Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Битва в пути |
год: | 1961 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Басов |
сценаристы: | Галина Николаева, Максим Сагалович |
продюсер: | Виктор Цируль |
видеооператор: | Владимир Николаев |
композитор: | Вениамин Баснер |
художники: | Георгий Турылёв, Роза Сатуновская |
монтаж: | Людмила Печиева |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 сентября 1961 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 3 ч 11 мин |
Два фильма «Случай на шахте восемь» (1957), сценарий Дунского и Фрида, и «Битва в пути»(1961), сценарий Николаевой и Сигаловича по одноименному роману Галины Николаевой 1959 года. Я в полном недоумении. Если бы роман «Битва в пути» вышел до 57-го года, я бы сказал, что и первый фильм снять по тому же роману. Но роман вышел через 2 года после фильма «Случай на шахте восемь». Получается, что роман написан по сюжету «Случая на шахте восемь». А еще через два года, в 1961 году, выходит фильм «Битва в пути» по одноименному роману, с фамилией Николаевой как одного из сценаристов. Практически одна и та же фабула: производственный конфликт новоприбывшего специалиста с директором. Директор ставит задачу выполнять план любой ценой, вплоть до приписок и выпуска брака, а специалист требует настоящей организации труда и совершенствования технологии. Специалист сначала борется в одиночку, не веря в помощь коллег, но партийная организация поправляет его и он находит опору в местных партийной организации, а затем и среди передовых рабочих. Кульминацией противостояния становится открытое партийное собрание, инициируемое директором для разгрома специалиста, но на котором неожиданно и партком и рабочие поддерживают специалиста и директор терпит поражение. Есть некоторые отличия в реализации этого сюжета, но укладывающиеся в нынешнее понятие «ремейк». А текст, которым председатель парткома требует у специалиста, чтобы тот искал опору у рабочих, просто повторяется один в один. Все бы это укладывалось в банальный плагиат… Если бы не одно обстоятельство. У обоих фильмов один и тот же режиссер. Владимир Басов снял два фильма с разницей в четыре года на один и тот же сюжет. Реально, буквально, один и тот же сюжет. При разных сценаристах. С одной актрисой в главной роли. И еще полдюжины актеров из первого фильма… А это уже попахивает сюром…
Мне нравится это ощущение нереальности этой совершенно реальной ситуации. Уже ради него стоит посмотреть эти два фильма великого режиссера Владимира Басова.
зы. в моих рассуждениях есть для меня одна незавершенность. Я не читал роман «Битва в пути». И теперь не знаю, стоит ли его читать, не произойдет ли разрушение ощущения сюрреализма. Или оно усилится. Я на распутье…
7 июля 2016
Эта книга когда-то стала для меня откровением, потрясением. Она поразила меня своей искренностью, подлинностью, страстью. Она была совсем не похожа на типичную советскую книгу, потому что в ней на первом плане были настоящие люди, и только на десятом — лозунги. Прочитала я ее 10 лет назад, когда мне было 25. Я мечтала посмотреть фильм по этой книге, еще и потому, что Фатеева, по-моему, была чуть ли не идеальной Тиной — красивой до невозможности, холодноватой внешне, но глубоко любящей и страдающей внутри.
Такого разочарования от бездарной экранизации я, пожалуй, не испытывала никогда. Мне резко не понравился этот фильм, потому что в нем не осталось почти ничего из книги. Из фильма вынули душу — любовную линию главных героев, оставив какую-то грубую невнятную канву. Бахирев без Тины — просто смутьян и грубиян, мотивы многих его поступков остаются непонятными. Тина без трагической истории воскрешения и гибели на плахе репрессий своего отца — невнятна и просто холодна. В книге понятно, почему она вышла за Володю и так за него держалась. В фильме ее муж — вообще лишний персонаж, потому что там и ее роман с Бахиревым — лишний. Его там просто нет! Есть какие-то две невнятные сцены, которые появляются из ниоткуда и обрываются так же нелепо. Если не читать книгу, это вообще выглядит, как увлечение! А ведь любовь
Бахирева к Тине — это один из основных этапов его Битвы.
Я все поняла, прочитав интервью с Фатеевой, где она рассказывала, что сама не может смотреть этот фильм, потому что его полностью перекроили и оставили «одни тракторы». Но даже производственный конфликт показан довольно-таки топорно. Если первая серия раскручивает действие медленно и лишь полутенями показывает истинное лицо Вальгана, то вторая просто несется вскачь, захлебывается, задыхается, комкает все персонажи и, в итоге, превращается в схематичнейшую агитку. Великий актер Михаил Ульянов не в силах ничего спасти, потому что ему не дают пространства для маневра. Тонкая актриса Наталья Фатеева смотрится фальшиво, потому что отсутствует внутреннее развитие персонажа, которое так четко прописано в книге. Вторая серия — сплошной набор заплаток, здесь яснее ясного читается нож цензуры — сцены склеены наспех и без всякой внутренней логики.
Единственный образ, который мне понравился больше, чем книжный аналог, — это Даша в исполнении Людмилы Крыловой. Она потрясающе естественна в своей наивности, чистоте и искренней любви. Ее реплики из серии «Зачем за руку брать, если не всерьез?» всегда мне казались самыми сложными для любой актрисы, потому что здесь малейшая фальшь тут же резанула бы. Уж слишком Даша не из нынешнего времени. И если нет наивности в душе, полезла бы просто жеманность и дешевка. Но у Крыловой получилась настоящая деревенская девушка, без намека на наигрыш.
Тем не менее, в целом, очень обидно за действительно замечательный и глубокий роман Галины Николаевой. Он заслуживает более качественной и вдумчивой экранизации. К сожалению, у нашего времени другие герои…
5 из 10
21 августа 2014
Читала, знаете ли, повесть Галины Николаевой, хотя фильм увидела вперёд. Собственно, фильм и сподвиг прочесть книгу.
Ни сюжет, ни автора винить не стоит: ВРЕМЯ ТАКОЕ БЫЛО. А «времена не выбирают, в них живут и умирают» (с). Да и не самое плохое это время было в нашей истории, несмотря на все перегибы. И вот этим-то перегибам фильм и посвящён в натуральную величину.
Не нравится мне этот Бахирев, герой Ульянова. «Калиф на час» пришёл себе такой и начал всё ломать-крушить и рвать на части. Да и неблагодарный к тому же: ведь Вальган его в прямом смысле пристроил, а он… Просто отвратителен как муж и семьянин, типичный козёл — на жену орёт, за молоденькой ударился. Гадость. А Вальгана жалко: со своим вполне здоровым природным консерватизмом он остался у разбитого корыта. И непременно показан «несоветским»: вот они, сочинения Ленина, стоят у него на полке, а на них — пыль многометровая…
Непреодолимую симпатию вызывает Михаил Названов. С этим мастером дружна я давно, с детства — роль Кавалера Помидора в детской постановке «Приключения Чиполлино» так шикарно не удалось озвучить никому! По телеканалу «Культура» шла о нём передача, где мелькнула фраза:' ОН ПОЧТИ ЗАБЫТ». Горькая правда. Хотелось бы, чтоб об этом великом человеке побольше вспоминали. И не только как о киноактёре, но и как об артисте на радио и о его большой дружбе с другим корифеем — Николаем Владимировичем Литвиновым.
14 апреля 2013
Практическое «руководство» по топ-менеджменту — сквозь звенящие нити человеческих отношений. «Киплинговский» накал истории о Человеке, делающем Дело, «крутящем Землю», достойном Любви, её мгновений.
Характеры условные, но заразительно мощные.
И, конечно, бесподобная Наталья Фатеева — сюрреалистически сексуальная в индустриальном пейзаже.
6 сентября 2008