Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
И снова утро |
год: | 1961 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Геннадий Казанский |
сценаристы: | Георгий Беленький, Л. Мальцев |
видеооператор: | Музакир Шуруков |
композитор: | Надежда Симонян |
художник: | Василий Зачиняев |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 мая 1961 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 14 мин |
Никто не может написать о врачах лучше, чем сам практикующий врач. Сценарий для фильма написал советский дерматолог и учёный-медик Георгий Борисович Беленький, судьба которого неразрывно связана с судьбой страны. Отец Георгия Борисовича расстрелян в 1937 году, сам же будущий профессор в 1950 году был арестован и осуждён по 58-ой статье. Реабилитирован в 1955 году и восстановлен во всех званиях, степенях и регалиях с получением направления в Центральный институт усовершенствования врачей. О том, что такое личное мужество, знает не по наслышке. С 1944 года служил в должности старшего врача дивизии армейского подчинения; в течение нескольких дней командовал полком в связи с гибелью старшего офицерского состава.
Человеку с такой биографией веришь безоговорочно, оттого и история, им поведанная, получилась правдивой. Снять о врачах серьёзный, вдумчивый фильм непросто — это не детектив и не триллер с его запутанными сюжетными ходами. В данном случае всё просто: вот талантливый хирург Алексей Михайлович Северцев, а вот дело всей его жизни — люди, ради которых он трудится. Первая половина картины быстрыми мазками рисует персонаж, ярко сыгранный Владимиром Самойловым. Уважение к этому человеку растёт от эпизода к эпизоду, ведь его жизненное кредо запоминается надолго: «Крокодил — единственное животное, которое не умеет пятиться назад!»
Северцев тоже не умеет пятиться. Он идёт вперёд, отыскивая новые возможности для лечения больных. Кажется, такого человека невозможно не то что остановить, а даже — притормозить. Но случается беда, и зритель видит совсем другого Северцова — раздражённого, «раскисшего», подавленного. Это не вяжется с прежним обликом знаменитого профессора, и зритель приходит в негодование: «Как же так?..» Однако не стоит забывать, что историю написал фронтовой хирург, который лучше кого бы то ни было знает правду о людях, в одночасье лишившихся ног.
Совсем не случайно в кадре появляются книги «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого и «Как закалялась сталь» Николая Островского. Нужно обратить внимание, с каким скепсисом произносит Северцев названия книг. Павку Корчагина поднимала революция, Алексея Мересьева поставило на ноги желание вернуться в небо, чтобы продолжить бить врага. Но у Северцева нет их запала. Его сила в другом — в служении людям. Он пытается вернуться к любимому делу, но его тело ещё не готово к подобным нагрузкам, и отчаяние начинает овладевать им.
В хорошем фильме всегда много положительных персонажей. Алексею Михайловичу Северцеву повезло, что его окружают чуткие люди. Ведь сломаться так просто — нужно только дать болезни повод. Сначала — рюмочку, потом — две, а потом… а потом уже становится всё-равно. К счастью, нашлись люди, которые всем сердцем болеют за Алексея: Олег Одинцов (Борис Рыжухин)» — Вы учили меня мужеству, а сами?..» и любимая женщина Елена Рябинина (Кюнна Игнатова)» — Пока ты не начнёшь думать о других, ты не сможешь забыть о себе…» И словно озарение в сознании Алексея всплывают его собственные слова: «Я не знаю, что может быть страшнее для хирурга, чем репутация человека, который мог попытаться спасти больного, и не сделал этого…» Тонкий умный фильм о Врачах с большой буквы.
16 декабря 2016