| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.6 |
IMDb
|
6.2 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Самсон |
| английское название: |
Samson |
| год: | 1961 |
| страна: |
Польша
|
| режиссер: | Анджей Вайда |
| сценаристы: | Казимеж Брандыс, Анджей Вайда |
| видеооператор: | Ежи Вуйчик |
| композитор: | Тадеуш Бэйрд |
| художники: | Лезек Вайда, Jan Banucha, Леонард Мокич, Веслава Чойковская |
| монтаж: | Янина Недзвецка |
| жанры: | мелодрама, драма, военный |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
11 сентября 1961 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
12+ |
Длительность:
|
1 ч 57 мин |
Вайда в этом фильме решил свести воедино тему библейскую, тему антисемитизма и Вторую мировую войну. Получилась сложная конструкция наполненная аллюзиями, связанными с Самсоном из Ветхого Совета, борьбой с фашизмом и выразительным символизмом. Фашисты держат в руках кролика. Гранату маркируют как цену жизни и смерти. Мертвые голуби. Это лишь небольшой ряд знаков, которые усиливают фильм.
Однако эти символы не делают ленту поэтичнее. Язык Вайды тяжел и нетороплив. Он делает насыщенную театральную работу, с обилием крупных планов, пауз и соответствующим актерским надрывом. Перекличка Самсона экранного с его библейским прототипом также тяжела и синтетична. Еврейская тема и фашисты оказываются лишь фоном, чтобы рассказать историю пропащего человека. Человека, который отказывается принимать помощь от женщин..
И в этой точке нужно поподробнее. Сюжет уже не так важен. Герой Вайды интересен вовсе не случайным убийством, отсидкой в тюрьме или участием в гетто. Все это лишь штрихи, усиливающие накал фильма. Чистая механика. А вот когда дело доходит до взаимоотношений с женщинами, Вайда, похоже, начинает делать все более ярко. Похоже именно женщины его интересовали в тот период (вернее отношения с ними).
Самые яркие моменты этого фильма перекликаются с хитом Рене — «Хиросима — любовь моя». В некоторые моменты эти картины кажутся неотличимыми как братья-близнецы. Любовная история на фоне холокоста и варшавского гетто.
Однако при всей яркости заданных смысловых Вайдой координат лента, как и многие другие картины этого режиссера, оказывается блеклой. Причина — чрезмерно спутанное повествование. Вайда оказывается скромным рассказчиком. Он часто теряет тему, то погружается в детали, то уходит в глобальную проблематику. И это здорово влияет на картину. На мой взгляд, не в лучшую сторону.
Оценка эта безусловно проставлена с позиций нынешних. Это сейчас, нам, любителям истории кино, можно без труда сравнить «Самсона» с «Дневником Анны Франк» и «Каналом». Для тех лет, и в особенности для Польши, этот фильм возможно был прорывом и казался многим шедевром
5 из 10
25 августа 2021