Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ровно в три пятнадцать... |
год: | 1959 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Борис Дёжкин, Евгений Мигунов |
сценаристы: | Борис Дёжкин, Евгений Мигунов |
продюсер: | Федор Иванов |
видеооператор: | Александр Астафьев |
композитор: | Александр Варламов |
художники: | Евгений Мигунов, Борис Дёжкин |
жанры: | мультфильм, короткометражка, детский |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
на DVD: | 3 февраля 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 21 мин |
1959 год. Журналу «Весёлые картинки» всего четыре года, но за это время он уже успел стать неотъемлемой частью жизни советского ребёнка. Какой же сюрприз сделали режиссёры Борис Дёжкин и Евгений Мигунов, выпустив на экраны мультфильм «Ровно в три пятнадцать» о приключениях главных героев журнала — членов «Клуба весёлых человечков»! Это был верный шаг, отвечающий запросам детской аудитории тех лет.
История фильма начинается с того, что Карандаш, Самоделкин, Буратино, Чиполлино, Незнайка, Петрущка и Гурвинек отправляются в новый пионерский лагерь, чтобы дать там концерт по случаю его открытия. С самого начала мультфильм сопровождается задорной музыкой джазового композитора Александра Варламова и как нельзя лучше передаёт дух той эпохи. Однако же несмотря на бодрые песни, исполняемые человечками в пути, Самоделкин не справляется с управлением своего автомобиля и происходит авария.
Что после этого видит зритель? Иллюстрацию того, что весёлые человечки тоже не всегда бывают весёлыми и сталкиваются с препятствиями, требующими от них не только серьёзного подхода к сложившимся обстоятельствам, но и элементарного умения выслушать друг друга, чтобы решить тот или иной вопрос. Буратино и Петрушка, например, выбирают деструктивный способ общения: они начинают спорить друг с другом, соревноваться в лидерских качествах, но всё это не приводит ни к чему хорошему. Всех спасает более склонный к созиданию Самоделкин, который конструирует из подручных материалов что-то вроде вертолёта и помогает друзьям добраться до лагеря.
Особым шармом обладает вторая часть мультфильма, в которой весёлые человечки демонстрируют свои таланты и способности. Особенно хочу отметить номер Самоделкина и его дрессированных механизмов, а также Гурвинека, виртуозно исполнившего «Венгерский танец» Иоганнесса Брамса на множестве музыкальных инструментов. Изящество и плавность анимации здесь постоянно сменяются быстрой скоростью и экспрессией: всё вместе это держит внимание зрителя и не даёт ему заскучать.
Если присмотреться к героям, то сразу можно заметить, что к характеру каждого из них приложил свою руку Борис Петрович Дёжкин. Своеобразный липсинг персонажей, свойственный его мультфильмам, также показывает нам это. Безусловно, каждый из героев, будь то Чиполлино, хоккеист из команды «Вымпел» или олимпийский медвежонок из фильма «Первый автограф», во многом похожи друг на друга, но это нисколько не отменяет того, что анимация, созданная под руководством Дёжкина, обладает непостижимой магией, способной надолго удерживать у экрана зрителя любого возраста и, что самое главное, дарить ему ощущение счастья и радости. Верный своему стилю, Дёжкин продолжал развивать его и углубляться в теорию анимационного движения, основанную на опыте диснеевских аниматоров. Опираясь на него, он, между тем, находил собственные двери и приобретал собственный неповторимый опыт. И всё это в то время, когда на студии приветствовалось стремление к минимализму, велись поиски новых методов анимации, предпринимались активные попытки отойти от диснеевских принципов как можно дальше. Очевидно, что Борис Петрович знал, что делал, и всегда следовал своему стилю, будучи уверенным в том, что те анимационные принципы, которые никого ещё никогда не подводили, едва ли сделают фильм плохим. Несмотря на новые тенденции развития советской мультипликации, он продолжал изучать фильмы Диснея буквально по кадрам.
Таким образом начало для достойной серии мультфильмов было положено, а в 1961 году вышел полнометражный фильм «Чиполлино», который особенно полюбился зрителям. Второй эпизод о клубе весёлых человечков «Где я его видел?» вышел только в 1965 году, но, к сожалению, он только копировал удачные решения мультфильма «Ровно в три пятнадцать». Впоследствии Дёжкин отдавал предпочтение персонажам из его динамичной серии мультфильмов о спорте, благодаря чему за ним твёрдо закрепилось звание «Спортивного мультипликатора».
22 января 2023
Наверняка у каждого бывали такие ситуации, когда, пересматривая знакомые в детстве фильмы и мультфильмы спустя много лет, обнаруживаешь в них кучу странностей, и не знаешь, как на них реагировать. Поколению 1990-х и 2000-х «Ровно в три пятнадцать» мог попадаться на кассете VHS вместе с другими советскими мультфильмами, от которых сильно отличается не то чтобы юмором, а даже лёгким сарказмом. Удивительно, но создавали мультфильм аж в 1959 году, когда эпоха Оттепели только начиналась. Видать, рвение к свободе в СССР было намного сильнее, чем сейчас кажется. Джазовая музыка, пение под неё и частично рисунки настолько напоминают диснеевские мультфильмы (в частности «Дамбо»), что я не исключаю соответствующий зрительский опыт у режиссёров. Причём, если взглянуть на их фильмографию, то у Евгения Мигунова карьера на «Ровно в три пятнадцать» в общем-то закончилась. А вот Борис Дежкин продолжил создавать мультфильмы, и некоторые из более поздних визуально очень похожи на «Ровно в три пятнадцать».
В чём же странность этого мультфильма? В его художественной резкости, если так можно выразиться. Персонажи из Клуба Весёлых Человечков (их долго перечислять, но руководит ими Карандаш) иногда так быстро говорят или играют на музыкальных инструментах, что аниматоры не успевают отобразить соответствующие движения ртов или рук. Даже в детстве меня удивляло, например, что Буратино при некоторых репликах не открывает рот, хотя при этом находится в кадре. Характер у кузена Пиноккино прямо сказать не ахти какой. Если понаблюдать за поведением Карандаша, который хмурится, объявляя на концерте выступление коллеги, а потом влезает в его номер, то возникают догадки об их закадровых ссорах. С Петрушкой Буратино ссорится уже открыто, хотя русский народный персонаж и сам очень вредный. На его внешность, кстати, могли опираться художники, когда позднее создавали спортивные мультфильмы про боксёров и хоккеистов: маленькие глаза и клоунский нос-картошка.
Другие аспекты мультфильма тоже вызывают определённые вопросы к персонажам. Самоделкин, например, создаёт проблемы на пустом месте, втыкая тормоз-якорь куда попало, Петрушка таращит глаза на «девочек» в косынках, а Буратино, как бы сказать… похож на Иисуса благодаря одной фантастической способности. Поражает скорость, с которой персонажи переодеваются во время концерта, а ещё здесь очень недостоверные звуковые эффекты, когда едет мотороллер и вырывается древесный корень.
Все эти особенности, если честно, воспринимаются как самоирония или даже самокритика, что делает «Ровно в три пятнадцать» самым прогрессивным советским мультфильмом своего десятилетия, и хотя по факту все они являются недостатками, во время просмотра зритель над ними смеётся, так что… этот мультфильм следует смотреть без лишних мыслей, в расслабленном состоянии.
7 из 10
27 июня 2022