большой пустынный пляж, на котором можно носиться, сколько душа пожелает, с веселым визгом улепетывая от катящегося на тебя круга. Целый огромный мир, раскрытый перед тобой. И как это контрастирует с картинками пляжного отдыха праздных туристов, заполонивших побережье, которые мы видим в начале фильма. Когда-нибудь девочка вырастет, но еще пока не сейчас, еще есть время. Оно убегает, как песок сквозь пальцы, но пока что это — лето детства, а взрослая жизнь подождет.
Едва уловимые символы, рождающиеся в голове зрителя. Может быть, их придумал Осыка. А может, навеял бесконечный бег волн, неумолчный шум, мерный, убаюкивающий, отрывающий от реальности сон разума, рождающий странные сны, мысли, воспоминания.
14 июля 2015