| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7 |
IMDb
|
6.8 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Слишком поздний блюз |
| английское название: |
Too Late Blues |
| год: | 1961 |
| страна: |
США
|
| слоган: | «The Bold Story Of A Man Caught Between Two Strange Loves!» |
| режиссер: | Джон Кассаветис |
| сценаристы: | Джон Кассаветис, Ричард Карр |
| продюсер: | Джон Кассаветис |
| видеооператор: | Лайонел Линдон |
| композитор: | Дэвид Рэксин |
| художники: | Тамби Ларсен, Хэл Перейра, Сэм Комер, Джеймс В. Пэйн, Эдит Хэд |
| монтаж: | Фрэнк Брэхт |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Бюджет:
|
375000 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
7 ноября 1961 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 43 мин |
Вторая режиссерская работа Кассаветеса и первая для «Парамаунта» «Запоздалый блюз» («Слишком поздний блюз» звучит как-то коряво) демонстрирует в полной мере торжество всего того, от чего постановщик отказался при съемке «Теней»: профессионально наложенный грим, идеально ложащийся свет, актеры (где их только набрали?), «не вывозящие» драматизм своих ролей даже на десять процентов, и прочие формальные огрехи, которыми Голливуд кичится как своими достоинствами. На все это было бы просто невыносимо смотреть, если бы не электрические разряды искренней эмоциональности, психологизм и вечная для Кассаветеса тема моральных компромиссов таланта во имя успеха и денег. В «Запоздалом блюзе» содержание вступает в смертельную схватку с формой, глубина с поверхностностью, а умело написанный сценарий с бездарностью исполнителей (особенно отличилась здесь Стелла Стивенс: внешне похожая на обеих жен Владимира Басова, пустышка с кукольным лицом, она реально не знает, чего от нее хотят, и даже в кульминационных сценах просто умопомрачительно фальшива).
Да, конечно, это еще не «Новый Голливуд», а всего лишь 1961 год, да и кодекс Хейса не отменен, студийная система еще сильна и способна вцепиться в любого режиссера и выпотрошить его замысел на пользу себе. Однако, Кассаветес – вроде бы не ребенок, сам работал в этой системе как актер аж с 1951 года, как же он мог довериться тому, что уже знал и от чего программно отказался в «Тенях»? К его чести надо признать, что ему хватило и двух попыток работы в Голливуде режиссером, чтобы окончательно порвать с ним, но при этом вновь воссоединиться с возрожденной масскультовостью 1980-х в невразумительных «Больших неприятностях». Какая ирония судьбы! Сделав в «Запоздалом блюзе» тему духовного проституирования центральной, постановщик так и не смог найти ей конгениальную форму, в результате чего фильму не веришь. Себе и профессии изменяют здесь, то одни герои, то другие (подчас даже те, кто громогласно заявлял о своей независимости) порой вообще вне логических мотивировок. Получается, что в спонтанных «Тенях» больше жизни и меньше сырого материала, чем в отработанном по нотам Голливуда «Запоздалом блюзе»? Да, и даже присутствие в фильме джазовой музыки, его не спасает от невероятной и унылой вторичности.
30 июля 2025
Кассаветис эффектно обыграл американскую любовь к мюзиклам и мелодрамам. Это же так иронично называть главных героев Призраком и Принцессой. Ну а сам фильм получается вполне можно в такой же ироничной эстетике назвать «историей их экстраординарной любви», «музыкальной историей». Это отсылает нас к «отцовскому» кинематографу 30-х. Однако трогательной ванили в этой истории вы не найдете.
Уже с самого начала герои будут раскрывать друг друга. Призрак уединиться с Принцессой, но откажется от интима. От обнаружит нечто куда более хрупкое в этой простой, на первый взгляд, женщине. Он обнаружит в ней внутренний излом и постарается все исправить. Но, что делать, если уже следующий вечер обнаружит излом и в нем. Мужское и женское в этих людях неумолимо подорваны. Выражаясь языком юнгианской практики, анима и анимус этих героев перегружены.
Каждая сцена тут затянута. Она тождественна главе из книги, но при этом скрывает в себе сходную структуру: нарастание напряжения, кульминация и финал. Вот знакомство героев, потом их интимная близость. А вот — кастинг у музыкального продюсера. Пьяная вечеринка в баре. Размолвка. И сразу, после большого временного разрыва мы видим исход — метанойю и покаяние. Каждая из этих сцен автономна, самодостаточна и неимоверна выразительна. А все воедино они рассказывают о том вдохновении, которое не может удержать мужчина. И вдохновение это — его женщина. А уж дальше, решайте сами, что первично — его женщина или его карьера. При всех условностях, чем не аналог вышедшего в тот же год «Хастлера» Роберта Росссена?
Этот фильм запомнился и выдающейся игрой актеров. Стелла Стивенс использовала по максимуму все свои способности и создала нетривиальный образ. Ее героиня ничего не может поделать со своей слабостью. Она не верит в себя, не верит и в окружающих. В самоуничижении она стремительно и метко разрушает в себе женщину. И это также самозабвенно, как изображение Джейка ла Мотты у Скорсезе. Определенно, перед нами одна из лучших женских работ того года.
Выразителен тут и Бобби Дарин. Выразительны и все другие актеры. Это реальность Джона Кассаветиса. Тут все естественно. Оттого и эта история при всей своей симметрии и синтетичности выглядит реалистичной и искренней.
10 из 10
24 февраля 2019
- За всех трусов в мире, которые не делают оригинальных напитков…
Но может быть когда-нибудь проснутся и откроют для себя этот безумный мир (ц)
Главного героя «Блюза» зовут Призраком. «Призрак — это не ты, а я», отвечает ему девушка Джесс Полански. Я не знаю этой актрисы, я профан. Стелла Стивенс. Я смотрю фильмографию Стеллы — Джерри Льюис, Пекинпа, Фред Олен Рэй… все впереди. Я смотрю фотографии Стеллы — своеобразная красота.
Но ведь это 60-е. Стелла богиня, а Джон Кассаветис всячески это подчеркивает — тенью, дрожащей камерой, закадровым блюзом. Этот фильм — призрак. Его нет в списках лучших, его нет в списках худших, его затмили картины Кассаветиса c Роулендс. Не заметили.
Он есть
«Поздний блюз» подобен героям этого фильма. В них много нерастраченного, жизни не прожиты, оригинальные напитки не допиты. Может — не оригинальны, а может быть не нашлось подходящей компании. Они лишние, о них забывают. Они в отчаянии хватают в руки стекло. Ничего не происходит.
Как будто — сюжет из фильма Элвиса Пресли попал в руки серьезному кинематографисту. Как будто — мне напомнили — что такое настоящее кино. В той атмосфере бильярдных из «Хастлера», неподалеку от окутанной клубами дыма танцующей Гильды с внешностью Риты Хейворт. Как будто — мне показали настоящую жизнь глазами 60-х. Это не «Еще раз про любовь». Здесь я верю.
Музыкант, влюбленный в музыку и Джесс. Старлетка, которой не нужен боксер. Два человека, воскресающие в объятиях друг друга
Стильный фильм. Был снят в сжатые сроки, что крайне не удовлетворяло Кассаветиса — он считал, что мог сделать фильм лучше. Главная женская роль предназначалась его жене Джине Роулендс… Один из двух студийных фильмов Джона, снятых в начале 60-х. Одна из немногих главных ролей джазового исполнителя Бобби Дэрина. Одна из самых недооцененных картин 60-х.
10 из 10
14 августа 2018