Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мари-Октябрь |
английское название: |
Marie-Octobre |
год: | 1959 |
страна: |
Франция
|
слоган: | «Eight men and a woman...one betrayed the man Marie-Octobre really loved» |
режиссер: | Жюльен Дювивье |
сценаристы: | Жак Робер, Анри Жансон, Жюльен Дювивье |
продюсер: | Люсьен Виард |
видеооператор: | Робер Лефевр |
композитор: | Жан Ятов |
художник: | Жорж Вакевич |
монтаж: | Марта Понсен |
жанры: | драма, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 февраля 1959 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Тема предательства важна для отечественной культуры и отечественного кино.
Что толкает человека на предательство? Страх, зависть, слабость, злость, жадность? Кто знает? Тема была близка и французам, пережившим германскую оккупацию. Режиссёр Жюльен Дювивье мог, подобно Гавриилу Романовичу Державину, «в душевной простоте беседовать о Боге» («Дьявол и десять заповедей») и поднять детективный сюжет до уровня трагедии («Пепе Ле Моко»). «Мари-Октябрь» — один из лучших его фильмов.
Формально это герметичный детектив в духе Агаты Кристи. Единство времени, места и действия, как в классической драматургии, чётко очерченный круг подозреваемых.
Под подозрением находятся все герои фильма, участники группы Сопротивления, собравшиеся годы спустя после войны, чтобы помянуть своего погибшего руководителя.
Обстановка аристократического особняка, где происходит встреча ветеранов Сопротивления, создаёт атмосферу скорее английского, чем французского детектива. Затем начинается самое интересное. Психологический поединок. Режиссёр не жалеет своих персонажей. Кто сам без греха? Судьба разбросала людей, кто-то из них стал священником и мучается совестью, кто-то превратился в тупого потребителя, который на протяжении всего фильма смотрит по телевизору бессмысленный поединок между борцами… Постепенно выясняется, что в оккупированной стране никто не мог обойтись без контактов с немцами, поэтому мотивы для предательства могли найтись у каждого, да и сам погибший герой Сопротивления, как оказывается, был сложным человеком.
Великолепно подобранный актёрский ансамбль, одни из лучших ролей Лино Вентуры и Сержа Реджани, проработанные персонажи, элементы социальной сатиры с неизбежным вопросом: «За что боролись?».
Фильм держит зрителя в напряжении до последней минуты.
Это конечно не трагедия о войне уровня отечественного фильма «Сотников» (там тоже речь идёт о предательстве), но очень достойная, крепкая и запоминающаяся работа Жюльена Дювивье.
P.S. У Джеймса Хэдли Чейза был похожий по сюжету роман «Мэллори» (1950), однако в титрах фильма автором экранизируемой книги указан Жак Робер, то есть речь идёт о разных произведениях. В отечественных аннотациях к книгам Джеймса Хэдли Чейза часто по ошибке называют «Мари-Октябрь» экранизацией романа «Мэллори».
16 декабря 2018
Детективная драма. Франция, 50-е. Вечером в загородном особняке собирается группа немолодых людей. 15 лет назад они были подпольной организацией, и 15 лет назад их предали, и в этой же самый особняк пришло гестапо. Глава группы погиб, остальным удалось скрыться. И вот много лет спустя, группа собрана снова — но не для того, чтобы вместе вспомнить былое и выпить за погибшего командира. Просто недавно стало точно известно, что один из группы — предатель, и гестапо привел именно он… И двое — хозяин дома и единственная женщина в группе — Мари Октябрь — собрали остальных- для того, чтобы сообщить об этом, найти предателя и наказать его.
Это не детектив, хотя интрига закручена, и подозреваемые то и дело меняются. Это именно драма, разыгранная очень хорошими актерами. Все эти немолодые мужчины — мясник, адвокат, налоговый инспектор, владелец типографии, хозяин ночного клуба, доктор, монах — они давно отошли от войны, живут своей жизнью, и все это расследование поначалу вызывает у них понятное отторжение — зачем ворошить прошлое? Кому от этого будет лучше? Но постепенно, ситуация вытягивает из них тех прежних подпольщиков 40-х, и наказание предателя для всех — кроме священника — становится необходимостью, делом чести…
Я до самого конца не могла понять — правы ли были те, кто это устроил? Нужно ли было воскрешать прошлое? Срывать все покровы? Нужна ли была кому-то эта правда, или как в «Опасном повороте» она принесла только несчастье…. Хотя… Если представить, что погибли, скажем, мои родные — наверное, срока давности для меня бы тоже не было. Да, слабость вопиет к милосердию, но когда за эту слабость кто-то заплатил кровью…
Интрига фильма не только в том, кто «крыса». До последнего непонятно, что победит в сердцах героев — месть или милосердие, прошлое или настоящее. А вот развязка логична — только тот, кто остался душой в прошлом, готов ради него пожертвовать всем. Остальным есть что терять.
PS Из актеров сложно выделить кого-то одного — это очень ансамблевый фильм, и никто — включая немыслимо красивую Дарье — не тянет одеяло на себя. Впрочем, тот, кто играет предателя, немножко лучше других. Он виртуозен, он играет эмоциями, он как фокусник переключает наше внимание, и очень талантливо уходит от подозрений. Даже когда правда раскрывается, его жаль… Впрочем, мы видим ОЧЕНЬ хорошого актера в абсолютно «своей» роли. Это подсказка, но удовольствия от просмотра она не испортит. Они все хороши.
12 июня 2013
Казалось бы, такие киноленты, где предпочтение отдаётся не действию, а разговору, выяснению отношений не могут вызвать стойкого интереса у зрителей. Но такое мнение ошибочно. Я могу перечислить множество фильмов, в которых основное внимание уделяется дискуссиям героев в целях выяснения истины. И эти фильмы держат в напряжении зрителя до последней минуты. К таким лентам следует отнести и французский фильм «Мари-Октябрь». У нас, к сожалению, мало знают подробности французского сопротивления фашистам в годы Второй мировой войны. А оно имеет своих героев и своих предателей.
Сюжет довольно прост: участники сопротивления собираются через много лет после окончания войны и, узнав, что провал их организации и гибель товарищей не были случайными, начинают вычислять, кто среди них предатель. Причём, они это делают, применяя, так называемый «гамбургский счёт». Данный термин требует особого разъяснения. В начале ХХ века во всём мире у публики в цирках любимым зрелищем была классическая борьба. В целях наживы схватки между борцами были договорными: борец заранее знал, на какой минуте он должен тушировать соперника, либо наоборот, поддавшись, оказаться побеждённым. Но раз в году борцы со всего мира съезжались в город Гамбург и вели честную борьбу для выяснения истинных чемпионов. Об этом соревновании в Гамбурге знали все и термин «гамбургский счёт» стал широко применяться в быту для установления, как бы сейчас сказали «кто есть кто».
Особенное распространение получило употребление данного термина в российской революционной среде и обозначало оно сбор подпольщиков с целью установления агентуры полиции. Находясь в одной комнате и никуда не отлучаясь, революционеры выясняли, кто был осведомлён о фактах, ставших известными полиции. В результате, как правило, со стопроцентной уверенностью, удавалось вычислять предателя. Вот такой «гамбургский счёт» зритель и наблюдает в картине «Мари-Октябрь». Всем, кто хочет в напряжении следить за процессом выявления пособника фашистов, а заодно и ознакомиться с методикой вычисления предателей по «гамбургскому счёту», советую посмотреть этот фильм. Тем более, что сюжет не обходится без яркой любовной истории.
8 из 10
17 апреля 2012