Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.9 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мотра |
английское название: |
Mosura |
год: | 1961 |
страна: |
Япония
|
слоган: | «A gruesome marvel! From giant egg to giant moth, attacking the whole world with fury! (Original Japanese tagline)» |
режиссер: | Исиро Хонда |
сценаристы: | Синъити Сэкидзава, Такехико Фукунага, Синъитиро Накамура, Ёсиэ Хотта, Роберт Маерсон, Питер Фернандес |
продюсер: | Томоюки Танака |
видеооператор: | Хадзимэ Коидзуми |
композитор: | Юдзи Косэки |
художники: | Такэо Кита, Тэруаки Абэ |
монтаж: | Кадзудзи Таира |
жанры: | фантастика, боевик, фэнтези, драма, приключения, семейный, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 июля 1961 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 41 мин |
«Мотра» занимает в ряду классических японских гигантских монстров свое заслуженное место. Если тот же Годзилла, по сути, всего лишь результат воздействия радиации на живое существо, то Мотра — существо мистическое, скорее сказочное.
Фильм повествует о предприимчивых американцах, которые крадут обнаруженных в экспедиции к одному из японских островов крошечных фей с целью использовать их в качестве главных звезд циркового шоу. Правда, стоит упомянуть, что как таковых Японии и США в фильме нет, а есть некие аналоги из параллельной вселенной. Нью-Йорк, например, именуется Нью-Кёрком — видимо, в честь Капитана Кёрка… Словом, похищение фей несколько расстраивает гигантскую гусеницу Мотру, и она организовывает классическую атаку на города, в то время как не-японцы пытаются найти не-американского бизнесмена и вернуть Мотре фей.
Разрушения в фильме — на уровне того же «Годзиллы», но повествование куда более плавное, и до дела доходит неприлично поздно. Поскольку монстра-противника у Мотры нет, то с ней сражаются танки и самолеты — а все мы понимаем, насколько они эффективны против гигантских японских монстров.
Отдельно хочется выделить специфическую жестокость «Мотры» — в фильме присутствует сцена совершенно безжалостного расстрела аборигенов из автоматического оружия. Крови вы не увидите, но та простота, с которой подобную сцену было решено включить в довольно детский фильм, немного настораживает.
В целом, если вы хотите понять «откуда есть пошла…» и так далее — то смело смотрите «Мотру», вы многое поймете в гигантских японских монстрах.
3 мая 2021
После «Родана», «Мистериан» и «Варана», паразитирующих на сюжете первой «Годзиллы», японская студия Toho в целом и режиссер Исиро Хонда в частности решили наконец выдать что-то новое. Так родилась «Мотра».
Общая канва сюжета схожа с остальными фильмами: есть монстр, он на что-то злится и идет крушить. Но дьявол кроется в деталях.
«Мотра» — это, пожалуй, самый медленно-раскачивающийся кайдзю-фильм студии… ну, как минимум, из вышеперечисленных. Монстра показывают только минуте на пятидесятой, а хронометраж-то час сорок. Но не то что бы это проблема, потому что все это время фильм интересно смотреть. Персонажи не сказать что особо харизматичные и запоминающиеся, но в отличие от троицы «Родан»-«Мистериане»- «Варан» тебе до них хотя бы есть дело и они вызывают некоторые, хоть и базовые, но эмоции, будь то симпатия или, наоборот, отвращение.
Сам сюжет и без монстра интересен: тут тебе и остров с аборигенами, и похищение маленьких фей для материальной выгоды (что отличает «Мотру» от ранних кайдзю-фильмов, здесь из необычностей не только сам монстр, но и феи), и довольно милый и немного даже забавный японский патриотизм, и песня, которую эти самые крохотные феи поют (господи, она и правда вирусная, после просмотра постоянно накручиваешь ее себе в голове, остановиться, блин, невозможно).
Что до монстра, на сей раз соригинальничали, нечего сказать. Мотра проходит несколько эволюционных стадий: от яйца до гусеницы и от гусеницы до бабочки. Каждая из стадий (само собой, кроме яйца) сопровождается огромными разрушениями: то гусеница протискивается сквозь дома и тем самым рушит их, то бабочка, подобно Родану, взмахами крыльев срывает крыши домов… не то что бы трюков с разрушениями слишком много и они не то что бы сильно разнообразные («Годзилла» все еще лидирует в этом плане), но каким-то образом наблюдать за всем этим хаотичным безобразием довольно-таки интересно. Может, дело в том, что Хонда отошел от стандартной схемы «зенитки-монстр-разрушения монстра и так по кругу», да и вообще стал в целом лучше и занимательней, чем раньше, снимать? Да, пожалуй.
Но, что больше всего радует, фильм приключенческий, а атмосфера легче легкого. Не поймите превратно, безнадёга в «Годзилле» была бесподобная, но на ней паразитировали уже четыре фильма. Эта же лента легкая и, если можно так выразиться, позитивная, мораль проста как три копейки: «чужое не бери, с природой не играйся, зло всегда получает по заслугам, мир во всем мире — это круто». Даже концовка тут, скажем так, весьма необычная для кайдзю-фильмов, оттого и запоминается, да и вообще на сердце после такой приятно.
В общем, если вы любите «старье», причем японское, да еще и к чудищам неравнодушны, и при этом просто хотите отдохнуть и глянуть что-нибудь приключенческое и приятное, с легкой атмосферой, оригинальным, в контексте всех остальных кайдзю, сюжетом и забавными персонажами — вам сюда.
7 из 10
4 декабря 2017
Режиссёр этого фильма — несравненный Исиро Хонда, поставивший в пятидесятые и шестидесятые годы немало интересной фантастики с участием кайдзю — гигантских монстров. Но соперничать за славу с Годзиллой может, наверное, только Мотра, первый фильм с которой вышел в 1961 году. И благодаря нему в категории кайдзю-эйга начался новый виток развития.
«Мотра» стала первым фильмом с участием огромного монстра, в котором нет ничего пугающего и страшного. Более того — обилие шуток со стороны главного героя придают фильму даже комедийный оттенок. Но забавные сцены мелькают на фоне весьма серьёзного посыла. Репортёр Фукуда ввязывается в грандиозные события, начинающиеся на загадочном острове Инфант, с которого алчный Нельсон похищает двух лилипуток. Не случайно в качестве великого обитателя острова выбрана бабочка — никто нагляднее чешуекрылых не воплотит в себе гармонию с диким миром.
Хоть Мотра и громадна, назвать её монстром язык не поворачивается, ведь налицо, что главным антагонистом на сей раз является человек. История, рассказанная в фильме, кажется буквально родной, ибо все мы сталкивались в жизни с людьми, для которых нет ничего святого, и которые готовы рубить, взрывать и портить всё, что угодно, если это занятие сулит немалую денежную прибыль. Конечно же, злодеи получают по заслугам, но их отчаянные стремления идти к своим корыстным целям до конца поразительны. Но не менее поразительны изворотливость и упорство протагонистов, готовых отстоять честь всего человечества в попытке сберечь последние остатки нетронутого прогрессом мирка.
В «Мотре» примечательны обилие совмещённых кадров и роскошность декораций. Великолепно получились и джунгли острова Инфант, и пещера Мотры, и город Нью-Кёрк (нетрудно догадаться, на какой город и какую страну сделан намёк), великолепна и сама Мотра. Что гусеница, что взрослая особь не оставляют сомнений, что перед нами гигант Земли, появившийся из-за радиации, но не утративший связи с живой природой. И если Годзилла всегда был воплощением хаоса и разрушений, то Мотра олицетворяет порядок и справедливость. Это не тот монстр, который будет громить города. Если его не вынудить, конечно.
Фуранки Сакаи бесподобно воплотил на экране целеустремлённого, но рассеянного репортёра Фукуду, за чудачествами которого скрывается доброе сердце. Хироси Коидзуми превосходно сыграл благородного профессора Тюдзё, а Джерри Ито создал незабываемый образ прогнившего насквозь Нельсона, готового решиться на самые чёрствые поступки. Остаётся в памяти и уникальный дуэт Эми и Юми Ито, сыгравших лилипуток Сёбидзин. Исполняемая ими песня Мотры загадочна, но хорошо знакома любому фанату, так как в дальнейшем ещё много раз прозвучит в фильмах с участием огромной бабочки.
Яркий, превосходно снятый фильм, наполненный добротой. Рекомендую к просмотру.
10 из 10
19 октября 2017
Очередной кайдзю-сольник прерывает череду ежегодного выхода фильмов о монстрах Тохо. «Годзилла» вышел в 1954, «Годзилла снова нападает» — в 1955, «Радон» был в 1956, «Мистериане» в 1957, «Варан» в 1958 и «Рождение Японии» в 1959. К сожалению, в 1960 не вышло ничего, но зато следом за «Мотрой» выйдет сразу две картины — «Горас» и «Кинг Конг против Годзиллы».
Нащупав почву юмора и иронии в «Варана», Хонда словно специально позвал в «Мотру» на главную роль популярного комика тех годов — Фрэнки Сакаи на роль пронырливого неунывающего журналиста. Это во многом предопределило тон фильма — он превратился во что-то совсем уж лёгкое, семейное, но с серьёзными нотками и какой-никакой моралью. Однако комедийные выходки главного героя, конечно, сбивают напрочь всю серьёзность повествования.
Не смотря на упоминания испытаний водородных бомб на Острове Инфант, картина никак не поднимает эту тему в дальнейшем. Мотра, может, и является результатом военных испытаний, но вовсе не олицетворяет природный гнев на человечество, не выглядит карой за совершённые поступки, а просто пытается вернуть своих друзей.
В центре сюжета здесь — феечки-лилипутки, найденные экспедицией на этом, казалось бы, необитаемом острове. Он-то, кстати, оказался заселён вполне себе процветающими племенами дикарей, не смотря на обилие радиации. Мол, местные фрукты дают особый сок, спасающий местных от губительного воздействия — так были спасены и выброшенные на берег моряки, что, собственно, к экспедиции и привело.
У картины есть ярко выраженный главный злодей — дико карикатурный спонсор экспедиции и её глава — жадный до всяких редких диковин мистер Нельсон. Вроде как американец, но название страны с целью политкорректности изменено, а Нью-Йорк, на который под финал обрушивает свой гнев Мотра, стал Нью-Кьёрком. Что ж, зато это фильм, где монстр одновременно атакует и обитель Годзиллы — Токио, и городок, по которому прошёлся Кинг Конг, да и не только он.
Похитив фей, чтобы те пели и танцевали в театрах на радость публики, Нельсон навлекает на себя древнее чудовище — на острове из яйца вылупляется личинка Мотры. Причём появление монстра на экране нам приходится ждать аж 45 минут! Что не сопоставимо с ранними появлениями остальных гигантских монстров Тохо (ну, за исключением Орочи в «Трёх сокровищах»).
Подобно Варану — Мотра — это как бы некое божество. Исследователи находят характерный символ, становящийся эмблемой Мотры на всём протяжении её существования в кино, отыскивают древние надписи, и даже умудряются поговорить с самими феечками, которые обычно общаются телепатией и бессловесными звуковыми сигналами.
Личинка Мотры в себе сочетает и черты жуткого насекомого, и даже некое очарование. Создание не выглядит таким уж страшным, как Меганулы из «Радона», зато куда крупнее в размерах и весьма неплохо сеет хаос, как на воде — по которой добирается к берегам Токио, так и, собственно, на суше, разрушая малые и большие здания, под конец вообще снося Токийскую башню.
Нельсон ни в какую не желает отдавать свою находку — диковинных близняшек, старается улизнуть из страны, делает подложный паспорт, препятствует всем попыткам главных героев освободить пленниц. Под конец и вовсе убивает людей и сам оказывается застрелен насмерть. А по изначальному плану финал у фильма планировался гораздо более насыщенным, с кучей дополнительного экшена.
Превращение личинки в бабочку происходит ближе в концу. Мотра окукливается, умудряясь при этом ещё и вертолёт взорвать (фанаты Кормена ликуют и аплодируют стоя!). Конечно же, вся военная мощь и уйма солдат никак не действуют на огромное насекомое, вторгшееся на японское побережье.
Хонда отлично чередует кадры с моделями военной техники и реально сидящих в танках людей, чтобы на этот раз это не столь контрастировало, как в «Варане», хотя, конечно, лучше было бы макеты танков показывать без людей, как раньше — смотрелось бы правдоподобнее. Но вот порой у фильма возникают косяки с монтажом, когда существо проползает по нескольку раз по одному и тому же месту, оказываясь порой словно дальше, чем уже продвинулось на своём пути.
Однако спецэффекты разрушений здесь всё же невероятно хороши! Как и в «Радоне», тут не просто выстроены общие наглядные модели городка, здесь продумано всё до мельчайших деталей — тряпочки, черепица, манекены внутри витрин, обилие транспорта, не просто летающего макетами от взмаха крыльев гигантской бабочки, но и разрушающихся на маленькие детали.
Разрушения города показаны отлично, но внимания им отведено на этот раз гораздо меньше, чем в предыдущих кайдзю-фильмах. Мотра в своём финальном виде устремляется на поиски Нельсона, а ее, казалось бы, тоненькие крылышки не пробивают никакие снаряды.
Гигантский Мотылёк — отнюдь не самый страшный монстр, которого можно представить. К тому же, стоит признать, всё же Мотра — создание довольно милое. Наверное поэтому, это первый кайдзю-фильм, где в конце чудовище не убивают. Мотра улетает восвояси, получив обратно своих миниатюрных подруг. Эта сцена следом будет повторяться и в фильмах с участием Годзиллы.
Не смотря на то, что музыку к фильму написал не Ифукубе (он ещё займётся музыкальными темами Мотры в будущем), у Юджи Косэки получились довольно приятные и хорошие композиции, ну а фирменную Песню Мотры все любители жанра прекрасно знают до сих пор. Кстати актрисы, сыгравшие близняшек-фей ещё повторять эти роли несколько раз в дальнейших фильмах.
«Мотра» — большой развлекательный блокбастер о гигантском монстре, семейный фильм с обилием юмора, с простой моралью о том, что чужое брать не хорошо, с наказанными злодеями и весёлыми героями. Ещё не настолько уж дико-детский кайдзю, кои будут в расцвете 60х и 70х годов, но продолжающий эту протоптанную дорожку, пока ещё не потерявшее маску серьёзности хорошее кино.
7 из 10
24 сентября 2016
Мотра. О, великая Мотра. Ты приносишь нам мир и покой, оберегаешь наши жизни и кормишь пряниками. Славься-славься, великая пушистая бабочка.
Итак, первый фильм про кайдзю, который не является намеренно злым. В смысле да, конечно Мотра навела здесь шороху и разрушила город Нью-Кёрк (да-да, я тоже понял, его название отсылает к всемирно знаменитому Сиднею, только глупый об этом не догадается), но в конце концов люди сами навлекли на себя данные невзгоды из-за обычной человеческой глупости и жадности, а в конце даже не притащат какую-либо девяностотонное спецоружие для убийства Мотры, дав Защитнице Земли спокойно улететь на свой остров, дремать под успокаивающие молитвы до следующего фильма.
Мотра, шерстистая Мотра! Да восславятся великие усики твои, и да будут твои сияющие голубые глаза путеводными звёздами нашими, щедрая Мотра.
Ладно, безо всякого ёрничания скажу, что данный фильм получился вполне сносным, похуже «Родана», но явно лучше «Варана» и — разумеется — «Мистериан». Здесь на удивление колоритные человеческие персонажи (что не в каждом кайдзю-фильме можно встретить, я вам скажу), довольно запоминающийся монстр, который здесь отождествляется уже не с ядерным оружием, а скорее с библейским роком (Мотру, натурально, успокаивают крестом (здоровенным, нарисованным на земле) и звоном колоколов), в меру мелодичная музыка. Но первая половина — она всё портит, если честно.
Мотра, летучая благодать. Радугу рисуют в небе крылья твои, мирным гимном разносится по планете клёкот твой. Живи вечно и никогда не попадай в сети гигантских пауков (а то хрен его знает — может и такие отыщутся, в мире с гигантскими рептилиями и птеродактилями-уничтожителями всего можно ожидать), славная Мотра.
Первая половина картины сильно затянута. Мотра о себе знать не даёт, люди говорят и говорят, и изо всего этого минут ну уж десять точно можно было пустить под нож. Зато во второй половине появляется личинка Мотры, потом она становится полноценной бабочкой, пухловатый журналист, ранее использовавшийся в качестве примитивного комедийного персонажа, внезапно становится человеком, на самом деле приносящим пользу (вот о чём я упоминал, когда говорил о запоминающихся персонажах), ну и соответственно начинаются разрушения. По этой части всё как всегда — хорошие макеты, хорошая пиротехника, миловидная пушистая модель Мотры в стадии бабочки. Ничего нового, но и старое пока работает.
Мотра, крылатая вестница добра и радости. Сколько слёз скорби ты превратила в слёзы радости, сколько света ты пролила на грешный мир, который… Ну всё, хватит дрыхнуть. у нас ещё порядка 20 сиквелов. Не задерживайся.
Итак, «Мотра» показала, что у Хонды ещё не закончился порох в пороховницах, однако затянутая первая половина не позволяет мне выставить этой ленте оценку выше, чем «хорошо». Однако кое-какие сдвиги уже наблюдаются: и кайдзю становятся добрее, и персонажи-люди внезапно не забываются через пять минут после просмотра. А это уже что-то да значит. Главное в дальнейшем этого не растерять.
7 из 10
6 июня 2015
Не могу назвать данный кайдзю-фильм одним из своих любимых в данном жанре, но в принципе, он неплох. Итак, давайте разбирать дебютный фильм про защитницу Земли-Мотру.
Сюжет
Экспедиция отправляется на таинственный остров Инфант и выясняется, каким способом несколько матросов образом спаслись от радиации, появившейся здесь после ядерных испытаний. Жадный лидер экспедиции крадет маленьких фей-лилипуток и желает забрать их на родину. Но они имеют телепатическую связь с гигантской бабочкой Мотрой, которая не оставит их в беде…
В этот раз, как и в случае с «Вараном» (1958), сценарий доверили писать не Такео Мурате, написавшему сценарий к «Годзилле» (1954) и «Радону» (1956). Сценаристом стал тот же Синьити Сэкидзава. Сюжет получился интересным, но местами затянутым.
7 из 10
Монстры
Здесь у нас один монстр-гигантская бабочка Мотра. Выглядит она неплохо и в стадии личинки, и в стадии бабочки. Взрослую Мотру совсем мало показывают при вполне большой длительности фильма, да и личинку показывают маловато. Дизайн Мотры для того времени хорош. Мотра, в отличие от Годзиллы, Родана и Варана-положительный персонаж.
6 из 10
Спецэффекты
Для своего времени они неплохи, но сейчас смотрятся смешно. Особого количества взрывов нет, есть тепловое оружие, которое нормально сделано, некоторые взрывы сделаны неплохо. Главный минус в том, что нам придется любоваться большую часть разрушений в фильме не взрывами (как в фильмах «Годзилла» (1954), «Годзилла снова нападает» (1955), «Родан» (1956) и «Варан» (1956)), а постоянно режущими глаза картинными коробками городов. Я понимаю, давно снято, но с обломками перебор.
4 из 10
Актерская игра
Актеры сыграли хорошо, претензий почти нет. Запоминаются персонажи Фрэнки Сакаи, Хироси Койдзуми, Джерри Ито, а также дуэта Эми и Юми Ито (The Peanuts) (вы сами догадаетесь, кого они играли). Остальные не запоминаются.
8 из 10
Режиссерская работа
Самый большой плюс фильма. Здесь допущен всего один мелкий ляп, поэтому Исиро Хонда молодец.
9 из 10
Музыка
В фильме музыка вполне неплохая, но есть минусы на фоне прошлых работ замечательного композитора Акиры Ифукубэ. В отличие от Годзиллы, Родана и Варана, у которых были свои музыкальные темы, у Мотры ее попросту нет. Также музыка не очень запоминающаяся.
5,5 из 10
Реалистичность
1961 год, компьютеров нет, Мотра пушистая. Все бы было получше, если бы не режущие глаза картинные обломки зданий, которых больше, чем взрывов.
0,5 из 10
Мы имеем вполне неплохой фильм о Мотре. Не думаю, что он заслуживает быть в коллекции поклонника кайдзю, но один раз его посмотреть стоит. Наверняка, даже самый рьяный поклонник дайкайдзю вряд ли станет пересматривать данный фильм.
5,7 из 10
10 мая 2014
Mothra oh Mothra
If we were to call for help
Over time
Over sea
Like a wave you`d come
Our guardian angel
Ознакомившись со многими фильмами жанра дайкайдзю (гигантские монстры) про Годзиллу, Мотру (Мосуру), Гидору, Гамеру, Родана (Радона) и других монстров, хочется увидеть первоисточники этих картин. Не удивительно, что на протяжении всего оригинального фильма про Мотру, меня не покидало ощущение дежавю.
Оказалось, что, суть сюжетной линии этой ленты идентична сюжету фильма «Годзилла против Мотры: Битва за Землю» 1992 года. Фактически сценаристы спустя 30 лет лишь завернули старый сюжет в новую упаковку добавив к оригинальной «Мотре» Годзиллу, Батру и других героев со стороны людей. Линия Хранительницы Планеты Земля осталась без ощутимых изменений.
Если вы видели фильм 1992 года, то вы вполне можете утверждать, что видели и эту картину. Изменились персонажи, но не их поступки, опять люди похищают Космос (двух фей, жриц Мотры), после чего маленькие волшебницы зовут Мотру на помощь красивыми песнями, чаще остальных звучит великолепная «Mothra`s Song».
Мотра появляется в Токио в виде гусеницы, вскоре облачается в кокон на Телевизионной башне Токио и превращается в бабочку, попутно встречая сопротивление людей и сея огромные разрушения столице Японии.
Иширо Хонда уже снявший «Годзиллу», «Родана» и несколько фильмов про других монстров в этом фильме создал своего третьего культового героя, который в будущем неоднократно появлялся в других лентах. Как обычно, основным посылом картин Хонды является проблемы загрязнения окружающей среды и вопрос о вреде, который человек наносит природе своим участием. Однако в предыдущих фильмах эти проблемы уже была рассмотрены настолько глубоко, что в «Мотре» им не уделяется много времени.
От актеров в таких фильмов больших усилий не требуется. Так журналист «Хваткий Дзен» Фукада выглядит вполне колоритно, а его помощника скрашивает фильм легким юмором. Появившийся в этом фильме доктор Сините Тюдзё в последствии появился и в картине «Годзилла, Мотра, Мехагодзилла: Спасите Токио», которую логически связали с оригиналом с оригиналом «Мотры». Крошечных жриц сыграли Эми и Юми Ито, которые 16 лет пели в дуэте Peanuts. Впоследствии они снялись еще в двух фильмах про Мотру.
Фактически единственным отличием от «Родана» и «Годзиллы» является то, что Мотра изначально является неким божеством, а результатом атомных и ядерных испытаний. Кроме того, она является положительным персонажем и защитником своих друзей. Годзилла и Родан же в своих оригинальных картинах были животными без признаков антропоморфности (наличия человеческих качеств).
Конечно, на сегодняшний день фильм смотрится с трудом, затянутое развитие сюжета, слабые спецэффекты, если их можно назвать таковыми, но для своего времени — это был крепкий середняк, со своими достоинствами. Я уже упоминал, что именно на основе этой картины был снят лучший фильм в жанре дайкайдзю — «Годзилла против Мотры: Битва за Землю». Отдельным достоинством картины являются танцы аборигенов под пении жриц.
В целом, поклонником жанра рекомендуется к просмотру.
6 из 10
2 марта 2011