Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ключ |
год: | 1961 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Лев Атаманов |
сценарий: | Михаил Вольпин |
продюсер: | Федор Иванов |
видеооператор: | Михаил Друян |
композитор: | Лев Солин |
художники: | Леонид Шварцман, Александр Винокуров, Кирилл Малянтович |
монтаж: | Лидия Кякшт |
жанры: | фэнтези, комедия, мультфильм |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 57 мин |
По содержанию этого мультфильма можно угадать не только время его создания, но и страну. Минималистичный фон и недетальная прорисовка лиц персонажей типичны для 1960-х гг, а фразы наподобие «кто не трудится, тот лодырь» нигде не звучали так громко, как в СССР. Жанр «Ключа» смешан из противоположных сказки и фантастики, а по стилю его можно считать уверенным дизельпанком, поскольку удивительные технологии созданы на основе достижений 1962 года. Слоганом мультфильма вполне мог бы стать «наука против магии». А впрочем, почему только слоганом? И как название вполне подошло бы!
Физик-академик и бывший мастер пытаются уберечь подрастающего мальчика от соблазна дарованного просто так счастья. Ведь если человек не прилагает усилий для достижения счастья, то его поглощает лень. А если поглощает лень, то… Вот тут, к сожалению, «Ключ» не договаривает то, что задолго до него показал диснеевский «Пиноккио». Помните остров, на котором собирали не желающих учиться хулиганов? То, что с ними происходит, в утрированном, но не далёком от реальности свете показывает опасность бездействия головного мозга. Лень опасна не тем, что нарушает какие-то правила, а тем, что приводит к деградации – вот, какой посыл был бы точным. В «Ключе» же всё идеализировано и намного проще: есть великая страна и ей нужны умы, только и всего. В результате у зрителей складывается неоднозначное впечатление от увиденного: с одной стороны понятна мотивация опекунов главного героя, но с другой попытка выбросить волшебный подарок – это тоже перебор. А кроме того, пожилой мастер ведёт себя не вполне учтиво с зятем, называя его по профессии – чиновник. Такое обращение иногда звучит как издёвка.
Но куда большего внимания заслуживает Страна счастья. Впечатления от неё такие себе. Конечно, мне, постсоветскому человеку, тяжело судить о жизни 1962 года, но неужели тогда все дети мечтали о том, чтобы пить кисель и молоко? А если у них непереносимость молока? Ещё более сомнительным выглядит, так сказать, сектор для пожилых, где клиенты почти всё время проводят в креслах-качалках. Советские пенсионеры мечтали именно об этом? Как-то не верится. Я бы от такого «счастья» убежал без всякой оглядки! А ещё в этой стране очень странно ведут себя пожилые феи.
Изюминкой мультфильма, ради которой его и можно рекомендовать к просмотру, является Горыныч, чья каноничность, мягко говоря, соблюдается не до конца. Вообще высмеивание бюрократов и журналистов – безусловно, сильные стороны «Ключа», и если бы сюжет концентрировался именно на этой теме, то мультфильм заслужил бы от меня аплодисменты. Но с навязываемой идеологией это слишком затруднительно. Впрочем, период Оттепели только начинался, так что удивляться нечему.
5 из 10
1 мая 2022