Рейтинг фильма | |
IMDb | 4.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Невероятный Варан |
английское название: |
Varan the Unbelievable |
год: | 1962 |
страны: |
США,
Япония
|
слоган: | «From a world below, it came to terrorize, to destroy, to revenge!» |
режиссеры: | Исиро Хонда, Мотоёси Ода, Джерри А. Баэрвитц |
сценаристы: | Кен Куронума, Синъити Сэкидзава, Сид Харрис |
продюсер: | Джерри А. Баэрвитц |
видеооператор: | Жак Р. Маркетт |
композитор: | Акира Ификубэ |
монтаж: | Рудольф Кусумано |
жанры: | ужасы, фантастика |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 декабря 1962 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 10 мин |
Перемонтированный Джерри А. Баэрвитцом фильм «Варан» Иширо Хонды 1958 года. Говорят, что «Варана» японцы снимали не для себя, а по заказу продюсеров США, причём сразу для теле-эфира. Видимо, отсюда и чёрно-белая плёнка. После цветных «Радона» и «Мистерианцев», Тохо отчего-то выпустила чёрно-белый кайдзю-муви. Американцы вскоре вышли из финансирования проекта и студии пришлось доделывать фильм для себя — взяв ряд сцен из культового «Годзиллы» 1954 (благо у монстров был почти идентичный хвост). Но, много лет спустя, в 1962 году Crown International Pictures в США таки весомо перемонтировали картину и выпустили под названием «Varan the Unbelievable».
В американской версии из фильма вырезали довольно много, а также, как обычно, ряд сцен вообще поменяли местами. Зато, что удивительно, добавили монстру мотивации и ориджина. Как ни странно — в японском оригинале на этот раз не поднимается никакой серьёзной проблематики. Ни атомных испытаний, ни радиации, ни глобального потепления, ничего. В версии США в фильме фигурирует тема экологического загрязнения и вмешательства людей в природу — там пытаются из солёной воды сделать пресную, чем и пробуждают чудовище. В оригинальной версии Варан словно и не дремал особо вовсе.
Монстр является божеством одной небольшой деревушки, где обнаруживается крайне редкий вид бабочек. Полагалось, что живут они исключительно в России — в землях Сибири, открыть их в Японии было невероятным событием, однако двое исследователей погибли при невыясненных обстоятельствах — их джип был словно чем-то или кем-то расплющен, а оползней а районе не замечалось.
Сестра одного из погибших вместе с ещё одним своим довольно трусоватым братом отправляется выяснить, что же произошло. В этом им помогает главный герой фильма — молодой учёный Кенжи (Козо Номура, который потом ещё не раз будет появляться в кайдзю-фильмах), отпросившийся у своего наставника.
Чудовище появится из озера уже на двадцать первой минуте, Варан, как и Годзилла в своём сольнике, не заставит себя долго ждать. Более того — они оба представляют собой гигантских ящеров, и в целом рёв Варана — это слегка обработанный рёв Годзиллы. Тохо явно начали эксплуатировать первый фильм, чтобы как-то закончить этот, сэкономив на разных вещах. Зато Варан преподносится монстром четырёхногим, хоть и встающим в нужный момент на задние лапы. Никаким атомным дыханием он не обладает, зато умеет парить и летать, впрочем это особо не раскрывается, хотя водной из сцен намекается открыто через рёв в воздухе, с небес.
У монстра отличный костюм, который позволяет ему запоминаться на фоне многих других чудовищ. Он одновременно и в чём-то похож и не похож на классического Годзиллу, зато очень сильно напоминает Годзи из «Годзиллы против Кинг Конга» — словно там переделанный костюм Варана и использовался. В сцене с деревней кажется, что он не столько крушт всё вокруг, сколько кружится в кадре, позволяя рассмотреть себя со всехсторон. Чудовище покрыто своеобразным панцирем и рядом острых шипов, а его шкуру пробить, конечно же, не в силах всяческое современное вооружение.
«Варан» — это просто кайдзю-фильм без особых подтекстов. По началу это фильм-приключение — экспедиция к озеру, деревня со своим старостой и верованиями, стелящийся зловещий туман, пропавшее мальчик и собака, местные легенды и жуткое проснувшееся чудище-божество. Под конец это скорее фантастический боевик о сражении всей армейской мощи и гигантского монстра.
Собрав вновь прекрасный актёрский состав, где эксперта по бомбам играет, к примеру, сам Акихико Хирата (Серидзава из «Годзиллы», участник не малого количества кайдзю-проектов Тохо), да и многие участники фильма в фильмографии имеют ряд представителей жанра о гигантских монстрах, режиссёр даже при раннем и частом появлении чудовища демонстрирует нам интересных персонажей.
Отличительной чертой этого фильма от предыдущих — является наличие юмора. «Годзилла» и «Радон» были по сути вообще фильмами ужасов, «Годзилла снова нападает» и «Мистериане» — серьёзными фантастическими боевиками без толики самоиронии. «Варан» же, хоть и не комедия, но этой иронией обладает. Диалоги фильма и сами по себе редко, но метко, выдают отличные шутки, а уж некоторые сцены, как эпизод с рыбаками, говорящими «мы неудачники» в отсутствии продуктивной ловли прям незадолго до появления рядом с ними ещё и монстра — ну, просто не могут не вызвал одобряющей улыбки.
Иширо Хонда заодно подаёт на экране большое количество эффектных и запоминающихся сцен. «Варан» остаётся в сердце после просмотра, ты вспоминаешь и первое пробуждение в озере, и эпизод в самолётом, и момент с военным кораблём, подводную бомбардировку, а также то немногое, чем был хорош «Годзилла снова нападает» — видом пролётов вокруг чудовища от 1 лица воздушной военной техники — самолётов-истребителей.
Здесь немало эпизодов взаимодействия Варана с самыми разными объектами. В том числе даже глотания сверкающих ракет по не совсем понятным причинам. Это, по сути, и становится его ахиллесовой пятой. Изобретённая сильная бомба детонирует успешно, находясь только внутри — для испытания её, например, зарывали в скалы.
Так что, поняв, что внешне кожу чудовища нынешним вооружением не пробить, японцы решают заставить монстра проглотить бомбы и взорваться изнутри. Финальный взрыв нам покажут из-под воды — авторы фильма явно не хотели портить костюм, заставляя его разлетаться вдребезги, но традицию убивать монстров в каждом их сольном фильме Тохо всё ещё упорно соблюдает.
Пусть здесь и нет той атмосферы хаоса, ужаса, неизбежности, которая царила в «Годзилле», нет ощущений той опасности и напряжения из «Радона», в «Варане» всё равно есть вложенная авторами душа — фильм живой, качественный и интересный. В плане сюжетного развития он даже превосходит концепцию «Годзиллы», где финальный акт проходил уже под водой после кульминации с нашествием на город.
У фильма нет проблем ни со сценарием, ни с персонажами, ни с их общением. Каждый герой украшен рядом эффектных ярких черт, где особенно выделяется трусоватый охотник на бабочек или депрессивный отчаявшийся профессор. Однако драматизма, как такового, фильм практически лишён. Это скорее блокбастер-развлечение, кушаешь попкорн под то, как очередная «громадзилла» собирается превратить Токио в руины. Но это вовсе не играет фильму в минус, он блистательно хорош именно как простой кайдзю-мувик, который можно с удовольствием пересматривать вновь и вновь.
8 из 10
23 сентября 2016