Золото
Zloto
6.5
1961
Польша, 1 ч 31 мин
В ролях: Мария Беднавская, Кшиштоф Хамец, Галина Добруцкая, Тадеуш Фиевский, Александр Фогель
и другие
На строительство энергетического комбината приезжает молодой парень Казик — ищет приключений, хорошего заработка или от кого-то скрывается? Он знакомится с геологом Петром, который помогает ему найти работу и место в рабочем общежитии. Но Казик не может найти общего языка со своими соседями по комнате. Вскоре появляется человек, который его ищет...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Золото

английское название:

Zloto

год: 1961
страна:
Польша
режиссер:
сценарий:
монтаж:
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 26 октября 1962 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 31 мин

Постер фильма «Золото», 1961

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Золото», 1961

Одна из рецензий на «Золото»

Совершенно незаслуженно малоизвестная картина Войцеха Ежи Хаса «Золото» представляет собой удивительное по силе и качеству исполнения произведение. Произведение воистину многогранное, и потому анализ каждой из представленных в фильме тем может вылиться в отдельную полноценную рецензию. Здесь мне бы хотелось выделить лишь одну проблему, поднятую фильмом, которая наиболее интересна мне лично. Тем самым беру на себя ответственность за игнорирование целых сюжетных линий, из которых соткана великолепная работа Войцеха Хаса — надеясь, что и для них впоследствии найдутся рецензенты.

Молодой человек Казик, пробравшись в кузов случайного грузовика, почти без гроша в кармане уезжает на самую границу Польши, в захолустье, где развёрнуто строительство нового энергетического комбината. Фильм неспешно складывается из знакомства Казика с самыми разными людьми, а кульминацией становится выяснение причин поспешного бегства главного героя из родного края.

На новом месте Казик знакомится с геологом Петром, интеллектуалом, который по своей доброте устраивает его на работу в карьере. Но сразу же Казик обнаруживает, что общество людей, с которыми он должен работать и жить в одном бараке, ему невыносимо. Его коллеги — это потерявшие своё «я» личности без духовных запросов, каждый из них предельно зациклен на каком-то определённом материальном благе (на собственном мотоцикле или, например, на курицах). Самый колоритный из этих персонажей — бывший узник Освенцима, выпотрошенный в моральном плане человек, который свёл весь смысл своей жизни к чревоугодию. Лишь малую надежду в зловонном во всех смыслах бараке даёт рабочий, погружённый в чтение «Золотого каньона» Джека Лондона. Тот пытается начать читать Казику вслух (что само по себе получается у деревенского человека плохо), но окружающие заглушают его бесконечно повторяющимися и потому теряющими всякий смысл фразами о еде, мотоциклах и курицах. Взбешённый Казик провоцирует драку, а затем убегает к Петру. Казик с горечью и злобой рассказывает ему о людях без интересов и с отсутствующим кругозором.

- С утра до ночи только жевал, чавкал, выпивал и выплёскивал. Весь его мир ограничивался брюхом. «Жру, потому что голодал», — так говорил. Один свихнулся на мотоциклах! Шестерни, карбюраторы, емкости, цилиндры, муфты, тормоза… Только об этом! Целый день только об этом! У другого в голове — одни куры! Уже не разговаривал, а кудахтал, словно вот-вот снесет яйцо! Другой сушил портки в спальне… Вонь невыносимая. Но он привык!

Петр говорит Казику, что среди рабочих бывают и другие. Он сам является тому примером: пролетарий и бывший узник концентрационного лагеря, Петр сохранил в себе чувство прекрасного и способность видеть красоту мира. Петр коллекционирует бабочек, первую из которых, по его рассказам, он подобрал, едва покинув концлагерь. Он горячо любит своё дело, прекрасно разбирается и восхищается геологией. Режиссёр выводит в этом характере идеал настоящего рабочего — не только исполнителя, но и увлечённого специалиста, грамотного и образованного человека. Вместе с тем смертельная болезнь Петра подчёркивает опаску режиссёра за тонкую прослойку интеллигентов в рабочем классе.

Так или иначе, такая прослойка имеет место быть. Петр привязывается к ещё молодому (потому не искалеченному духовно войной) и в чём-то близкому ему по духу Казику и направляет его на другой участок. После инцидента с «Золотым каньоном» Казик увлекается идеей поиска золота посреди песков карьера и в каком-то смысле находит его в лице своих новых коллег. Новые товарищи грубы и саркастичны — всё-таки пролетариат! — но уже одни их шутки и опрятный внешний вид говорят об их высоком уровне развития. Сохраняя облик брутального трудяги, они могут без запинки читать стихи на французском, и в их компании уже сам Казик, полагавший, что Рио-де-Жанейро находится в Аргентине, чувствует себя невеждой.

Важным обстоятельством, задающим ход развития сюжета, является то, что благодаря строительству энергетического комбината в далёком приграничном районе Польши собираются и оседают люди самого разного сорта, разного происхождения. Режиссёр представляет зрителю широкий спектр персонажей, задействованных на стройке. Здесь работает и относительно небольшое количество профессионалов, и бывший узник Освенцима, который психически так и не вернулся к нормальной жизни (его играет, к слову, сам Войцех Хас), и выходцы из деревни и те, кто считает своё пребывание в рабочем классе состоянием временным. Второстепенный персонаж, мечтающий купить себе мотоцикл, оказался в карьере после того, как прогорел с разведением нутрий. Тот же, у которого «в голове одни куры», наоборот, устроился в карьер затем, чтобы накопить денег на собственную птицеферму. Ну а Казик — можно сказать, один из тех проходимцев, которые попытались сбежать от собственной судьбы.

9,5 из 10

22 февраля 2014

Но где же прошлогодний снег!

Поэты быстро теряют иллюзии. Певец послевоенного поколения польский писатель Богдан Чешко, автор романа Поколение и сценария одноименного фильма Вайды всего через семь лет в сценарии «Золото» окончательно убеждается, «что прекрасная эпоха не наступила» и погружает зрителя в бездну и отправляет на край света. Общество нагнало человека, и застала его в исподнем. В первых кадрах главного героя фильма, молодой человек в кожаной куртке незаметно забирается в грузовик и едет в никуда. Высаженный суровым водителем возле какого то карьера, где до горизонта виднеются рваные раны земли, он спросит: Что это здесь вообще? — Конец света! — усмехнется водитель.

Здесь на краю света, возле энергетического комбината беглец, несостоявшийся вор и мнимый убийца Казик, согласно законам социалистического реализма должен был бы под влиянием мудрого геолога Петра пересмотреть свои взгляды на жизнь и стать полноценным членом социалистического общества, но режиссер Войцех Хас поступает согласно законам реализма поэтического. На библейский призыв «Лазарь, встань и иди» герой ответит молчанием. Ему явно не по пути со всеми этими людьми, копающимися в земле. Время словно застыло здесь. И прошлое, то и дело напоминает о себе, то в мелодии тромбониста, которую он исполнял еще до войны, то в выкриках похмельного рабочего- Послушайте, щенки! Я работал в Освенциме! На «Канаде»! Через эти ручищи прошло десятки килограмм жидовского золота! Лучше он будет пить в местном баре, чем жить по законам этих людей. И лишь один человек геолог Петр «друг животных, женщин и бродяг», хранящий ключи от рая, способен понять и принять бродягу с душой поэта, этакого Франсуа Вийона эпохи апатии.

О Принц, с бегущим веком ссора -

Напрасна, жалок человек;

И пусть вам не туманит взора:

«Но где же прошлогодний снег!»

Войцех Хас впервые в этом фильме, полном библейских аллюзий, нащупал свою поэтику «на грани реальности и мистификации», которая в полной мере расцветет в его фильме «Рукопись, найденная в Сарагосе».

7 из 10

26 декабря 2013

Золото появился на свет в далеком 1961 году, более полувека тому назад, его режиссером является Войцех Хас. Кто играл в фильме: Мария Беднавская, Кшиштоф Хамец, Галина Добруцкая, Тадеуш Фиевский, Александр Фогель, Войцех Хас, Тадеуш Калиновский, Ян Кобушевский, Данута Королевич, Барбара Крафтувна, Лезек Кубанек, Влодзимеж Квасковский, Херман Лерхер, Кшиштоф Литвин, Здзислав Маклякевич.

Страна производства - Польша.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.