Рейтинг фильма | |
IMDb | 4.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Скотч |
английское название: |
Scotch Tape |
год: | 1963 |
страна: |
США
|
режиссер: | Джек Смит |
видеооператор: | Джек Смит |
жанр: | короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 февраля 2007 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 3 мин |
Джек Смит — один из основателей мусорной эстетики, типичного trash. В своём желании шокировать обывателя, дезориентировать зрителя и поглумиться над современным ему Голливудом художник (Смит режиссёр, фотограф, живописец, один из отцов перформанса) не знал меры. Его фильмы изымались, квалифицировались как порнография, вызывали жаркие дискуссии. Он никогда не считал себя кинорежиссёром, как и его друг Энди Уорхол, и вынужденно прибегал к съёмкам кино, дабы донести свои представления о творчестве до как можно большего числа зрителей. В то же самое время во Франции снимал антикино основатель ситуационизма Ги Дебор, последовательно уничтожавший язык искусства как основу буржуазного класса.
Джек Смит был далёк от политики. Его эксперименты касались прежде всего массовой культуры. Его излюбленный приём — снимать на засвеченную плёнку откровенный балаган, какие-то танцы, гермафродитов, трансвеститов, цирк уродцев. Он пародировал массовую культуру, кино класса B, киноэстетику, глумился над пуританской моралью и одновременно тягой зрителя к запретному. Его наследие постепенно составило целое направление в кино, так называемый нишевый кинематограф trash, которому отдали должное такие мастера, как Джон Уотерс, Ллойд Кауфман, Джоэл М. Рид. Для трэша со времён Смита характерно шутовство, провокация, намеренная глупость и примитивность. В то же время трэш так удачно мимикрирует под разные жанры, что несведущие зрители относят к трэшу всё, что им не нравится, любую халтуру. Строго говоря, Эд Вуд в меньшей степени трэшмейкер, чем Смит, Рид и Уотерс, поскольку Вуд желал подражать большому кино и снимать по правилам Голливуда. А техническая халтура и смехотворный сюжет еще не делают фильм трэшем.
Джек Смит никогда не следил за сохранностью своего наследия, не вёл архив и быстро забывал о созданном, поэтому его работы довольно мало известны и не все сохранились. Смит был сторонником как бы автоматического творчества, случайно возникшего, снимая и фотографируя всё, что придёт в голову. В то же время его фильмы обладают определённой магией, а из деконструкции киноизображения рождается новая эстетика, быстро завоевавшая себе поклонников по всему миру.
Чем же привлекателен трэш? Безграничной свободой самовыражения, неприятием всех правил и клише, высмеиванием всего и вся. Ни грамма мысли, но море веселья. Вот и его 3-минутный фильм «Скотч», где название абсолютно не соответствует содержанию, как бы случайная зарисовка сумасшедшего танца на месте строительства Линкольн-центра. А намеренно ухудшенное изображение приводит к тому, что зритель мало что разберёт на экране. Да оно и не нужно. Просто окунитесь в веселье ушедшей эпохи, где герои, вместе с автором, не боясь показаться дураками, предаются спонтанному идиотизму, примерно как в фильме Ларса фон Триера «Идиоты». Разбуди в себе идиота. К этому призывает любой настоящий трэш-фильм.
6,5 из 10
3 сентября 2017