Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Совершенно серьезно |
год: | 1961 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов, Владимир Семаков, Наум Трахтенберг, Эдуард Змойро |
сценаристы: | Эмиль Брагинский, Морис Слободской, Владимир Дыховичный, Леонид Гайдай, Вильям Козлов, Борис Ласкин, Эльдар Рязанов, Илья Ильф, С. Олейник, Евгений Петров |
видеооператоры: | Владимир Боганов, Константин Бровин, Леонид Крайненков, Савва Кулиш, Анатолий Ниточкин |
композиторы: | Никита Богословский, Евгений Крылатов, Анатолий Лепин, Аркадий Островский, Богдан Троцюк |
художники: | Артур Бергер, Виталий Гладников, Александр Кузнецов, Феликс Ясюкевич |
жанры: | комедия, приключения, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 октября 1961 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 8 мин |
«Основой всякого фильма является что? Сценарий!»
© Сергей Филиппов
Комедийный советский альманах 1961 года, в котором много чего интересного. На мой взгляд, это тот случай, когда каждый сюжет стоит оценивать не только по общему впечатлению, но и по шкале актуальности. А вы думаете, что фильмы 1960-х гг безнадёжно устарели? Вовсе нет!
Открывает альманах… нет, пока ещё не новелла, а просто Сергей Филиппов в роли самого себя. Любезно пообщавшись со зрителями пару минут, актёр плавно входит в первый сюжет — «Как создавался Робинзон». Уже тот факт, что режиссёром новеллы является Эльдар Рязанов, оставляет надежду на что-то хорошее. И она себя полностью оправдывает, тем более что главные роли тут исполняют Анатолий Папанов и снова Сергей Филиппов! Надо отдать должное, что именно Рязанов подарил нам Папанова. В будущем актёр прославится своими ролями в «Берегись автомобиля», «Бриллиантовой руке» и, разумеется, как голос волка в «Ну, погоди!». Любопытно, что и Папанов, и Филиппов позднее сыграют Кису Воробьянинова. Здесь же Папанов — типичный редактор того времени, а Филиппов — писатель, чьё вдохновение найдёт отклик у всех коллег даже в наши дни. По шкале актуальности, однако, «Робинзон» набирает немного баллов, потому что советская цензура (к превеликой радости!) осталась в прошлом. Поэтому данная новелла сейчас искренне радует нас именно за высмеивание глупых черт своего времени. Кроме того, сам по себе советский подход к экранизации «Робинзона» — это чистая комедия. Браво, режиссёр, браво!
«История с пирожками», пожалуй, самая нелепая по ситуации: голодный и очень честный покупатель настойчиво хочет заплатить за продукты, которые съел в очереди. Это вам уже не сатира, а скорее наоборот, восхваление хороших качеств. С такими актёрами как Ростислав Плятт, Рина Зелёная и Борис Новиков «История» великолепна! Вряд ли она наберёт высокий балл по шкале актуальности, но, несмотря на это, данная новелла заставит вас очень широко улыбнуться.
В новелле «Иностранцы» отражается особенность именно советского мира: восприятие западной культуры как чего-то легендарного. Ребята-стиляги, едва завидев иностранцев, впадают в фанатизм и хотят им во всём подражать. Конечно, сейчас, в следующем тысячелетии, на уже не понять, что когда-то подражание другой культуре не поощрялось и даже осуждалось, а ведь именно этому и посвящены «Иностранцы»: осуждению стиляг. Но при том, что посыл этого сюжета сегодняшним зрителям чужд, сам юмор тут хорош. Настолько же, насколько шикарны молодые актёры, особенно Александр Белявский. Неплохой у него английский, это надо признать!
А вот далее следует «Приятного аппетита» — новелла, которая, к сожалению, набирает очень высокий балл по шкале актуальности. Сфера обслуживания на постсоветском пространстве оставляет желать лучшего, и очень хорошо, что в «Приятного аппетита» показан случай из ряда вон выходящий. Данный фрагмент может похвастаться сильным актёрским составом, правда, на втором плане: Ольга Викландт и Георгий Милляр. Оба прославились благодаря участию в фильмах-сказках. Примечательно, что это единственная новелла, снятая на чёрно-белую плёнку, и в которой есть полноценный музыкальный номер. Она весёлая и при этом поучительная.
Ну, а напоследок альманах приготовил нам настоящую классику — короткометражку «Пёс Барбос и необычный кросс», снятую Леонидом Гайдаем! Получается, что именно здесь зрители впервые увидели Труса, Балбеса и Бывалого в исполнении Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова. Мне попадалась и такая версия альманаха, где после «кросса» ещё добавлены «Самогонщики». Про короткометражки Гайдая я уже писал отдельные рецензии, поэтому сейчас кратко повторюсь, что их тематика актуальна до сих пор. Про хулиганство на природе и злоупотребление алкоголем наслышаны все, кто родился и живёт на постсоветском пространстве. Гайдай — один из лучших режиссёров даже в отрыве от советско-российского кинематографа, и актёров он старался снимать талантливых. Самую широкую улыбку у меня вызывает, пожалуй, Балбес. Всё-таки Никулин настоящий комедийный мастер. Пользуясь случаем, хочу лишний раз отметить, что Вицин, прославившись как исполнитель ролей пьяниц, в реальной жизни не пил спиртного. По крайней мере, если верить интернету.
Если не считать короткометражек Гайдая, которые по умолчанию шедевральны, то лучшей новеллой я назову всё-таки первую, про Робинзона. Очень уж я люблю советские сатиры! Но ещё раз оговорюсь, что весь альманах получился великолепным.
10 из 10
28 июля 2023
Говорят, что в советское время сложно было обойти партийные препятствия и снять, написать или исполнить то что желаешь. Поэтому в прокат выходили, по словам приверженцев данной теории, исключительно филигранные и шедевральные произведения. Возникает вопрос. Сейчас свобода слова также условная. Но откровенно ужасные картины выходят пачками. Почему? Почему тогда не выходили? А может выходили, а вы о них не знаете? Почему вышедшие шедевры не отметил весь адекватный мир?
Может потому что скорость распространения информации в разы сейчас быстрее. И на поверку хороших картин того времени не сказать, что миллиард. А плотность хорошего и плохого особо не оценивается, да и не хотят этого.
Это менталитет. В России любят говорить, что раньше и трава зеленее была, и солнце ярче светило. Критическое мышление и тогда, и сейчас не приветствуют. Его всячески подметают под половик.
Однако хочется конечно надеяться, что дошедшая до нас старость несет в себе хотя бы крупицу вселенской мудрости.
Перед зрителем пять короткометражек на разные темы. Темы касаются не только времени в которое снимались, но их вполне можно транслировать на нашу действительность, хотя и с трудом.
Сатира на уровне. Актеры (уже) известные. Все это далеко не шедевр. Напоминает несложные школьные КВНовские зарисовки в рубрике «Видеоконкурс».
16 января 2019
Киноальманах хорош уже тем, что даже если какая-либо его история не вызовет никакого отклика в сердце зрителя, обязательно найдётся другая, которую и при большом желании не забудешь. Киноальманах «Совершенно серьёзно» состоит из пяти новелл: «Как создавался Робинзон» Эльдара Рязанова, «История с пирожками» Наума Трахтенберга, «Иностранцы» Эдуарда Змойро, «Приятного аппетита» Владимира Семакова и «Пёс Барбос и необычный кросс» Леонида Гайдая. Выделять какую-либо одну новеллу — значит, принижать художественное достоинство других, а делать этого не хочется, хотя приходится согласиться, что при общем высоком уровне всех работ, миниатюра Леонида Гайдая находится на совершенно недосягаемой эмоциональной высоте.
«Как создавался Робинзон». Едкая видеозаметка о том, через какие немыслимые препоны и преграды приходится «продираться» сценарию, прежде чем он будет воплощён в киноплёнке. Прекрасная работа Анатолия Папанова, «конъюнктурно» меняющегося редактора журнала «Приключенческое дело», и Сергея Филиппова в ипостаси писателя Молдаванцева, «чутко реагирующего» на замечания редактора. Фильм показывает «кинокухню» создания самого главного в картине — её сценария. Показывает, естественно, гиперболизированно, но за этим подчёркнутым преувеличением легко просматриваются судьбы многих фильмов «зарезанных на корню».
«История с пирожками». Сфера обслуживания всегда находилась «в радиусе действия» советской сатиры. Да это и не удивительно, учитывая, сколько там возможностей для «барски-хамского» обслуживания. В данном случае речь идёт не о грубости, а об излишнем следовании «букве инструкции». Хорошая сатира всё должна доводить до абсурда, чем и занимаются главные герои новеллы: покупатель Филонов, съевший пирожок (Ростислав Плятт), заведующий отделом (Борис Новиков), заведующая секцией (Эмилия Трейвас) и директор магазина (Гергий Георгиу). История абсолютной вежливости, когда в итоге все довольны друг другом, вот только глядеть на пирожки больше не хочется!
«Иностранцы». Безумно понравившаяся новелла! Стиляги (самоназвание — штатники) молодёжная субкультура в СССР, получившая распространение в крупных советских городах с конца 1940-х по начало 1960-х годов. По дате выхода альманаха — 1961 год — видно, что это уже «излёт» движения, являющегося своеобразным стихийным протестом против принятых в советском обществе стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни. Создатели миниатюры для максимального эффекта помещают героев в жёсткие рамки нелепости и несуразности происходящего на экране. Блестящая работа всех задействованных в фильме актёров! Однако две роли хотел бы отметить особо: стоматолог Эдик Косой (Илья Рутберг), чью фразу и запоминать-то особо не нужно: «Что я увижу в Барнауле в полости рта?..» И просто феерическая игра Александра Белявского! Ему 29 лет, и это всего третья роль в кино, но до чего же он хорош в роли «подставного» иностранца Фрэнка!
«Приятного аппетита!» Общепит, пожалуй, даже чаще, чем сфера обслуживания, требовал сатирического отражения. В этом нет ничего странного, учитывая, сколько людей пользуются услугами столовых. кафе. буфетов, ресторанов. Сама по себе история довольно занимательная и поучительная, но по эмоциональному отклику — самая слабая из всех пяти новелл, хотя к самим артистам претензий нет, ибо отыграли они хорошо: официантки (Ольга Викландт, Марина Полбенцева) и посетитель ресторана (Серафим Аникеев).
«Пёс Барбос и необычный кросс». Пятая, заключительная новелла в данном случае выступает своеобразным «завершающим аккордом» и является непревзойдённой вершиной короткометражного кино! Для Леонида Гайдая это его четвёртый фильм и первый сценарий, в котором он «открывает» самую колоритную в истории советского кино троицу: Трус, Балбес, Бывалый. После картины «Совершенно серьёзно» будут другие фильмы с участием бесподобных в своих неповторимых ролях Гергия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова. При просмотре «Кросса…» легко заметить многое из того, что в последующих фильмах с их участием станет «бриллиантовыми эпизодами». Благодарность и низкий поклон МАСТЕРУ комедии Леониду Иовичу Гайдаю за его безупречный вкус и огромный талант!
14 января 2017