Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Жена признается |
английское название: |
Tsuma wa kokuhaku suru |
год: | 1961 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Ясудзо Масумура |
сценаристы: | Масая Маруяма, Масато Идэ |
видеооператор: | Сэцуо Кобаяси |
композитор: | Риитиро Манабэ |
художники: | Такэсабуро Ватанабэ, Ицуо Дои |
монтаж: | Тацудзи Накасидзу |
жанры: | драма, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 октября 1961 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
Аяко Такигава убила своего мужа. Все знают, когда, где и как она это сделала, и суд, скорее всего, был бы очень коротким, если бы не вскрылись некоторые обстоятельства, заставляющие искать ответ на главный вопрос — «зачем?». Поиски будут вести, каждый по-своему, адвокат, прокурор, друг семьи (друг ли?), и, разумеется, сам зритель. Впрочем, зритель, пришедший сюда в поисках крутого детектива или хичкоковского саспенса, будет, скорее всего, разочарован — подробности преступления и имя главного злодея выясняются очень быстро, а все сюжетные детали, которые поначалу кажутся фундаментом для неожиданных поворотов, ведут к чему-то банальному. Но этот фильм — не о расследовании преступления и не о чудесном спасении прямо в зале суда. «Жена признаётся» — это, в первую очередь, фильм об отношении общества к людям, которые ему неудобны.
Когда старый полицейский, выступая в суде, почти прямым текстом заявляет, что Аяко обязана была умереть вместе с мужем, толпа журналистов за его спиной не может сдержать смех. Что логично — в середине XX века столь прямолинейная защита средневековой морали вряд ли могла вызвать другую реакцию. Но по мере развития сюжета становится ясно, что симпатии толпы скорее на стороне старого служителя закона, а не молодой вдовы. Возможно, она не обязана была умирать, но всем было бы лучше, если бы это произошло. Тогда не было бы никаких моральных коллизий. Никакой драмы в зале суда. Ни одного разбитого сердца. Трагедия Аяко Такигавы в том, что она всегда была лишним человеком, и лишь убив своего супруга она получила шанс на нормальную жизнь. Но разве в глазах окружающих молодая красивая женщина, только что похоронившая мужа, имеет право на счастье? Конечно, нет — и этот запрет Аяко обойти уже не сможет.
Она, быть может, и смогла бы — но бороться против всего мира в одиночку получается лишь до определённого предела. Однако, в противоположность тому, о чём пел Высоцкий, человек, на которого можно положиться в горах, в жизни может оказаться ненадёжным. «Жена признаётся» — это история ещё и о мужском предательстве, жестокости и слабости. Но если жена, убившая собственного мужа, не заслуживает быть счастливой, то чего заслуживает мужчина, обрекающий на смерть доверившуюся ему женщину?
При просмотре этого фильма невольно вспоминается другая история о браке, который заканчивается смертью мужа от рук собственной жены — «Почтальон всегда звонит дважды». Но если герои «Почтальона…» противостояли, кажется, самой судьбе, то герои «Жены…» сражаются с предрассудками окружающих и собственной слабостью. Масштаб битвы, конечно, поменьше — но тем горше ощущается поражение в ней.
8 из 10
18 июля 2021
- Она — убийца, но ты — тоже убийца.
Масумура в очередной раз снимает историю потерявшейся женщины. Она прямо на суде готова говорить о том, что запуталась в отношениях с покойным супругом, хочет снова выйти замуж и быть счастливой. И чем более мы пытаемся разобраться в тех обрывках памяти, которые проявляются в кадре, то тем больше появляется вопросов к героине. Может и вправду убийство?
Как обычно у Масумуры будет тут и сексуальное принуждение, и грубость со стороны мужчины. Как обычно будет скрытая женская агрессия, как пружина резко и неожиданно выскакивающая обжигая всех вокруг. Это даже отдаленно мне напомнило «Тристану» Бунюэля. Хотя, конечно же большая часть фильма будет посвящена разбору инцидента в горах. Обрезанный трос и падающий в пропасть муж — это осмысленное убийство или вынужденная необходимость?
Ответом на этот вопрос и блужданием в тайниках души героини так увлечется защитник дамы, что не заметит, как женится на героине фильма. И в этом браке достаточно быстро пролетит сходная физиология. Разные причины, разные люди, разные поступки, а придет все к весьма похожей, трагично комбинации. Причем, что в первом, что во втором случаях так сложно разобраться в том, кто тут виновник трагедии, где корысть и кто на самом деле был агрессором, спровоцировавшим неизбежное.
Это кино затрагивает очень личные струны. Масумура показывает нам не просто криминальную историю. Главное в этом фильме портрет героини Аяко Вакао. Тут ровно как и в его «Татуировке» — фиксируется сразу вся совокупность факторов: социум, психология, нравственные установки, гендер. И это идет в ущерб повествованию — иногда фильм виляет в сторону односложной жанровой драмы. Будто Масумура и не ценил, что делает. А ведь почти каждый его фильм был неимоверно близко к шедеврам.
6 из 10
17 февраля 2019