Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Обнаженное лезвие |
английское название: |
The Naked Edge |
год: | 1961 |
страны: |
США,
Великобритания
|
слоган: | «ONLY THE MAN WHO WROTE PSYCHO COULD JOLT YOU LIKE THIS (original posters-all caps)» |
режиссер: | Майкл Андерсон |
сценаристы: | Джозеф Стефано, Макс Эрлих |
продюсеры: | Джордж Гласс, Марлон Брандо ст., George Glass, Уолтер Зельцер |
видеооператор: | Эрвин Хиллер |
композитор: | Уильям Элвин |
художники: | Кармен Диллон, Джули Харрис, Вернон Диксон |
монтаж: | Гордон Пилкингтон |
жанры: | триллер, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 28 июня 1961 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 37 мин |
Последним фильмом Гари Купера стал психологический триллер с явным замахом на Хичкока: сценарист Джозеф Стефано успел поработать над «Психо», а сюжет «Лезвия» напоминает о «Подозрении» с Кэри Грантом и Джоан Фонтейн.
Жена, сложив два и два, приходит к выводу, что её спокойный и рассудительный муж – хладнокровный убийца, и быть ей следующей жертвой. Муж вяло отнекивается, но переубедить супругу не может – и так на протяжении всего фильма. Без саспенса здесь не обойтись. Майкл Андерсон пытается достичь его за счёт сюжетных повторов, и вскоре зритель начинает скучать: муж снова сказал, что едет в командировку, но остался в городе; жену, только что поверившую его оправданиям, опять терзают смутные сомнения... Всё это порядком надоедает ещё до наступления развязки. В результате, когда Гари Купер радушно пригласил Дебору Керр постоять рядом на краю пропасти, я не только вспомнила «Ребекку», где была схожая сцена, но понадеялась, что сейчас-то всё и закончится. Развязка, тем не менее, оказалась неожиданно «вкусной», хотя злодей, летящий с лестницы, и взят прямиком из «Обмана» Ирвинга Раппера с Бетт Дэвис и Клодом Рейнсом.
Купер хорош, пусть и не превосходен, как в вышедшем за два года до «Лезвия» «Дереве для повешенных». Нельзя не сказать и об Эрике Портмане, но особо выделю Дайан Чиленто – обязательно дождитесь её сцену с Деборой Керр. Периодически мелькающий Майкл Уайлдинг добавляет звёздности составу – да и только: роль абсолютно проходная.
В том же году, что и Гари Купер, ушёл из жизни ещё один легендарный актёр – Король Голливуда Кларк Гейбл, чьим последним фильмом стали «Неприкаянные» Джона Хьюстона. Остаётся лишь признать, что «финальный аккорд» Гейбла оказался куда более значимым для мирового киноискусства.
7 из 10
26 декабря 2021
Детективный триллер Майкла Андерсона «Обнаженное лезвие» (1961) можно считать своего рода данью, отдаваемой творчеству Альфреда Хичкока. Фильм, как будто, напоминает зрителю о различных удачных находках режиссёра, которые были продемонстрированы в его фильмах, снятых в 40-х и 50-х годах.
Сюжет фильма: Одного из работников крупной фирмы Дональда Хита (Рэй МакЭнэлли) судят за убийство своего начальника и кражу 60 тысяч долларов. Показания Джорджа Рэдклиффа (Гэри Купер) позволяют посадить Хита в тюрьму и вскоре после этого дела Рэдклиффа начинают идти в гору.
Однако письмо, полученное от незнакомца, на которое довольно отреагировал мужчина, заставляет его жену Марту (Дебора Керр) начать подозревать мужа в том, что реальным убийцей является именно он. И чем больше ей становится известно, тем сильнее женщина укрепляется в своих подозрениях.
Что ж, несколько простоватый сюжет постановки, стиль, актёры, интеръеры и операторская работа Эрвина Хиллера превращают эту киноленту в занятное сочетание «хичкоковского фильма» и типичного «английского детектива».
Сочетание оказывается весьма удавшимся — фильм демонстрирует различные приметы, свойственные английский детективным кинолентам — немноголюдное по численности пространство сюжета, крупные планы актёров, не слишком динамичное, но напряжённое действие и др.
Также картина использует ряд приёмов, которые цитируют тот или иной фильм Хичкока. Например, разговор на краю обрыва, как в «Подозрении» (1941); сюжет, в котором главная героиня уверена, что близкий ей человек — убийца и следующей жертвой может стать она сама, как в том же «Подозрении» или «Тени сомнения» (1943); ограниченная площадь действия фильма, словно передающая привет «Ребекке» (1940), «В случае убийства набирайте М (1954), Верёвке (1948) или «Окну во двор» (1954); кульминационные сцены в ванной — как явный намёк на «Психо» (1960).
Конечно, предлагаемая режиссёром конструкция не лишена недостатков — действие фильма достаточно напряжено, но не лишено скуки; обилие не самых значимых диалогов часто сбивает с нужного настроения на происходящее; и несколько «деревянное» исполнение Гэри Купера (впрочем, традиционное для него, особенно с учётом того, что этот актёр никогда особо не подходил для таких фильмов, к тому же это его последняя роль) также не способствует восприятию.
Впрочем, фильм также не лишён и достоинств — это и великолепная игра элегантной Деборы Керр; и умение режиссёра великолепно нагнетать атмосферу безысходности происходящего; и подчёркнуто мрачные тона операторской съёмки; и эффектная развязка, приятно напоминающая зрителю о Хичкоке.
Так что, в общем итоге, перед нами фильм, который в какой-то степени отдаёт дань творчеству Альфреда Хичкока, а также подводит итоги его многолетней плодотворной карьеры, показывая зрителю лучшее, что было в ней — ведь в начале 60-х режиссёр уже, по сути, почти исчерпал все свои возможности, сняв после «Психо» (1960) всего лишь два удачных фильма.
Ну, а касательно рекомендации — поклонникам фильмов «в стиле Хичкока», а также поклонникам Гэри Купера и Деборы Керр — определённо, стоит смотреть. Спасибо за внимание!
7 из 10
26 августа 2015
На примере этого фильма можно защищать гениальность творчества Хичкока. Все дело в том, что лента была снята на волне коммерческого успеха «Психо». Скромная во всех отношениях сюжетная жемчужина держала интригу до последних минут лишь относительно личности преступника. Жена достопочтенного предпринимателя начинает подозревать его в давнишнем преступлении, по которому был осужден совсем другой мужчина. Нюансы и детали не позволяют героине поверить в искренность намерений своего мужа. Посему, любое объятие рассматривается ею как попытка преступления.
Сценарист «Психо» Джо Стефано повторит многие свои успешные ходы. Истинный преступник будет раскрыт лишь в финале, а в титрах нас убедительно попросят никому не рассказывать его имя. Ванная опять станет местом для разворачивания смертоносных игр.
Но, при критическом разборе фильм оказывается лишь жалким шлейфом присасывающимся к успеху великого фильма. В отличие от многовекторных парадигм Хичкока, динамика как сюжетная, так и визуальная в фильме практически отсутствует. Основной интерьер — особняк главных героев, где размеренно проводят они свою жизнь. Исключением может показаться сцена объяснения супругов на обрыве скалы, которая по своей сущности есть не что иное, как полное подражание «Подозрению» Хича.
Так что, все происходящее сводится к простому подозрению — виновен или невиновен. Шансы поровну, и даже приличная игра Гэри Купера и Деборы Керр не может заполнить фактологические пробелы. Вместо декораций, напряжения и событий — диалоги, звезды и многозначительные паузы, крупные планы и молчание. Что тут обсуждать, любые десять минут среднего фильма Хичкока куда интереснее, мощнее и эффектнее всего этого фильма. Наверное, для подобных сравнений ему в истории кино и остается место.
6 из 10
30 мая 2015