Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Заре навстречу |
год: | 1959 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Татьяна Лукашевич |
сценарий: | Александр Антокольский |
видеооператор: | Семен Шейнин |
композитор: | Борис Чайковский |
художник: | Валентин Перелётов |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 апреля 1960 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 38 мин |
Есть в этом фильма некоторая странность. Татьяна Николаевна Лукашевич на момент съёмок в своём творческом багаже уже имела ряд фильмов, доказавших её высокий профессионализм: «Гаврош» (1937), «Подкидыш» (1939), «Свадьба с приданым» (1953) и другие. Она уже была признанным мастером фильмов о детях или подростках, только вступающих во взрослую жизнь. При этом, главенствующая в «Заре навстречу» тема становления самосознания мальчика Тимы (Владимир Мазаев) мне показалась самой слабой из сюжетных линий. Не знаю, в чём здесь причина, но уже с первых кадров персонаж Тимы не был мне симпатичен. И дело здесь не в его «детских обидах», а в способе подаче самого материала.
Фильм снят по одноимённому роману советского писателя и журналиста Вадима Михайловича Кожевникова, известного любителям кино по его экранизированным романам «Знакомьтесь, Балуев!» (1963) и «Щит и меч» (1968). Фильмы (как и романы) стали признанной классикой, чего не скажешь о первом романе писателя, законченном им в 1957 году. «Заре навстречу» — это «потоковое» произведение, которыми «грешили» в те годы многие авторы, отдавая дань уважения революционному прошлому страны. Я всё это понимаю, но не приемлю странной смеси детских приключений и революционной драмы. К большому сожалению из этой смеси не получилось «вкусного напитка», хотя конкретно к актёрской игре никаких претензий нет.
Какие там претензии! Юрий Яковлев в роли Петра Сапожкова — просто великолепен. Его манера говорить, его утончённое «аристократическое» лицо, его худая нескладная фигура создают исключительно запоминающийся образ. Татьяна Конюхова и Ирина Скобцева — просто бесподобный дуэт двух обворожительных женщин, буквально разрывающихся между любовью к своему ребёнку и преданностью выбранному делу. Персонажи второго плана тоже далеко не «второстепенные» актёры: Афанасий Кочетов, Станислав Чекан, Борис Новиков («Что нам малярам — день работам, два гулям!»). Вот и получается — фильм «не особо», а актёры — «ого-го!». Но кроме ярких актёров у фильма имеется ещё один плюс. Первым всегда трудно. Вполне возможно, что другие режиссёры на примере недостатков этой картины сделали свои выводы, позволившие создать о юных революционерах такие ленты, как «Мандат» (1963), «Армия Трясогузки» (1964), «Армия Трясогузки снова в бою» (1968), «Орлята Чапая» (1968).
15 января 2018