Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Чистое небо |
год: | 1961 |
страна: |
СССР
|
слоган: | «The Most Important Motion Picture That Has Ever Come From The Soviet Union» |
режиссер: | Григорий Чухрай |
сценарий: | Даниил Храбровицкий |
продюсер: | Владимир Канторович |
видеооператор: | Сергей Полуянов |
композитор: | Михаил Зив |
художники: | Борис Немечек, Валентин Перелётов |
монтаж: | Мария Тимофеева |
жанры: | мелодрама, драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 мая 1961 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 44 мин |
Но ты был в плену... Да, я был в плену. Виноват. Виноват в том, что меня сбили. Виноват в том, что меня полумертвого взяли в плен. Виноват в том, что я бежал, а меня поймали и собаками рвали на мне мясо. Виноват в том, что я не подох с голоду. Виноват в том, что меня не пристрелили, не сожгли в печи. Виноват! Виноват! Виноват! Простите!
'Чистое небо' 1961 г. стал лучшим фильмом года по результатам голосования читателей журнала 'Советский экран'. Можно по разному относиться к подобным голосовалкам, но 'Чистое небо' свой статус действительно заслужил.
Это фильм Григория Чухрая, который рассказывает историю девочки-подростка, чье взросление пришлось на годы Великой отечественной войны. Зрители видят ее жизнь и жизнь ее семьи до, во время войны и после войны. Удивительно, но самые счастливые годы героини пришлись на годы холодной и голодной войны, ведь она встретила свою любовь.
Летчик Астахов был ее кумиром задолго до начала войны и вот они встретились. Несколько дней счастливых свиданий вскоре сменяются известием о его кончине и долгими военными годами. Но в конце-концов война завершилась и на пороге ее дома вновь появился он - Астахов. Однако это уже не прославляемый летчик, а обесславленный человек, на котором похоже навеки стоит клеймо предателя. Ведь он был в плену... А жизнь героев после войны омрачается настолько сильно, что похоже становится хуже самой войны.
Российское общество до сих пытается особо не поднимать тему отношения властей и общества к советским военным, которым пришлось побывать в плену. Но Григорий Чухрай еще в 1961 году снял отличную ленту, рассказывающую историю обычных людей, страдающих из-за неадекватных решений власти.
'Чистое небо' - с одной стороны очевидно антисталинский фильм. Сталин умер, лед тронулся... В этом фильме эта метафора показана прям буквально, зрителям предлагают в лучших традициях советского символизма наблюдать за вскрываемыми и дрейфующими льдинами, которые однозначно дают понять - теперь все будет лучше, чем было.
Григорий Чухрай обильно использует приемы советского монтажного кинематографа, чтобы продемонстрировать зрителям трагизм происходящего. Эти приемы сегодня кажутся крайне устаревшими, однако все равно достигают своей цели и невероятно мощно воздействуют на зрителя. Если у вас не сожмется сердце при просмотре сцены поезда, проезжающего без остановки мимо станции, то ваше сердце - камень, не иначе.
3 июля 2023
В очередной раз отечественный фильм настолько богат слоями смыслов и в высказываниях авторов, и в переданной, как и во всех гениальных произведениях, действительности и в синергии от них чего-то третьего, что полностью «выплеснуть» в рецензию все затронутые «струны» мышления грозит оказаться многобуквенным опусом, настолько культурное произведение традиционно для нас является чем-то основополагающим в любом случае коррелируясь с настоящим, проясняя прошлое и давая задуматься о будущем. Традиционно ибо и сейчас, отголоски влияния культурного продукта на мировоззрение общества, стартовавшего с великой русской литературы, продолжаются, более по инерции, в фильмах Быкова, Звягинцева, которые знают, что надо что-то отразить в произведении, часто путаясь с что. И не удержусь — та же тематика в фильмах «развитого» капитализма остаётся на периферии внимания хоть сколько значимого общественного времени, оставаясь глубоко в тени развлекательной программы и синтетически выдавливаемых чувств, существуя в нише — «отдельные недостатки» и «перегибы на местах» общества «сияющего града на холме». Это и фильмы Дарденнов и «Стальная страна» 2018г или «Вернуть Бена» от 2019г.
Вот, опять советское кино наталкивает на не самые прямые аналогии. Далее телеграфно, в основном вопросы, где как известно до 70% ответов.
Как изменялась роль женщины в обществе от фильмов сталинской эпохи, через роль Дробышевой в этом фильме и до современного места женщины?
Как изменялось соотношение личное/общественное(государственное) в сознании зрителей, благодаря показанной на экране «борьбе»? Как это трансформировалось далее в культурных произведениях и куда это привело?
Почему и чем «хоровое» транслирование «новой» линии партии (этот фильм, «Друзья и годы», «Рабочий посёлок» и т. д.) отличается от восхваление Вождя?
Почему культр агенты вообще гнутся соответствующе очередной «новой» линии?
И последнее — Откуда взялась эта «новая» линия, отчего она была востребована?
7 из 10
5 августа 2020
Летчик Алексей Астахов — герой страны почти случайно приходит в квартиру Львовых, где юная девушка Саша влюбляется в него. Но приходит война, которая соединяет двух людей, но летчик сбит и попадает в плен… Только сила любви и вера в справедливость способна сохранить его жизнь.
В свое время друзья рассказали, как они смотрели вместе с детьми, которые ещё и в школу не ходят, Балладу о солдате Григория Чухрая. И те смотрели, не отрывая от экрана глаз, хотя попытки показать, к примеру, В бой идут одни старики успеха не имели. С той же лёгкостью воспринимаются только стихи.
Чистое небо лишь подтверждает силу поэтического стиля мастера — история взлётов и падений летчика Астахова, казалось бы вообще может обойтись без слов. Правда, в отличие от Баллады, в Чистом небе больше монументального и героического, чем лиричного — его герои любят не только безусловно, но и вопреки. Вопреки системе, которая бдительность превращает во всеобщую подозрительность, а выживание становится более важной категорией, чем жизнь во имя любви и будущего. Надо бы заметить, что фильм определил как минимум два прямых продолжения — Неподсуден и Холодное лето 53-го, ибо тема в нём… Да не только плен. Тема доверия к человеку. И Чухрай, хотя и разделяет персонажей на чёрных и белых (разве что партия остаётся слегка безликой, рационально и без пафоса требуя с Астахова доказательств его честности), всё-таки действует не в лоб.
И как же прекрасен в эти моменты Урбанский — уникальное сочетание типажа героя, будто сошедшего с картин Дейнеки и скульптур Вучетича, и драмы человека, оказавшегося в жерновах истории. Лес рубят — щепки летят. Но щепки-то — это люди. Не менее важен и спич ещё юного Олега Табакова, смысл которого сводится к простому: если справедливости нет по отношению к Астахову, то все слова, включая коммунизм, превращаются в промывание мозгов. Честность без веры тоже никуда. Поэтому не нужны полутона — нужны контрастные краски для приспособленцев (муж сестры Люси), для отступников от любви (сама Люся), хмурое небо (беспросвет недоверия), чистое небо (образ будущего), ломающейся на солнце лёд (оттепель природная и общественная), Саша в туфельках в примерзающей луже (страх ожидания в новых временах)… Режиссер спасает героическое от серого, любовь от выживания, труд от конформизма, жизнь вполсилы от вечного стремления ввысь. А в этом есть уже нечто античное — как миф о выжившем Икаре. Без этого не только коммунизм, но и малые свершения невозможны.
3 января 2020
С художественной точки зрения фильм заслуживает исключительно высоких похвал. Выразительные образы, красивые трогательные сцены.
Однако, дать положительную рецензию фильму никак невозможно из-за его политического содержания. Фильм выполняет хрущёвский заказ на антисталинскую пропаганду, и эта пропаганда лжива.
Кто таков заказчик фильма Хрущёв? Этот человек — контрреволюционер, антикоммунист, вымаравший в 1961 году из партийных документов положение о диктатуре пролетариата, которое Ленин и Сталин указывали, как самый важный принцип для коммунистической партии. Хрущёв — это человек, отдавший приказ о расстреле рабочих в Новочеркасске уже через год после отказа от рабочей власти, направивший на рабочих танки и автоматы, Хрущёв — это человек, в 1960-е годы уничтоживший социалистическую экономику, переведя её на рыночные рельсы. А чтобы трудящиеся не просекли, что произошла контрреволюция, отход от ленинизма, что власть больше не принадлежит рабочему классу, Хрущёв это всё прикрывал «развенчанием культа личности» в том числе и с помощью вот таких фильмов.
Фильм «Чистое небо» — чудесно снятый, красивый фильм, трогающий душу, но смотреть его нужно критически, понимая, что политическая его составляющая — контрреволюционна, служит возврату к эксплуатационному обществу.
Приём, антисталинской пропаганды, использованный в фильме совершенно стандартный: показывается половина правды, а другая половина не показывается и потому от зрителя скрыта истина, зритель верит, что Сталин — злодей. Вторая же половина правды состоит в том, что по окончании войны численность Красной Армии была во много раз больше, чем потребность страны в военных кадрах в мирное время. Истина состоит в том, что сокращать военные кадры — совершенно очевидная задача послевоенного времени, бывших солдат необходимо было отправлять из армии на заводы для восстановления разрушенного войной хозяйства страны. В Армии оставляли относительно небольшое число состава, ну и, вполне логично, что оставляли тех, чья боевая биография безупречна, тех, с кем не случались такие ситуации, как работа на фашистов в плену (как с героем фильма «Чистое небо»), тех про кого возникали вопросы, сомнения, тех переводили на гражданку. Вполне естественно, что многим тяжело было осваивать новые профессии, но другого варианта развития событий в мирное время нарисовать никак нельзя. Хрущёву непременно надо было затушевать эту вторую часть правды, переврать истину, а виновным в том, что бывший боец запил и опустил руки выставить Сталина и пока сыр-бор, переписать партийные документы, удалив положение о руководящей роли рабочего класса и перевести сталинскую социалистическую экономику на рыночные рельсы.
Вот так красивое, хорошее с художественной точки зрения кино может служить делу отъёма власти у трудового народа и постепенному возврату к капитализму.
Очень трудно определиться с баллом этому фильму, рука не поднимается поставить положительную оценку хрущёвской контрреволюционной пропаганде.
6 июня 2015
Когда скепсис повседневной суеты уже не оставляет сил надеяться на то, что еще можно встретить незамутненную верность, мужество, честность, я вспоминаю картину Григория Чухрая «Чистое небо».
Снятая в разгар хрущевской оттепели, она во многом стала гимном своей эпохи. Фильм не воспел изящный стиль в одежде тех лет, или несмелую либерализацию в искусстве, он обострил многие социальные противоречия всего времени. И все-таки именно он во многом отразил дух своей эпохи, показав противостояние человека бесчеловечной государственной машине.
Но сегодня, когда течение времени уже отнесло нас от тех берегов, гражданский пафос Чухрая утихает и вместо него гораздо громче слышен лирический мотив «Чистого неба». Любовь Алексея Астахова и Сашеньки Львовой — это путь мужества, которому пафос не страшен, потому что оно недосягаемо для пафоса. Режиссеру удалось снять очень сложное в эмоциональном и композиционном плане кино: личная, почти интимная история любви и остро политическая история человека в сталинскую и послесталинскую эпоху. Балансируя на грани этих двух тем, Григорий Наумович сохранил равновесие, столь важное для восприятия, «прочувствования» рассказанной повести.
Безошибочным стал выбор актера на главную роль: Евгений Урбанский сыграл всего в нескольких фильмах — его стремительную карьеру пресекла автокатастрофа на съемках. Среди созданных им на экране образов нет незначительных или проходных, и все же, пожалуй, именно летчик-испытатель Астахов стал самой яркой его работой. Его физическая мощь, безупречная честность и нежная любовь к жене превращают этого героя в почти идеального. Но и здесь режиссерское умение балансировать, соединенное с актерским талантом Урбанского, делает его очень живым, близким, понятным человеком, которого и жалко с одной стороны, но с другой, он может разозлить, но не утратит уважения зрителя. Астахов сомневается, отчаивается, смиряется, перестает верить в себя, но ни разу он не отказывается от своих принципов, не идет против собственной совести. Он, словно атлант, держащий небо на своих каменных плечах: устает, он не сбрасывает свой груз… Его лицо, грубоватое, но красивое, порой кажется высеченным из гранита, но мимика, взгляд, улыбка так тонко передают эмоции, что в каждой сцене он способен довести зрителя до слез.
На фоне филигранной игры Урбанского его партнерша Нина Дробышева смотрится порой в профессиональном плане наивнее. Но неудачной эту роль не назовешь. Саша Львова вообще стала символом безграничной любви женщины к мужчине, которая выражается в верности, доверии и поддержке. И если Астахов не усомнился ни разу в своих убеждениях, то Саша не усомнилась ни разу в нем и в его невиновности. На плечи этой женщины ложится, быть может, менее массивный груз, чем у ее мужа, но отнюдь не менее тяжелый — она всегда готова принять на себя часть того небосвода, что держит муж, чтобы облегчить его участь. Именно благодаря этому Астахову и удается однажды вновь расправить плечи, взглянуть на небо и воплотить мечты о полетах.
«Чистое небо» особый фильм даже для такого особого режиссера как Григорий Наумович Чухрай: он снял так немного — в количественных показателях, но настолько много в масштабах истории российского кино! Достаточно вспомнить два его первых фильма — «Сорок первый» и «Балладу о солдате», чтобы понять: без Чухрая мы сегодня были бы совсем иными и совсем по-другому воспринимали бы кино. Он сделал человека центром своего мира, причем человек этот имеет право не недостатки и неправоту, лишь одного не допускает режиссер для своих героев — утрату чувства собственного достоинства и самоуважения.
Сегодня, когда у нас отчетливо видна пропасть между разными поколениями не только кинематографистов, но и зрителей, людей вновь надо научить смотреть такие фильмы как «Чистое небо»: именно они способны разбудить нас для восприятия искусства и тех образов, которое оно создает. Лично для меня он стал одним из векторов, определивших мое личное отношение к кино, к тому, что в нем важно для меня. Потрясение от увиденного в подростковом возрасте сложно описать словами, но сколько бы раз я ни смотрела тех пор эту картину, она до сих пор отзывается во мне и болью и радостью…
17 февраля 2014
Это один из лучших фильмов 60-х годов о Великой Отечественной войне! Пафоса много, а как же без него, но он тут вполне уместен. Определение «пропагандистский» к нему вообще не подходит, не зря же его задвигали «на полку». Странно, что он вообще состоялся, ведь в то время одного намёка на то, что партия что-то могла неправильно понять, было достаточно для закрытия фильма.
Не знаю, как для современной молодёжи, закалённой ужастиками, а я, увидев его в очередной раз, просто рыдала. На проходе эшелона. Это невыносимо! Зрители, которым приходилось ждать своих родных, да что там, берите шире — умеющие любить, ждать и сопереживать, не могут оставаться равнодушными! Не зря многие сразу вспоминают именно эту сцену, говоря о фильме. Оператор Сергей Полуянов, работавший над многими знаменитыми фильмами, отлично справился с задачей!
Для Евгения Урбанского эта работа стала самой сложной по драматургии, его герою пришлось пройти и пережить многое. Слышала, что прообразом явился известный лётчик Михаил Девятаев. Судя по его биографии, это вполне вероятно.
Любовь и вера близких нужны каждому, как воздух. И как лётчику — чистое небо. Мимо этого фильма нельзя проходить, такие фильмы надо знать.
10 из 10
11 ноября 2013
Не так часто мне доводится смотреть советские фильмы. Обычно смотреть их тяжеловато — бросается в глаза идеология, надуманные истины, максимализм, наивность. Пожалуй, и в этом фильме есть все вышеперечисленные, и тем не менее он бьет в самое сердце.
Любовь, война, разрушенные жизни. Но это все потом, а пока наивная и открытая Саша учится, влюбляется во взрослого мужчину детской влюбленностью-мечтой школьницы и лишь грезит о будущем. И тут все меняется в один миг — война. Семья разъезжается в разные стороны, влюбленный в нее мальчик отправляется на фронт, а сама Саша начинает работать на заводе. Лишь волею случая она подслушивает разговор мужчины своей мечты, летчика Алексея Астахова, со своим другом и узнает его номер телефона. Так и начинается эта красивая история. Саша боится — и тем не менее совершает несвойственные ей поступки, так она выигрывает 4 дня счастья с любимым человеком. Их встречи изображены очень трогательно. Видно, как поначалу Астахов обескуражен юностью своей поклонницы, но что-то подсказывает ему, что не стоит ее отталкивать, и они проводят вместе незабываемое время — много гуляют, играют в снежки, как дети, разговаривают, вместе греются у огня. Как будто и нет войны, но она есть, и ему неминуемо нужно снова улетать.
Саше еще многое предстоит испытать — ожидание, встреча, вновь ожидание, весть о его гибели, рождение их сына Егорки, непонимание окружающими, почему она все же надеется и ждет, его чудесное возвращение и изменение, его сломленная судьба, неприятие его окружающими, борьба за его чистое имя и прежнюю жизнь. При всем при этом данные события изображены умеренно, без излишней трагичности и заламывания рук. Сдержанность Саши вызывает уважение.
Очень сильная история, практически не приукрашенная. Страшное время изображено. И страшна не только война — тогда люди знали, кто их враг и за что они боролись — страшен режим, когда сегодня ты герой, а завтра ты предатель и никому не нужен — никому, кроме бесконечно любящей тебя женщины. Берет за живое, даже, пожалуй, режет по-живому.
Это наша история, мы должны ее знать.
10 из 10
23 мая 2011
Попытка переосмыслить советское прошлое, исправить ошибки Сталина, дать идеологии коммунизма ещё один шанс. Фильм снят в 1961-ом году, в разгар Хрущёвской оттепели, когда власть поменяла Сталинский жестокий и бескомпромиссный курс на смягчение режима и амнистию репрессированных Сталиным героев великой отечественной войны. Символ Хрущёвской оттепели — кадры появления сначала первого весеннего ручейка и в итоге ледохода на реке.
Как ни странно, в наше время уродились люди, которые вновь вознесли фигуру Сталина до небес. Такое явление можно назвать политической шизофренией. Но лучше вернёмся к нашим барашкам.
Главным герой фильма — маленькая девочка, которой будет суждено повзрослеть в годы войны. Однажды влюбившись в «стального и здорового» лётчика-испытателя, она будет до самого конца нести свою веру в него и их совместное счастливое будущее.
Волшебством можно назвать случайное знакомство героини Саши Львовы и лётчика-героя Алексея Астахова. Через случайно написанный адрес на замороженном сталинскими холодными временами стекле, через веточку мимозы зимой, через университет с засушенной той самой веточкой-закладкой. Через холодные военные катакомбы, где Саша случайно узнает телефон Алексея. Через авантюрные поступки, героиня всё же решается подойти и заговорить с возлюбленным, который по началу даже и не хочет её замечать… В общем, что-то в ней есть от французской «Амели» Жан-Пьера Жёне.
Антипод Саши — её собственная сестра, которая отказывается ждать своего возлюбленного во время войны, в чём, конечно, в итоге сильно раскаивается.
А партия подчёркнуто не хочет признавать Астахова героем. Самыми откровенными являются монологи героев: отдельно смелой Саши, отдельно её брата, а затем уж и самого Алексея Астахова. И когда «стальной» герой, наконец, сам признаёт ошибку политики партии, приходит весть о кончине великого и ужасного Сталина.
Но шрам непризнания будет вечно обрамлять лица репрессированных.
8 из 10
5 мая 2011
Отличный, глубокий фильм. 10 баллов.
Его нельзя назвать «советским пропагандистским», т. к. одна из двух основных его тем — это трагедия человека из-за жестокости, равнодушия советских принципов к людям, вернувшимся из плена. И даже сцены ледохода изначально не было в сценарии, добавлена после просмотра Фурцевой.
Замечательные актерские работы: Нины Дробышевой и Евгения Урбанского — на первом плане. Георгия Куликова, Тамары Носовой и других — на 2-м и 3-м планах. Интересный, крайне многогранный сценарий, раскрывающий историю не только двух главных героев, но через дополнительные штрихи, эпизоды, детали, глубже показывающий жизнь, какой она может быть в разных вариантах.
Отдельно хочу сказать, насколько приковывает к себе внимание процесс развития, «возмужания» главной героини. Как из совсем девочки Нина Дробышева постепенно, проводя свою героиню через разные встречи, чувства и испытания, создает настоящую Женщину. Умеющую любить, верить и ждать, как об этом писал Симонов.
10 из 10
31 мая 2010
Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
Из первого послания к коринфянам апостола Павла
Нет, ну вот ведь полностью осознаю что фильм по большей степени пропагандистский. А каждый раз смотрю с огромным удовольствием. Хочется воскликнуть:«Верю!». Порассуждать на тему: «Почему так больше не снимают?». Повозмущаться: «И где теперь найдешь таких актеров?!» Но обо всем этом забываешь, когда раздаются первые аккорды главной музыкальной темы, а на экране появляются огромные, слегка подернутые дымкой воспоминаний женские глаза…
Очень искренний, пронзительный фильм о войне, жизни, любви, верности, душевной чистоте, предательстве и абсолютной честности по отношению к себе и своим чувствам. Героиня не кажется глупой максималисткой: она прямолинейна, честна, благородна и верна. Ее любовь — это настоящий дар, потому что она, как сказано в Библии, «милосердствует,.. не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
Ну а главгерой в исполнении Урбанского — это просто квинтэссенция мужчины. Он обладает всеми теми качествами, которые присущи нынешним «мачо», за исключением одного — самолюбования.
А еще в «Чистом небе» есть две сильнейших сцены, от которых я неизменно начинаю рыдать. Первая — когда героиня ждет отца на платформе, а его поезд просто проносится мимо. Глаза женщин, их эмоции, зеркальце, переходящее из рук в руки, крики, слезы — просто гениальная работа — и режиссера, и оператора, и актеров. А вторая — это сцена возвращения Астахова, в которое уже никто не верил, кроме его любимой Сашеньки…
Фильм о настоящей любви, о борьбе за счастье и о том, что если верить в светлое будущее, оно действительно наступит.
15 февраля 2009
Этот фильм по какой-то причине не входит, на мой взгляд, в число известных, а уж тем более популярных. Это пронзительная история любви, прошедшей через боль, разлуку, но не угасшей, благодаря вере в любимого человека.
Есть фильмы, которые могут поразить одной сценой. И в этом фильме такая сцена есть — встреча на станции транзитного фронтового поезда. Описывать ее нет смысла, ее надо увидеть…
24 декабря 2008
Еще одна замечательная советская кинолента, повествующая о любви и преданности, о героизме и патриотизме, а так же о жестоких абсурдных устоях советской политической системы. Исполнитель главной роли Евгений Урбанский, на мой взгляд, замечательно справился с образом советского героя, брошенного и своими и чужими, но заслужившего признание и уважение. Из особенностей сценария стоит выделить большую протяженность сюжетной линии, которая, начавшись в довоенный период, завершается эпохой 60-х. Такие недостатки, как идеализм и хеппи энд «по-советски» практически не портят общего впечатления от просмотра картины, которая трогает до глубины души и возбуждает самые приятные эмоции.
9 июля 2007