Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Шурка выбирает море |
год: | 1963 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Яков Хромченко |
сценарий: | Юлия Дубровкина |
видеооператор: | Федор Сильченко |
композитор: | Дживани Михайлов |
художник: | Олег Передерий |
жанры: | приключения, детский |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 9 мин |
Этот фильм почему-то обозначен на сайте как детский, хотя ничего детского в нем нет. Он скорее подростково-молодежный и по характеру раскрытия своей темы, и по основе сюжета. Совсем молодой парень в исполнении такого же молодого, еще студента, а не состоявшегося актера, Сергея Никоненко проходит неизбежную инициацию во взрослую жизнь. Его тянет море, хотя он о нем ничего еще не знает и преисполнен иллюзий и фантазий в духе едва ли не произведений Александра Грина. Однако реальность оказывается, естественно, совсем другой, хотя в итоге она оборачивается не полной противоположностью мечтам, а попросту взрослой жизнью, которая существенно сложнее и неоднозначнее, чем когда-то казалось.
Собственно, сюжетная канва фильма легко укладывается в такую вот подобную логику «романа взросления и воспитания». К чести авторов фильма они сняли скорее не суровую дидактическую, а слегка лирическую картину, как будто бы иллюстрирующую неизбежную для советского государства сентенцию «Все работы хороши, выбирай на вкус».
Но по прошествии лет в фильме вскрывается совсем другой пласт. Эстетика морской профессии здесь сопоставляется с постепенно и все сильнее охватывающей поколение шестидесятников тенденцией эскапизма или, как бы мы сейчас сказали, дауншифтинга. В самом деле, уход в море, тайгу или горы, неоднократно отмеченный в том числе и в кинематографе, стал классическим заменителем хоть какого-то подобия серьезной социальной критике, на тот момент невозможной. Уже в 70-е годы ряды интеллигенции охватит уже самая настоящая апатия, но пока до этого еще далеко, и симптоматично, что мирные рыбаки уходят в море под аккомпанемент песни Булата Окуджавы; песни, внешне романтичной, но поэтизирующей совсем не труд советских рыбаков, а парадоксально тот самый побег от действительности, к которой вроде бы так оптимистично призывает этот фильм.
10 декабря 2013