Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Вдали от Родины |
год: | 1960 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Алексей Швачко |
сценарий: | Юрий Дольд-Михайлик |
продюсер: | Леонид Корецкий |
видеооператор: | Михаил Черный |
композитор: | Игорь Шамо |
художник: | Владимир Агранов |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 мая 1960 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 27 мин |
'Вдали от Родины' - это один из тех фильмов, где очевидные минусы (в виде откровенно скомканного и не очень реалистичного сюжета) с лихвой перекрываются игрой актёров, сумевших создать многогранные и запоминающиеся образы.
Основной минус - это наполненный событиями сюжет, который каким-то невероятным образом впихнули в очень сжатые временные рамки. В итоге мы имеем героя, который за короткое время в стане врага проворачивает большое количество дел, каждое из которых в реальности грозило бы ему разоблачением. Однако по сюжету мы видим, что такое поведение нашего разведчика почти ни у кого из нацистских функционеров (включая, на секундочку, умудрённых опытом генералов) не вызывает подозрения. 'Копает' под него, по сути, один-единственный упрямый персонаж (в исполнении М. Козакова). И то он делает это не столько из реально подтверждённых подозрений, сколько из желания любой ценой выслужиться перед начальством и получить 'тёплое' место.
НО!!! Несмотря на описанный выше весомый минус, этот фильм можно назвать уникальным и непревзойдённым в своём жанре. К сожалению, в советском кинематографе, начиная с 1960-х годов, сложился архетипичный образ советского разведчика как этакого рыцаря без страха, упрёка и эмоций. Герой фильмов про разведчиков всегда попадал в ситуации на грани провала, значительно морщил лоб в кадре, изображая бурную мыслительную деятельность, и, конечно же, выходил победителем из самых сложных ситуаций, подстроенных хитроумными (или не очень) врагами. Никакие другие эмоции ему не требовались по умолчанию. И 'Вдали от Родины' - один из немногих (если не единственный) фильм, где большое внимание уделяется именно внутреннему миру нашего разведчика, его борьбе с самим собой и его эмоциям. И Вадим Медведев блистательно справился с этой ролью.
... На экране перед нами предстаёт красивый, высокомерный немецкий офицер Генрих фон Гольдринг с холёным лицом и презрительно-холодным взглядом умных глаз. Кадр меняется - и мы видим советского разведчика, лейтенанта Гончаренко, играющего в смертельно опасную игру с немцами. И ставка в этой игре - не только его жизнь, но и успех в очень важном для советского командования деле. Провала допустить нельзя. Гончаренко понимает это как никто другой.
Вообще, этот фильм нужно смотреть несколько раз, потому что его суть не в сменяющих друг друга с огромной скоростью событиях, а в неприметных с первого взгляда мелочах, раскрывающих характер главного героя. Вот он узнаёт, что ему предстоит пройти дактилоскопию якобы для установления соответствия между ним и реальным Генрихом фон Гольдрингом. Крупным планом - каменное, не меняющее выражения лицо нашего разведчика. И лишь взгляд неуловимо переходит от любопытства к глубокой тревоге. Что его ждёт? Провал? Или это всего лишь хитрая уловка немецкого командования? Он не знает этого, однако с честью проходит это первое серьёзное испытание. А вот другая ситуация. Невеста Генриха фон Гольдринга хвастливо рассказывает о том, как она бьёт хлыстом русских пленных работниц. Не в силах сдержать эмоций, лейтенант чудовищным усилием воли переводит ситуацию в любовную сценку соскучившегося по обожаемой невесте человека. А на лице развёрнутого к зрителю героя - застывшие ненависть и боль. И такие моменты рассыпаны по всему фильму. Перед зрителем встаёт удивительно достоверный и трагический образ человека, лишённого права показывать свои эмоции, но не лишённого права испытывать их.
Отдельного внимания заслуживает любовная линия. Очень трогательно и трагически показана любовь 'Генриха' и Моники. Любовь, которая не должна была случиться. Для него это чувство - огромный риск, ведь его любимая находится под подозрением. Любой неверный шаг может привести к его провалу, которого ни в коем случае не должно быть. А для неё - это немыслимо смелый шаг, ведь она до последнего момента не может быть абсолютно уверена, кто перед ней: искренний друг или хитроумный враг. И ценой её ошибки может стать жизнь большого количества её товарищей-партизан и провал всей той сложной и очень опасной работы, которую они ведут. Нежная, чистая и смелая Моника в исполнении замечательной Зинаиды Кириенко - одна из жемчужин фильма.
'Вдали от Родины' - это фильм, который, несмотря на серьёзные минусы, заслуживает высочайшей оценки.
10 из 10
8 ноября 2022
Кинофильм «Вдали от Родины» начинается с газетных сообщений о том, что германские ученые изобрели чудо-оружие, которое поможет немецко-фашистским войскам переломить неудачно складывающийся ход войны на восточном фронте. Место расположения завода, где производят это чудо-оружие, неизвестно. Имеются лишь сведения, что придумал всё это известный немецкий конструктор Эдвард Штронг, не очень-то сочувствующий национал-социалистам и, поэтому, работающий на секретном заводе в качестве арестованного.
Вот здесь и появляется на сцене бравый советский разведчик лейтенант Гончаренко (в исполнении В. Медведева). Именно его одного командование направляет в глубокий немецкий тыл с заданием обнаружить и уничтожить этот секретный завод.
Действие в кинофильме разворачивается довольно стремительно, одно событие сменяет другое, едва успеваешь следить за перемещениями лейтенанта Гончаренко (впрочем, теперь он уже барон Генрих фон Голдринг). Только минуту назад его привезли в гестапо с линии фронта, без документов, в рваной одежде, а сейчас он уже пьёт коньяк с генералом. А через пять минут экранного времени наш разведчик уже на новой должности во Франции, в непосредственной близости от интересующего его секретного завода.
Главный герой кинофильма легко заводит знакомства и за короткий срок обрастает такими связями, что ему уже никто не страшен, даже гестапо. В эпизоде со взрывом в ресторане, закончившимся гибелью крупного фашистского чиновника, наш лейтенант практически единственный подозреваемый. Однако на допросе «барон» буквально за три секунды запугивает гестаповского офицера своими связями и его отпускают на свободу безо всяких разговоров.
Надо отметить, что все немецкие офицеры в фильме выглядят наивными и бестолковыми, своего рода «опереточными злодеями». Фашисты демонстрируют полное доверие к подозрительному перебежчику, проверяя его какими-то смешными способами. Хорошо эти немцы умеют только пить алкогольные напитки, занимать у нашего разведчика деньги и издеваться над девушками из местного сопротивления.
Да и остальные персонажи фильма порой выглядят плоско и картонно. Вот, например, главная героиня Моника (в исполнении З. Кириенко). Она больше похожа на красивую, но глупенькую куклу, чем на партизанскую связную. Остальные бойцы сопротивления выглядят так, что за версту видно, как они «любят» фашистов.
Однако данный кинофильм всё же производит при просмотре хорошее впечатление благодаря стремительному развитию действия и ряду веселых эпизодов (правда, веселым всё это кажется с позиций современного зрителя). Можно сказать, что данная кинокартина служит как бы переходным этапом в восприятии советскими людьми фашистских офицеров разведки. От карикатурного, но мрачного, даже зловещего генерала Кюна (кинофильм «Подвиг разведчика»); через также карикатурного, но уже совсем нестрашного гауптмана Отто Заугеля в данном кинофильме (в исполнении М. Козакова); к умному и проницательному Мюллеру («Семнадцать мгновений весны»).
P.S. По итогам 1960 г. кинофильм «Вдали от Родины» занял в советском прокате первое место, что достойно уважения.
7 из 10
28 декабря 2012