Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Конкурс |
английское название: |
Konkurs |
год: | 1963 |
страна: |
Чехословакия
|
режиссер: | Милош Форман |
сценаристы: | Милош Форман, Иван Пассер |
видеооператор: | Мирослав Ондржичек |
композитор: | Иржи Шлитр |
монтаж: | Мирослав Гайек |
жанры: | документальный, музыка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 28 февраля 1964 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 19 мин |
По словам Милоша Формана, картина снималась за минимальные средства, которые студия «Баррандов» выделила для документальной ленты «Прослушивание»: немного пленки, автобус с оборудованием, осветитель и редактор. Режиссер воспользовался своей новой камерой, о чем упомянул в титрах. Картинка получилась любительской, но уже осененной гением Мастера.
Хотя «Прослушивание» — это документальный отчет о фиктивном прослушивании в театре «Семафор», съемочная группа ввела в общую канву свой сюжет: юная работника маникюрного салона удирает с работы, надеясь сделать карьеру эстрадной звезды. Туда же идет и уже имеющая опыт выступления в рок-группе певица. С одной стороны, смотреть на прослушивание забавно. С другой, удивляешься большому количеству открытых творчеству и свободе молодых людей. Тому виной — ветер перемен, который долетел до Праги из оттаивающей Москвы.
Так как «Прослушивание» оказалось слишком коротким для полнометражного фильма, решили добавить историю о духовых оркестрах и молодых людях, которых гоняют из одного коллектива в другой. Дирижеры относятся к творчеству как к тяжкому труду и принципиальному соревнованию. Они слишком серьезны, чтобы понять двух талантливых молодых людей, которым мотогонки — интереснее очередной репетиции перед местечковым музыкальным конкурсом.
Очень искреннее кино, которое можно рассматривать пробой стиля перед шедевром «Бал пожарных».
6 из 10
30 сентября 2016
Первые кинематографические опыты сразу же определяют стилистику и идейное наполнение всех работ Милоша Формана чешского периода. Невсамделишная импровизационность, проникнутая смешливым настроением с грустными выводами, ставит целью уловить хаос человеческих переживаний — исключительно важных для героев, но кажущихся с высоты «жизненных» ценностей, мелкотемьем. «Конкурс» объединяющий в себе два среднеформатных фильма, не связанных между собой сюжетом и персонажами, вообще, может показаться пустячком в сравнении с метаниями «маленьких людей» следующих картин режиссёра, сходство с которыми подчёркивает не только тема свободы нравственного выбора, но и постоянный исполнительский состав.
Часть первая. «Если бы не было музыки».
Дебютная короткометражка, похожая на множество дипломных проектов экспрессивных и претенциозных выпускников киновузов. Обманчиво бессюжетная зарисовка, путём параллельного монтажа, показывает репетиционные съёмки двух музыкальных коллективов, исполняющих композиции некоего академичного чешского классика. Пространные рассуждения об общественной роли музыки и мотоциклетные гонки выглядят изобразительным довеском. Буквально последними минутами, Форман склеивает внятное сюжетное высказывание про свой любимый зазор непонимания старшего и младшего поколений. В этой связи «Если бы…» смотрится прелюдией к «Чёрному Петру», где та же тема подана с аналогичной нарочито стеснительной интонацией, но развёрнута до полного метра.
Часть вторая. «Конкурс».
Титры настаивают на «случайной подсмотренности» и документальности, но профессионализм проявленный режиссёром в работе с монтажом и композиционной стройностью заставляет усомниться в «случайности» многих впечатляющих художественных находок.
Отборочный театральный конкурс для поющих девушек привлекает обилие юных жизнерадостных лиц, сменяющих друг друга с непозволительной быстротой перед коллективом строгого, но не всегда внимательного жюри. «Несерьёзное» зрелище заражает формановским любованием. Сквозь постоянно звучащий аккомпанемент продираются песни, в основном, на чешском языке в джазовых, рок-н-рольных ритмах. Для, ютящейся в коридорах ожидания, молодёжной толпы важно не столько произвести «правильное» впечатление, сколько просто покайфовать на сцене, сымпровизировать роль звезды вокала, передать настроение оптимизма и наплевательства на любые исполнительские ограничители.
Музыкальные фрагменты имеют необходимое назначение, чтобы «Конкурс» не перешёл в балаган или в безвкусный восточно-европейский лубок. Как и в самом фарсовом шедевре раннего периода «Бал пожарных», Форман от души веселится над своими героями, но не поддаёт осмеянию за наивность, нерешительность и глупость. Среди конкурсантов есть и те, кто относится к выступлению, как к испытанию или к получению «путёвки в жизнь» и из уважения к их переживаниям мягкая ирония не переходит в комедию абсурда.
Любительские музыкальные выкрутасы представителей чешской молодёжи для режиссёра не менее важны, чем оркестровые произведения чешского классика. И то, и то — народное искусство, проникнутое духом личностной и творческой свободы. И своё «народное» предназначение Форман видит в создании импровизационных киноуниверсалий, переводящих в состояние общеизвестного понимания некоторых национальных явлений.
9 из 10
14 мая 2011
Подобного Форман никогда не снимал. Этот фильм-сплошная музыка или, как лучше сказать, посвящение музыке. Фильм, состоящий из двух частей «Если бы здесь не играла музыка» и «Конкурс», снят с невероятной любовью и талантом. Форман мастерски передает в первой части дух музыки Яначека и репетиций духового оркестра, а во второй круговорот рок-н-ролла и джаза.
Фильм смотрится на одном дыхании. Это первая работа Формана, и она, безусловно, очень талантлива и удачна.
15 июля 2008