Отчий дом
7.8
7.3
1959, драма
СССР, 1 ч 40 мин
12+

В ролях: Вера Кузнецова, Людмила Марченко, Валентин Зубков, Николай Новлянский, Люсьена Овчинникова
и другие
Приемная дочь доктора Скворцова, узнав, что ее мать жива, поехала к ней в деревню на каникулы. Женщина не знала, как приблизить к себе дочь. Встречи в колхозе с интересными людьми заставили Таню о многом подумать и многое пережить. Она даже объяснилась в любви председателю колхоза - доброму и чуткому Сергею Ивановичу, который, впрочем, дал понять ей, что это всего лишь детское увлечение. Уезжая, она знала, что после окончания института вернется.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Отчий дом

год: 1959
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Петр Катаев
композитор:
художники: Марк Горелик, Сергей Серебренников, Екатерина Александрова
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 25 апреля 1959 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 40 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Видео к фильму «Отчий дом», 1959

Видео: Фрагмент (Отчий дом, 1959) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Отчий дом», 1959

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Отчий дом», 1959

Отчий дом режиссера Льва Кулиджанова это не просто история разъеденных войной близких людей, которые воссоединяются вновь спустя 17 лет, не только рассказ о деревенской жизни после Великой отечественной войны, но и фантастическое повествование о становлении личности благодаря столь известному в наше время приему выхода из зоны комфорта.

Молодая девушка по имени Таня живет со своими приемными, образованными родителями в г. Москва, в уютной и хорошо обставленной квартире. На лето у нее есть определенные планы – поехать с друзьями на Кавказ, чтобы отдохнуть. И тут, как гром среди ясного неба, приходит письмо от ее биологической матери. В этот момент режиссер открывает зрителю огрехи воспитания Тани, которая смотрит свысока на женщину, принесшую молоко на продажу, замечая в первую очередь грязную обувь и застиранные одежды. Хотя, как позднее скажет ее мама, героиня Веры Кузнецовой, блистательной сыгравшей свою роль, это не грязь, а всего лишь земля.

Итак, Татьяна решается приехать и навестить свою родную маму в некий населенный пункт, надеясь, что им окажется город. Но приезжает в деревню, на станцию, где нет никакого транспорта, ей приходится идти пешком, в туфлях на каблуках, по запыленной дороге до ближайшего магазина, возможно там окажется кто-то, кто сможет ее подвезти. Сразу – ситуация, в которой нет уверенности, намека не комфорт. Не просто так Таня приехала, будучи одета именно таким образом, ожидая, что ее встретят городские жители. Эти моменты в мировоззрении девушки так четко обозначены режиссером, сценарной командой. Мы должны видеть, каким человеком была Татьяна до основных событий фильма, чтобы ее трансформация была понятна и ощутима.

Постепенно Таня приспосабливается к мироустройству деревни, в этом ей помогает завязавшаяся дружба с председателем Сергеем Ивановичем. Последний – яркая иллюстрация идеала человека – сильного и принципиального, способного поднять других людей на труд, соединить их усилия, убедить в том, что благо для двоих – это в будущем благо для всех жителей колхоза. Хочется обратить внимание на представление Валентином Зубковым непреклонного, принципиального человека, который когда-то сам жил в большом городе, но выбрал жизнь в деревне, и теперь отдает все свои силы и душу благому делу.

Наверное, поэтому ему так легко сблизиться с девушкой Таней, которая только что приехала из столицы нашей Родины, плохо понимает уклад местной жизни. В чем-то недоверчива и наивна, в чем-то предосудительна, но то, что она еще пока в силу своего возраста невероятно открыта миру, готова учиться труду и работать, воспринимать эту новую для себя обстановку, притягивает внимание и Сергея Ивановича, и зрителя.

Сюжет картины проводит Таню через определенные эмоциональные испытания. Она узнает о гибели своих близких во время войны, приноравливается к быту своих родных матери и деда, несмотря на городское воспитание и некоторую заносчивость, довольно легко сходится с местной девушкой Нюрой, между ними также завязываются дружеские отношения. Мы видим, что на самом деле Тане нравится быть на природе, среди этих людей. Сама обстановка, труд в поле со своей матерью и другими жителями колхоза, ее трансформируют, раскрывая все то лучшее, что есть в ее душе. И когда Таня решает уехать в Москву в первый раз, это решение носит оборонительный, спасительный характер. Она хочет убежать, боясь, что новая жизнь слишком глубоко проникнет в ее сердце. Сцена отъезда Тани снята настолько пронзительно, особенно ее прощание с матерью Натальей, что не остается сомнений в том, что любовь к этой местности, к вновь обретенному близкому человеку, к другу глубоко проросла в Таню, а ее решение было спонтанным. Но тем резче она садится в кузов грузовика, в порыве решимости словно отрезая себя от этого существования.

Впоследствии определенные события заставляют Таню изменить свое решение, и благодаря этому меняются жизни многих людей. Это служит отправной точкой в том числе и для решений Сергея Ивановича, касающихся жизни Нюры, всех жителей колхоза, а также личной жизни его самого. В этом смысле приезд Тани стал тем самым катализатором, который запустил множество реакций в колхозе, изменил жизненный уклад многих. Пусть и косвенно, но Таня проросла в эту новую жизнь так же, как та проросла в нее.

Мировоззрение Татьяны меняется настолько, что девушка решает задержаться в деревне на более длительное время, приобщается к общему труду, проходит через опыт первой любви, которая окажется безответной. Возможно, мне это показалось, но тот человек, к которому она испытывала трепетные чувства, желая спасти его от одиночества, желая быть его отдушиной, отвечал ей взаимностью, но внутренние противоречия, борьба чувств с разумом не дали герою сделать эту «прекрасную ошибку».

Хочу отметить финальные сцены, которыми режиссер дарит нам ощущения великой надежды и веры в светлое, правильное будущее. Когда чувства любви, преданности своему делу, своим родным людям, друзьям, побеждают. Когда восхищение природой, ее простором и силой заставляют человека раскрывать все свои самые сильные стороны, когда всепрощающая материнская любовь дарит веру в себя и человечество. Это и есть то место, куда хочется возвращаться. Это и есть Отчий дом.

12 марта 2022

Трогательная история

«Отчий дом» — советская драма далекого 1959 года. Данный фильм режиссера Льва Кулиджанова получился трогательной и душевной историей. Фильм очень светлый, чистый и нравственный. Он пропитан правдоподобностью и реальной жизнью обычных, советских людей. Кино определенно имеет свою кинематографическую ценность, и в свое время получило престижные номинации и любовь зрителя.

Мы видим историю одной, молодой и милой девушки, которая выросла в городе, но когда узнала, что ее настоящая мать жива, перебралась в деревню, где открыла для себя совсем иную жизнь, как будто в другом мире, где все ей было незнакомо, но близко по душе…

Людмила Марченко сыграла главную роль в этой киноленте и сделала это с душой. Она была замечательной, советской актрисой, женственной и очень милой. Данный фильм мой любимый с ее участием. Люблю Нонну Мордюкову. Она потрясающая женщина, актриса и очень сильная личность. В этой душевной драме Мордюкова тоже сыграла чисто, правдоподобно и жизненно. В ее игру всегда веришь, и каждую роль она не играет, а проживает. «Отчий дом» — кино большой, человеческой драмы. Из-за войны много судеб были разбиты, каждая семья кого-то потеряла навсегда или на многие годы. Этот фильм еще давно произвел на меня впечатление и запомнился на всю жизнь. Хотя кино драматично, оно у меня вызывает улыбку и что-то доброе и родное. Просто все было показано трогательно, и режиссер своей картиной затронул много зрительских сердец.

Люблю это кино. Спасибо…

9 из 10

23 октября 2014

Мое первое знакомство с советской киношколой.

Увидав два месяца назад по «Культуре» в рекламе предстоящего к показу по ней «Отчего дома» тогда еще совершенно незнакомую мне Нонну Мордюкову, понял, что из-за этой актрисы я непременно должен увидеть эту картину. И только вчера руки дошли посмотреть эту киноленту. Как окажется потом, отнюдь не одна Мордюкова произведет на меня просто незабываемое впечатление.

В первых сценах, режиссер уносит нас в квартиру московской интеллегентной семьи, сидящей за завтраком.

Проверяя свежую почту, глава семейства читает письмо, в котором говорится о том, что мать их приемной дочери, официально считавшейся погибшей на войне при бомбежке, жива и хочет встретить родную дочь. Героиня Людмилы Марченко решается поехать в деревню к родной семье. Дальше предстоит увидеть жизнь в колхозе, страдания, радости и переживания молодой девушки.

Странно признавать, что я воспитанный в семье больших поклонников советского кинематографа, за свои 16 лет, толком ничего оттуда не посмотрел. «Отчий дом» стал для меня большим открытием, заняв почетное место в списке моих любимых фильмов.

Создатели сумели снять совершенно интеллигентное, не пошлое кино в духе социалистического реализма с грамотно построенным сюжетом и необыкновенно талантливыми актерами.

Категорически рекомендую к просмотру.

10 из 10

27 августа 2014

Мы с вами не видели этот фильм, а должны им гордиться. В 59-м году «Отчий дом» был номинирован на Золотую пальмовую ветвь.

Лев Кулиджанов снял уникальный фильм, сразу обо всем: о первой любви, о любви последней, о любви материнской, о любви к Родине. И сделать эту картину честной и чистой ему помогли замечательные актёры, которыми мы тоже должны гордиться. Ведь те же Канны дважды оценили Веру Кузнецову, а мы знаем её только в лицо.

Это первая работа талантливейшего оператора Петра Катаева («Три тополя на Плющихе», «17 мгновений весны»), который снимает сцену поцелуя героини Мордюковой. Они уже близко друг к другу, но оператор уводит камеру в листву, а потом поднимает её в звёздное небо. И никакие любовные сцены в кино не сравнятся по своей лаконичности, целомудренности и красоте с этой сценой.

Не пропустите.

4 июня 2013

Зов предков

Война… «Как много в этом слове, для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось»! Некоторых чад, «война», «воспитала» в приемных семьях, как и главную героиню, Таню. Людмила Марченко — играет девушку еще очень наивную и брезгливую, из-за незнания, каким трудом достаются деньги (а потом она увидит натруженные руки матери) и все поймет. Городская барышня, обласканная любовью родителей, получает письмо от родной матери, старой женщины, чудом уцелевшей при бомбежке. Разрываясь между городом (семьей) и долгом перед отчим домом (колхозом), героиня приезжает навестить своих родственников.

Кинофильм пронизан добротой, состраданием к людям, мечтой об идеальной жизни, с верой в светлое завтра. «Мир и труд» — главные лозунги того времени (внутри семьи и за ее пределами), делают из человека — труженика, передовика, которого уважают и ценят как личность. На контрасте города и деревни, обозначается пропасть между двумя единицами. Таня, проходит большой путь в становлении себя, понимая, и как булки «растут», и откуда молоко в стакане берется, а что более ценно — искренне произносит слово «мама» и осознает, что человеческое сердце не имеет предела. Оно может вместить в себя и двух матерей, и людей, с которыми породниться — естественный жизненный процесс.

Можно лишь восхищаться актерскими работами Веры Кузнецовой (мать Тани), играющая так, что щемит сердце; Нонны Мордюковой — страстью кипящая, боевая и любящая Степанида; Люсьены Овчинниковой, Людмилы Марченко и других. При просмотре фильма с такими мощными актерами, в душу приходит спокойствие, от прожитого времени с толком, ведь герои чуточку отвлекают от окружающей суеты и заставляют сострадать им.

В фильме воспевается сельская природа (речка чистая, малина, грибы, березки); первая любовь; идеальное будущее (без воровства и пьянства); ценность человеческого труда. «Отчий дом» — из тех картин, которую можно смотреть не один раз и проникаться людскими отношениями, счастьем от родного очага. Наворачиваются слезы от объятий дочери и матери и вспоминаются строки стихотворения:«Ты все простишь и все поймешь, я знаю, обнимешь бережно меня, любя, ведь дочка я твоя, а ты ведь мама и очень сильно я люблю тебя»!

9 из 10

22 января 2012

Драма Отчий дом появился на свет в далеком 1959 году, более полувека тому назад, его режиссером является Лев Кулиджанов. Кто играл в фильме: Вера Кузнецова, Людмила Марченко, Валентин Зубков, Николай Новлянский, Люсьена Овчинникова, Петр Алейников, Елена Максимова, Юрий Архипцев, Татьяна Гурецкая, Евгения Мельникова, Георгий Шаповалов, Владимир Всеволодов, Николай Юдин, Евгений Кудряшёв, Иван Кузнецов.

Страна производства - СССР. Отчий дом — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.