Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Клевета |
английское название: |
Libel |
год: | 1959 |
страны: |
Великобритания,
США
|
слоган: | «The surprise witness ! The searching question ! The perjured testimony ! The accusing finger ! The shattering truth !» |
режиссер: | Энтони Эсквит |
сценаристы: | Анатоль де Грюнвольд, Карл Танберг, Эдвард Вулл |
продюсеры: | Анатоль де Грюнвольд, Пьер Рув |
видеооператор: | Роберт Краскер |
композитор: | Бенжамин Франкель |
художник: | Пол Шерифф |
монтаж: | Фрэнк Кларк |
жанры: | драма, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 октября 1959 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
«- Я столько раз играл слабых людей…
- Видимо, они у вас хорошо получаются. Нужен сильный актер, чтобы сыграть слабого человека, слабый актер тут не годится…» (диалог между Дирком Богардом и Лукино Висконти перед съемками «Гибели богов»).
Послевоенная Британия. Канадский офицер Джерри Бэкинем, будучи проездом в Лондоне, случайно видит на экране телевизора английского баронета Лоддена, с которым вместе сидел в лагере военнопленных у немцев и вместе бежал из плена. Но Джерри уверен, что его друг Марк Лодден погиб при попытке побега, а его место занял проходимец Фрэнк Уэлни, очень похожий на его погибшего товарища. Уверенность в этом — и жажда возмездия — приводят Бэкинема сначала в замок Лоддена, где тот живет с женой и сыном, потом — в бульварную газету, где публикуется его письмо «поддельный баронет», и наконец, в зал суда, где рассматривается дело о клевете…
Ситуация осложняется тем, что Марк Лодден — мнимый или настоящий — потерял в этом побеге память, и всю свою довоенную жизнь помнит фрагментами, а ночь побега не помнит вовсе. А может — не хочет помнить?
Конечно, я смотрела это кино из-за Дирка Богарда, играющего сразу двоих персонажей — Марка Лоддена и Фрэнка Уэлни. И он не подвел — в фильме, где столько откровенных сюжетных натяжек и неправдоподобностей (хотя бы наличие в одном лагере в одно бараке двух людей, похожих как близнецы, но при этом ни разу не родственников друг другу) только его игра заставляет тебя трепетать и до последнего пребывать в неуверенности: кто перед тобой? Марк Лодден? Фрэнк Уэлни?
Дирк Богард мастерски играет слабых людей, и этот его персонаж тоже внутренне слабый, мечущийся, хотя и держит себя в руках при посторонних. Ты чувствуешь его страх, ужас, неуверенность — но и внутреннюю твердость, умение с достоинством принимать и держать удар, которое вызывает симпатию и сочувствие. Ты видишь единственного живого человека среди масок и до последнего хочешь, чтобы он как-то выкрутился из этой ситуации, а кто он там — Фрэнк или Марк — уже не важно. Когда фильм заканчивается, ты понимаешь, что откуда-то все время знал правильный ответ, потому что… потому что близнецы в совместных сценах были сыграны потрясающе. У них разные манеры, жесты, реакции в мелочах, разный характер — благородный у одного, с гнильцой у другого. Но актер дурачит тебя — он временами подпускает двойственности в образ, и ты не знаешь, как трактовать его поведение — как слабость и неуверенность или как панику перед разоблачением, как высокомерное презрение — или как агрессию и угрозу. Я когда-то после «Несчастного случая» уже писала — что если есть такой актер как Богард, то можно не тратиться на декорации и партнеров: хороший сюжет и полтора часа крупных, сверх-крупных, средних и общих планов (без них нельзя, у Богарда очень пластичное тело), и отличный фильм готов.
Недостаток у этого один: его партнеры на его фоне выглядят крайне слабо. Оливия де Хэвиленд, мало того, что играет довольно странную женщину (которой правда важнее будущего собственного сына), демонстрирует 3—4 выражения лица максимум. Кроме того, хотя между ней и Богардом только 5 лет разницы, его моложавость сыграла с ней злую шутку. Он — худощавый, легкий, пластичный — в свои 38 выглядит на 30—32 максимум, она в свои 43 выглядит как очень ухоженная дама 40+. Итог — визуальные 10 лет разницы между супругами, которые не мешают развитию сюжета, но выглядят странно. Кстати, Оливия до этого сама играла близнецов в «Темном зеркале» — так вот после этого фильма я бы на ее месте не смогла смотреть тот, настолько он проигрывает в сравнении.
Итог: даже если вы не разделяете мой восторг перед актерской техникой Богарда, посмотрите фильм. Он приятный, интересный, и держит в напряжении до самого конца.
Если разделяете: Must see. Богард прекрасен.
25 октября 2015