Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
В трудный час |
год: | 1961 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Илья Гурин |
сценарий: | Евгений Габрилович |
видеооператор: | Милица Богаткова |
композитор: | Василий Соловьев-Седой |
художник: | Сергей Серебренников |
монтаж: | Лидия Родионова |
жанр: | военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 октября 1961 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 41 мин |
Такая драматическая канва всего фильма когда персонажи на протяжении всей картины проходят мимо не видя друг-друга или встречаясь лишь на короткое время и даже просто весточка долго кружит вокруг адресата и лишь по случайности в конце доходит до цели. Можем ли мы упрекнуть авторов в искусственности данного приёма — нет, настолько оправданная драма не схождения путей-дорог самой трагедией войны. Не абстрактной, а конкретно входящими в неё ситуациями и случаями. Что показано настолько искусно, что веришь и не спотыкаешься о «притянутость» сюжета — тонкая наблюдательность очевидца в гуще событий определяется вполне точно.
Также эта точность присутствует в передачи характеров и чувств героев на фронте. Особенно отчётлив в этом Кашпур — от удали до страха — вся гамма естественных чувств представлена этим актёром. Но выпуклы и характеры других персонажей — все показанные имеют право на реальность и тождественность.
Как участник войны режиссёр не мог не упомянуть о том за что собственно сражались — за достижения коммунизма и Родину — лозунг так и звучал: За нашу советскую Родину! И одно от другого было неотделимо, ибо бараки и черта оседлости, 12—18 часовой рабочий день и погромы — всё было не далее чем 20 лет назад, а сменилось возможностью любому «выйти в люди» — так сказать работало много и очень много скоростных «вертикальных лифтов»! Да и черты нет, бараков поменьшало, смены ужались — было за что бороться и воевать.
Но как непосредственному очевидцу автору досталось и «общезнание» тогдашнего социума — а именно «- Драпали до Москвы!». К сожалению и после войны данная тема не полностью была освещена т. к., вероятно, затрагивала крупные персоны из действующих политиков и военных. Оттого-то и дожила сия сентенция кочуя по культур-мультур прослойке и закрепляясь от повторений в каждом новом поколении. Не драпали, а БИЛИСЬ — ожесточённо и самоотверженно, насколько позволяло умение и обстановка. БИЛИСЬ и гибли не на миру, часто и густо безымянно и неизвестно, «снимая стружку» с гораздо более готовых войск противника. А «большие» люди в очередной раз, можно сказать, предали их уже в мирное время оставив лишь клишированные подвиги одиночек возведённые на пьедестал известности пропагандой, замалчивая и многочисленные (а порой и не известные по ходу войны) подвиги отдельных бойцов, и действия целых подразделений для успеха которых иногда просто не хватало «везения» (как производной от подготовленности) — иногда пары часов, иногда и просто пары грузовиков.
Также к «общезнанию» тогдашнего социума относится неглубокое понимание причин победы — а именно считалось и считается в общем «понимании», что пригнав больше войска и «наклепав» больше «железа» тем и победили. Вот так герой Кашпура сперва огорчается знакомым «не новым» лицам из смены, а потом ликуя видя колонны следующие к фронту. Но абсолютно дву-стандартно относясь к разным стадиям ВОВ и не считая, что проигрыш нацистов состоялся как раз когда им перестало «везти» — т. е. когда подготовленность РККА стала превосходить противника — а это не только количество но и главное КАЧЕСТВО — ведь, к примеру, стрелковые дивизии в Берлинской операции были укомплектованы от 50 до 75% составом, но вот по качеству — подготовленности, оснащённости, мотивации — это совсем иная РККА чем 1941.
6 из 10
13 февраля 2020
«Полем вдоль берега крутого, мимо хат. В серой шинели рядового шёл солдат. Шёл солдат, преград не зная. Шёл солдат, друзей теряя. Часто бывало, шёл без привала. Шёл вперёд солдат…» «Баллада о солдате» (Текст — М. Матусовский, музыка — В. Соловьёв-Седой)
Илья Гурин снял фильм «В трудный час» (другое название «Под Московой») всего-то через 15 лет после окончания войны. Снял на чёрно-белую плёнку, отчего фильм выглядит почти документальным. Особенно — в финале, где зрителю показывают хронику захлебнувшегося немецкого наступления на столицу. Режиссёр создал предельно простое и очень откровенное кино, изобразив войну не в свете «шапкозакидательских» предвоенных лозунгов, а показав её как неимоверно тяжёлую, грязную и страшную работу. Сюжет отчасти мозаичный, последовательно раскрывающий несколько параллельных линий, главной из которых является череда случайных встреч Кузьмы Кройкова и Варвары Окновой.
Необыкновенно колоритная и идеально подходящая друг другу пара! Владимир Кашпур просто бесподобен в роли бывшего плотника, а ныне — находчивого солдата. Его поступки, его реплики, его глаза вызывают полное доверие к созданному образу. Светлана Харитонова в роли Варвары — это в какой-то степени олицетворение собирательного образа простой русской женщины, которая и «коня на скаку остановит, и в горящую избу войдёт…» Наблюдать за её игрой — настоящее эстетическое удовольствие. Особенно ближе к финалу, когда из «гром-бабы» она вдруг превращается в обыкновенную женщину, которой хочется только одно — жить, любить, растить детей…
В фильме нет чрезмерного пафоса, нет показного патриотизма. И даже пространная речь Кузьмы Кройкова на «политинформации» совсем не выглядит как слепое цитирование партийных лозунгов, потому что награждённый Красной Звездой за храбрость сержант говорит о том, о чём безусловно верит, и за что не раздумывая готов умереть. Когда такие люди говорят о грядущем Коммунизме — им сразу веришь. Как и многим талантливым актёрам, некоторых из которых по молодости лет совсем непросто узнать: Юрий Назаров, Игорь Кваша, Татьяна Гаврилова, Евгений Евстигнеев.
Лейтмотивом через всю ленту проходят задушевные строчки из песни «Баллада о солдате». Звучат они трижды: в начале, в середине и в конце. И каждый раз звучат по-разному. В начале, когда враг уже на подступах к Москве, голос одинокого солиста навевает печаль об отданной врагу русской земле. В середине куплет поют уже несколько бойцов, и в их голосах звучит надежда. В третий раз мы слышим слова из «Баллады», когда город уже освобождён от маскировки на окнах, а по улицам марширую колонны, и слова песни поддерживают сотни голосов: «Полем, вдоль берега крутого, мимо хат. В серой шинели рядового шёл солдат. Шёл солдат-слуга Отчизны. Шёл солдат во имя жизни. Землю спасая, смерть презирая. Шёл вперёд солдат…»
26 января 2014
Эту картину я стал смотреть из-за Евстигнеева, который, увы, появится в фильме всего два раза и то, в общем, минуты на две. Роль у него эпизодическая и незначительная. Однако, я все равно получил удовольствие от этой картины.
Конечно, тема войны в те времена поднималась почти в каждом фильме, и снимали фильмов о войне огромное количество. К сожалению, далеко не все были стоящими. Эта картина средняя.
В целом, все сделано очень хорошо, и тема того, что война оставила после себя горе почти в каждой семье, что забрала она много хороших людей, раскрыта полностью. Но вот ужасная пропаганда партии и коммунизма настолько отвратительно преподнесена, что в такие моменты честно хотелось выключить этот фильм.
Если же убрать это дешевую агитацию коммунизма. то это вполне себе хороший фильм о войне и о людях, которые на этой войне были, о любви друг к другу и о любви к Родине. Также было приятно увидеть совсем молодого Квашу.
21 августа 2012