Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тучи над Борском |
год: | 1961 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Василий Ордынский |
сценаристы: | Семён Лунгин, Илья Нусинов |
видеооператор: | Игорь Слабневич |
композитор: | Алексей Муравлёв |
художники: | Михаил Карякин, Иван Пластинкин |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 февраля 1961 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 26 мин |
Фильм 'Тучи над Борском' представляет собой удивительное погружение в мир сектантства в Советском Союзе, о котором мало что было известно в те времена. Режиссер смело исследует эту экзотическую тему, показывая зрителям историю протестантской секты, известной как пятидесятники, которая, несмотря на свое происхождение из США, нашла свое место и в советской действительности.
В центре сюжета находится Инна Гулая, которую совращают сектанты. Ее роль воплощает в себе эмоциональную глубину и женственность, притягивая зрителя к исследованию сложных внутренних драм персонажей.
Фильм впечатляет своей искренностью и непредсказуемостью. Режиссер не ставит сектантов в ряд с мерзавцами, а представляет их как обычных людей, что вызывает у зрителя удивление и некоторое недоумение. Зритель видит, что они не являются стереотипными злодеями, а представляют собой разнообразные личности, каждая из которых имеет свои мотивы и убеждения.
Фильм акцентирует внимание на отношениях Гулаи с окружающим миром. Она не находит себе места ни среди одноклассников, ни среди учителей, ни даже среди родителей. Сектанты же всегда рады видеть ее, общаться и наставлять, что создает вокруг них атмосферу доверия и понимания.
Однако, фильм неожиданно разворачивается, когда зрителю предстоит столкнуться с совершенно неожиданным поворотом сюжета. Вместо того чтобы выставить сектантов в отрицательном свете, режиссер позволяет им сохранить свою тайну до самого конца. Это вызывает у зрителя когнитивный диссонанс и заставляет задуматься о том, что на самом деле является правдой.
Таким образом, 'Тучи над Борском' представляет собой уникальное киноискусство, которое не только развлекает, но и заставляет задуматься о сложных вопросах веры, идентичности и морали.
6 из 10
1 мая 2024
Во времена Хрущева с основными религиозными течениями власть уже поладила, а с мелкими, «сектами» боролась. Этот фильм направлен против пятидесятников.
Первая часть картины снята увлекательно и психологически убедительно. В небольшой городок Борск приезжает работать из столицы молоденькая учительница Кира Сергеевна. Она сразу нашла общий язык с учениками, а со старшеклассницей Олей Рыжковой даже подружилась (интересно, в Оле Рыжовой Рязанов и Брагинский не делали отсылку к этому образу?). Оля — умная и гордая девочка, растущая без матери, отец постоянно занят собственными делами. Когда, проследив за ее свиданием с мальчиком, директор школы, ханжа и подлец, позорит ее на всю школу, а Кира Сергеевна и одноклассники под его давлением поддерживают директора, Оля отдаляется от товарищей и приходит к пятидесятникам, к своему возлюбленному. Постепенно она рвет и с комсомолом, и с школой, почти перестает общаться с отцом. Это напоминает коллизию фильма «А если это любовь?», где бездушные и трусливые взрослые так же испортили жизнь юной паре.
А дальше начинается трэш. В секте царят обман и бесправие, из Оли пытаются сделать пророчицу, а в конце концов чуть не распинают(!)
Фильм снимался в живописнейшем городке Боре («на Бору», как там говорят) Нижегородской (тогда Горьковской) области. С пятидесятниками там, правда, напряженка, кого много — так это староверов, как и по всей области. Очень приятно было увидеть те места, природа там прекрасная, а во времена съемок было много старинных зданий.
Актеры задействованы отличные, вытягивают даже самые дикие сцены. Особенно хороши Инна Гулая-Оля Рыжкова и совсем юная тогда Инна Чурикова в роли ее бойкой одноклассницы.
5 сентября 2020
Острокритический художественный психологический репортаж «Тучи над Борском»- это предельно реалистичная хроника мрачного быта русской феодальной провинции (хотя показаны нравы членов знати из «западной советской метрополии», в цензурных соображениях события происходят в уездно-областном городке на фоне сельской убогой жизни), в которой всем заправляют законспирированные коррумпированные полицаи-старосты из семей бывших управляющих помещичьих имений и чиновно-купеческой среды, блюдущие крепостные (классовые) законы своих хозяев-богачей. Директор местной школы, которая больше похожа на кадетскую семинарию, где девочки и мальчики строго соблюдают кодекс послушников-активистов — типичный камер-юнкер с выправкой и манерами нацистского офицера, зорко следящего за соблюдением монастырских административных общеобразовательных правил. Поэтому он публично унижает простую наивную девушку, влюбившуюся в манерного дворянского сынка, который использует ее искренние чувства самым корыстным и подлым способом. Десятиклассница, чей отец (к слову, единственный вызывающий положительные эмоции честный трезво мыслящий персонаж фильма, который не похож на социального оборотня, занимает ответственную должность на производстве, и своей принципиальностью чем-то помешал хозяйственно-партийной мафии), становится жертвой умелых интриг хитрых манипуляторов, которые совершенно безнаказанно доводят ее до сумасшествия и преступления (эпизоды, где она находится в состоянии экзальтации и явно под воздействием наркотических веществ, с кадром «распятия на кресте», последовавшем после бредовых обвинений в нелепых злодеяниях), А ее единственного родственника-опекуна — неугодного специалиста-руководителя кладут в больницу, где он скорее всего умирает. В результате квартиру, где они проживали, забирает себе коварный сосед-фашист с его чекисткой бандой, шантажирующих прошлыми «подвигами» местных жителей, чтобы те выполняли все их указания.
Неслучайно, романтический кумир главной героини называет профессию своей эксцентричной чопорной тетки, проживающей, кстати, в роскошных для скромных служащих апартаментах, и распевающей за игрой на фортепьяно революционные интернациональные демократические псалмы в духе: «поднимайся на борьбу смиренный народ» (замечательная сатира на якобы преследуемых тоталитарной властью диссидентов-оппозиционеров — криминальных агентов-провокаторов жандармских колониальных служб, чьи права всегда были защищены институционально) — работник госстраха. Поскольку свободный доступ к личной информации обо всех жителях могут иметь только сотрудники карательно-сыскных органов — хранители грязных секретов и тайн (сокращенно — сектанты). Кем на самом деле являются «заговорщики-подпольщики» остроумно показано и рассказано в эпизоде с тайным собранием в амбаре, когда во время молитвенного собрания говорится о проекте разных языков, на которых все спасенные должны общаться. Точная пародия на военно-мародерские операции членов дома романбургов, которые поделили всю оккупированную территорию на цыганские рабовладельческие анклавы-гетто, где установлен жесткий паспортно-учетный этно-полицейский режим для крестьян-колхозников.
Персонаж Владимира Ивашова (играющего «найденного чудом сына», росшего в казарменном детдоме) пляшущий на столе в рыцарских хуторских доспехах (с ведром на голове) — явная отсылка к фильму «Александр Невский» 1938 года, в котором очень красочно изображен под видом немецкого тевтонского ордена белый монархический казачье-пиратский вермахт, ведомый прусско-османской хунтой. А фраза в исполнении Романа Хомятова, играющего самого интеллектуального (читай — знатного) ученика — «иди — доноси!» — точно характеризует лицемерную суть так называемой открытой борьбы с мракобесием и предрассудками. В сцене с участием юного Никиты Михалкова, изображающего типичного ряженного ростовщика-купца, подсчитывающего прибыль от торговли разными музейными безделушками с оболваниванием людей шоу-постановками (эпизод с техническим трюком «плачущей иконы»), а также в диалоге, где Петр Константинов говорит, что сектанты — это верующие, которые отошли от официального церковного института (то есть формально являются идеологическими противниками, но находятся на одной фундаментальной платформе) — авторы картины прямо говорят, что никаких религиозных и антирелигиозных учений не существует. а есть инженерно-политические технологии и репрессивно-полицейская машина с карательной психиатрией и методами манипуляции сознанием (жуткая и сильная сцена с доведенными до безумия людьми в запертом помещении, которые не столько молятся и медитируют, сколько пребывают в состоянии панического страха).
И все идеологические антагонисты — это элементы одной властной системы. Фильм в целом действительно страшный, поскольку в нем показано полное отсутствие защищенности от произвола. Судьба бывшей школьницы в действительности трагична, на это намекается в некоторых кадрах. Подростки (особенно парни) в основном дебильные и невежественно-трусливые, полностью зависящие от воли комсорговского бюрократического начальства. прикрывающего, «гонимых иноков из бывших» под видом уважения частной жизни и свободы вероисповедания. Любопытный персонаж волевой неистовой сектантки-интриганки, одержимой «провидческими» пропагандистскими идеями, напору которой подчиняется даже самый главный местный «;поп»- это блестящая пародия на помешанных на власти и своих родовых традициях дегенератских курляндских датско-шведских помещиц-«монахинь», увлекавшихся от скуки и невежества оккультизмом, спиритизмом и прочей психо-кабалистикой и мистикой. «Тучи над Борском» — это настоящий документ эпохи, который следует изучать как исторический материал наряду с другими такими же тематическими шедеврами, раскрывающими подлинную суть так называемой педагогической системы всеобщего воспитания и всего социалистического строя в целом.
15 февраля 2020
Кино на совершенно экзотическую тему: сектанты в СССР. Конкретно речь идёт о пятидесятниках — это, если кто не знает, протестантская секта, которая зародилась в США и успешно распространилась по всему миру.
В роли совращаемой сектантами советской девушки — Инна Гулая, прекрасная актриса, воплощение эмоциональной бездонности и бесстыдной женственности.
Первые 2/3 фильма замечательны тем, что режиссёр не выставляет сектантов мерзавцами, а преподносит их как вполне приличных и неглупых людей. Зритель, видя это, конечно, слегка удивляется: «Вот они какие, сектанты-то! Сразу и не скажешь, что упыри!»
Очаровывается ими, конечно, и Гулая, тем паче у неё есть на то веские причины: она не может найти общий язык ни с одноклассниками-дегенератами, ни с учителями-ханжами, ни с папой-рыбаком, которого, кроме журнала «Как правильно подсекать леща на стремнине», ничего в этой жизни не интересует. В отличие от них, улыбчивые сектанты всегда рады уделить Гулае внимание, поговорить с ней за жизнь и научить уму-разуму.
И вот этот отрезок фильма режиссёр преднамеренно затянул, чтобы ввергнуть советских кинолюбителей в пучину когнитивного диссонанса. Действительно, среднестатистический гражданин при просмотре фильма, прежде всего, ожидал насладиться ключевым моментом торжества материализма: когда сектанты, наконец, покажут своё истинное лицо, а Гулая ужаснётся и побежит обратно в объятия одноклассников, учителей и папы.
Но вот фильм перевалил за середину, а сектанты истинное лицо всё не показывают и не показывают. Зритель ждёт, но ничего не происходит. Меж тем, фильм уже движется к финалу. Зритель начинает подозревать, что создатели фильма — враги народа и сами скрытые сектанты. Но, как только он берётся за ручку и бумагу, чтобы написать многостраничный душевный донос в ЦК КПСС, в фильме наконец-то случаются долгожданный срыв масок, резня, насилие и свальный грех, расставляющие всё по полагающимся местам.
20 декабря 2018
Фильм интересен в качестве свидетельства эпохи. Посмотреть его довольно любопытно. Что касается игры актеров, то мне понравилось. А главная героиня, которую играет Инна Гулая — просто выше всяческих похвал.
Но как же изменились наши взгляды! Я не говорю о вере в бога или о вере в коммунизм, я о взглядах на то, что позволено и что не позволено. О том, что является личным, а что общественным, о страхе или его отсутствии перед авторитетами, государственными и общественными структурами, общественным мнением и т. п.
Большая часть фильма вполне реалистична. Верующие говорят о боге и своей вере, о взглядах на жизнь, и современный человек не может им не сочувствовать. Не потому, что современный человек однозначно на стороне верующих, а потому, что он безусловно признает за верующими простое право на веру. А за неверующими — право на неверие.
На самом деле, и верующие, и неверующие в этом фильме — дети своего времени. И те, и другие считают себя вправе вторгаться в личное пространство человека. Верующие ведут себя поскромнее, поосторожнее, потому что сила не на их стороне. Но по сути — разницы нет. И те, и другие промывают мозги любому, кто это позволяет. И при этом, и те, и другие уверены, что человек сам думать не способен, что человек — пустое место, глина в руках умелого манипулятора. Постараешься — будет тебе или убежденный коммунист или убежденный верующий. Главное — приложить усилия. Это презрение к свободе воли человека, которым переполнен фильм, вызывает отвращение. Не к фильму, конечно, — ко времени.
К концу фильма у меня, тем не менее, возник вопрос: чем же так опасны эти таинственные «сектанты»? Что такого ужасного они сотворили? Видимо, этим же вопросом задались и создатели фильма. Поэтому к концу они начали показывать экзальтированные молебны, вопли с заламыванием рук, имея явную цель вызвать у нормального/разумного/образованного зрителя отторжение. Но этого, разумеется, было недостаточно! И поэтому был приплетен завершающий эпизод о человеческих жертвоприношениях. Без этого эпизода фильм не имел бы вообще никакого смысла, потому что даже зрителю начала 60-х было бы ясно, что «сектантов» надо оставить в покое, потому что, как это верно заметил один из героев фильма: «статью конституции о свободе совести никто не отменял».
Но сцена с человеческим жертвоприношением — настоящий мерзкий поклеп на бедных пятидесятников, да и вообще на христиан любой конфессии, причем точно в соответствии со старинными римскими традициями! — «христиане пьют человеческую кровь и закусывают человеческим мясом».
Если три четверти фильма я смотрела, если не с удовольствием, то с интересом, то конец фильма вызвал у меня просто отвращение.
Я уже не говорю про то, как верующих обозвали — «сектанты». Задала себе вопрос: почему «сектанты»? Думаю, причин несколько:
1. Коммунисты не стали прямо упоминать РПЦ, потому что всегда любили большие организации. Хоть дружеские, хоть вражеские. Оно и понятно — большого врага видно издалека. Его легче контролировать. Поэтому с РПЦ лучше не связываться. Да они и так — под контролем.
2. А вот всякие «отколовшиеся» — это действительно головная боль. Поди их все подсчитай! Они действительно представляют опасность.
3. Само слово «секта», «сектанты» — вызывает негативные ассоциации. Что полезно в деле борьбы с идейным врагом.
3. На самом деле в понятие «сектантов» авторами этого фильма включены любые верующие, включая адептов РПЦ. Для коммунистов они, конечно, все одним мирром мазаны, но в целях «воспитания» послушного стада (советских граждан) — целесообразнее заклеймить их как-нибудь поужаснее, например, малопонятным, но пугающим словом «секта»!
(Еще раз повторюсь, что верующие при данных обстоятельствах — ни на йоту не лучше коммунистов — они все стоят друг друга. Просто верующих в 60-м году гнобили коммунисты. Но если бы расклад сил был иным, тогда бы верующие гнобили коммунистов. Что, кстати, не голословное утверждение — сие доказано, так сказать, на практике — самой историей.)
В общем, наше время мне нравится больше: эпоха постмодернизма не лезет в чужие дела и в чужие души. И не читает нотаций. Или читает их по старой памяти, но уже по минимуму. И не особо на них обращают внимание.
Слава Богу.
11 июля 2012
Безусловно отличные актеры и хорошая режиссерская работа. Но… Идеология портит все впечатления о фильме.
В те времена верующих и судили, и пасквили в газетах писали, и даже кино снимали про них. А что они могли в ответ сделать? Тоже фильм снять? В суд подать? Крикнуть, что это не правда? Жаль, что советские времена, это не только фильмы вроде «Джентльменов Удачи», но и такой «заказухзи».
1 из 10
16 января 2010
У меня от этого фильма остались два основных впечатления.
Первое: Инна Гулая потрясающе справилась со своей ролью в кинодебюте. Учитывая сложность и драматичность такой роли, которая выпала ей в этом фильме, можно однозначно считать, что это ее самая лучшая роль в кино.
Второе: разворачивающиеся события, которому собственно и посвящен этот фильм — слишком все натурально. Несмотря на то, что фильм был снят, очевидно, по приказу сверху, когда по стране шагало «хрущевское» гонение на религию, считаю, что выдумок в этом фильме практически нет. Секта есть секта, а русская православная церковь есть русская православная церковь. Недаром объектом для нанесения удара в этом фильме была выбрана именно сектантская деятельность. Значит знали тогда, что выбирать для такого удара. Для тех лет актуальный фильм, да и сейчас полезно посмотреть.
Единственная вещь, на которую я обратил внимание — может это ляп, а может я плохо представляю подробности жизни тех лет — заключается в следующем. Действие фильма происходит в вымышленном городе по имени Борск. Если его сравнивать с реальными городами, то он тянет на райцентр какой-либо области, к югу от Московской. Для областного центра он маловат будет. И удивляет вот что. Не слишком ли большое количество сектантов для городка такой величины? Не слишком ли разношерстная и разновозрастная паства у секты? А ведь в те годы считалось, что подавляющее большинство людей были атеистами. А тем количеством людей, которыми были представлены сектанты, для городка такой величины могли быть задействованы разве что обычные православные люди. А их, православных, как будто нет вообще, т. е. город делится только строго на две категории людей, на атеистов и сектантов. И на собрании обсуждаются только сектанты.
Но при этом хочу отметить, что даже если это и ляп для фильма, то он даже очень к месту. Например, если в молебном сарае собиралось не 30—40 человек, а пять-шесть, не считая Олю Рыжкову, то сцены сошествия святого духа и распятия выглядели бы как выходки ненормальных и изуверов, соответственно. А так получилось, что здесь задействована целая система, тайная система, имеющая взаимосвязи со всеми одноверцами по стране. Поэтому я хоть обращаю на это внимание, но ничуть не осуждаю.
10 из 10
21 октября 2009
Фильм напомнил мне известные некогда антирелигиозные повести В. Тендрякова, которым был присущ традиционный конфликт между религиозными предрассудками и новой коммунистической, атеистической по духу, идеологии. В целом картина не выбивается из ряда советского кинематографа 60 — х годов, и тем, кто неравнодушен к фильмам того периода явно придется по вкусу. Особо хотелось бы выделить очень яркий дебют Инны Чуриковой (у нее роль второго плана). Уже в этой, своей первой роли в кинематографе, она продемонстрировала все те качества, которые принесут ей заслуженную славу в дальнейшем. Фильм отличается остротой постановки проблем и неоднозначностью их решения, что лишний раз доказывает ошибочность бытующих нередко представлений о беззубости и бесконфликтности советского кинематографа.
6 из 10
14 июля 2009