Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ночь над Готенхафеном |
английское название: |
Nacht fiel über Gotenhafen |
год: | 1960 |
страна: |
Германия (ФРГ)
|
режиссер: | Франк Висбар |
сценаристы: | Виктор Шюллер, Франк Висбар |
продюсеры: | Отто Майсснер, Альф Тайхс |
видеооператоры: | Элио Карниэль, Вилли Винтерштайн |
композитор: | Ганс-Мартин Маевски |
художники: | Вальтер Хааг, Ирмс Паули |
монтаж: | Марта Дюббер |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 февраля 1960 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 39 мин |
Фильм Франка Висбара «Ночь над Готенхафеном» привлёк моё внимание благодаря имени режиссёра, хорошо известного мне по таким военным картинам как «Собаки, хотите жить вечно?» и «Акулы и мелкие рыбёшки», которые я видел несколькими годами раньше.
Сразу отмечу авторский почерк Висбара, который невозможно перепутать ни с каким другим режиссёром. Повествование плавно развивается вокруг судьбы отдельной личности на фоне Второй мировой войны, ненавязчиво, но строго последовательно раскрывая характер героя посредствам его вовлечения в сложные жизненные ситуации, всегда подразумевающие выбор в ту или иную сторону.
Главная героиня — симпатичная и довольно молодая девушка Мария работает на радио в родной Германии и целомудренно ожидает возвращения с фронта своего мужа Курта, вместе с которым они ещё до войны отдыхали на роскошном круизном лайнере «Вильгельм Густлофф» (с чего, собственно, и начинается повествование фильма).
Ещё тогда Мария познакомилась с офицером Кригсмарине Хансом, о ком вроде бы как и забыла, но вот те на… началась война и Ханс оказался тут как тут, а Курт далеко на востоке.
Я не стану раскрывать дальнейшие перипетии сюжета, ибо хочу сказать в своей рецензии совершенно другое. Фильм подкупил меня действительно жизненным, безо всякой надуманной гиперболизации, сюжетом. Простая жизненная ситуация, сложившаяся в жизни простой немецкой девушки в 1945 году вовсе не кажется далёкой от современных реалий. Даже наоборот: отсутствие спокойствия и мира и заменяющие их постоянный страх и нависшая угроза конца всего, о чём ты некогда мечтал и во что верил заставляют воспринимать события на экране как нечто по-настоящему реальное и жизненное, нежели те «страсти», которыми полнится современный экран.
Мария и её судьба: Берлин, Восточная Пруссия, Польша, Готенхафен, «Вильгельм Густлофф», люди, окружающие её (верная подруга, генеральша, французский военнопленный-слуга, родители мужа, сам Курт и Ханс) создают на экране картину реальной жизни, боли и страданий той части немецкого общества, которое относилось к разряду мирного населения Третьего рейха в начале 1945 года. Апофеозом всего этого является гибель немецкого лайнера с 6000 пассажиров на борту, неизменно вызывающая ассоциации с гибелью советской «Армении» в 1941.
Око за око, зуб за зуб. Нет, как по мне, так не такова мораль этой кинокартины. На экране мы видим простую человеческую историю, её начало и её конец. И неважно кто это, будь то немец или русский. Важно другое: как люди могли позволить произойти этой бойне под названием Вторая мировая война и какой выбор сделал каждый, когда катастрофа была уже неизбежна.
7 из 10
17 сентября 2016