Иванна
6.4
6.3
1959, драма
СССР, 1 ч 36 мин
12+

В ролях: Инна Бурдученко, Анатолий Моторный, Дэна Крук, Петр Вескляров, Евгений Пономаренко
и другие
О трагической судьбе молодой девушки — дочери священнослужителя, партизанки. Действие киноповести происходит во Львове накануне и во время Великой Отечественной войны. В 1960 году фильм был лидером кинопроката в СССР.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Иванна

год: 1959
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Алексей Прокопенко
композитор:
художник: Михаил Юферов
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 14 апреля 1960 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 36 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Иванна», 1959

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Иванна», 1959

Антирелигиозное кино в СССР или заметки к контексту фильма «Иванна».

Изучая историю антирелигиозного кино в СССР, я как зритель, с удивлением пришел к выводу, что талантливого и глубокого антирелигиозного кино в СССР почти не было… И это моё «почти» умещается в пальцах одной руки.

Условно в истории советских антирелигиозных художественных фильмов можно выделить три периода или волны. Первая волна борьбы с мракобесием поднялась сразу после революции в 1918 г. Ее поднятие можно объяснить, прежде всего, снятием цензуры. Так, первые антирелигиозные фильмы, снятые еще в Российской Империи, гениальным Яковом Протазановым, «Отец Сергий» (по повести Л. Толстого) и «Сатана ликующий» (1917), смогли выйти на экран только в 1918 г. Среди антирелигиозных картин 20—30-х гг. можно выделить такие работы, как «Хозяин Черных скал» (1923), «Старец Василий Грязнов» (1924), «Крест и маузер» (1925), «За монастырской стеной» (1928). Безусловными шедеврами этого периода были «Саламандра» (1928) и «Праздник святого Йоргена» (1930). К середине 30-х первая волна почти на десятилетия схлынет. В 1950-м промелькнет сталинская геополитическая агитка с выраженным антикатолитическим пафосом «Заговор обреченных».

На период хрущевской «оттепели» приходится мощный подъем второй антирелигиозной волны, острие которой было заточено на борьбу с различными религиозными сектами.

Это была, пожалуй, самая любопытная страница в истории данного жанра. Подоплекой ее подъема служил госзаказ оформленный 4 октября 1958 г. в постановлении ЦК КПСС «О недостатках научно-атеистической пропаганды».

Собственно, вторая антирелигиозная кампания ознаменована такими фильмами, как «Иванна» (1959), «Чудотворная» (1960), «Тучи над Борском» (1960), Анафема (1960), «Люблю тебя жизнь» (1960), «Обманутые» (1961), «Цветок на камне» (1962), «Конец света» (1962), «Армагеддон» (1962), «Исповедь» (1962), «Грешница» (1962), (отчасти «Грешный ангел» (1962)), и, один из последних, «Все остается людям» (1963).

Надо отметить, что до начала 60-х (и во время «оттепели») было снято довольно много антирелигиозных документальных или псевдодокументальных фильмов, которые в основном не были рассчитаны на большой экран (напр. картина Бориса Эпштейна «Чудотворец из Бирюлево» (1958)). Некоторые, как фильм «Это тревожит всех» (1960), — нередко крутили в кинотеатрах перед «антирелигиозными сеансами».

К сожалению, надо признать, что над атеистическим госзаказом работали в основном неподкованные, второ- и третьеразрядные сценаристы и режиссеры, что обусловило откровенно множественные художественные, сюжетные и режиссерские провалы. Хотя, безусловно, были и сильные картины, почти шедевры: Анафема (1960) и, с некоторыми оговорками, драма «Иванна» (1959).

В основе киносценария фильма «Иванна» лежит повесть «Побег из Цитадели» советского (русско-украинского) писателя Владимира Беляева, которая основана на его личном опыте и документальных материалах. Эта повесть потом была адаптирована для детской аудитории и вышла под названием «Кто тебя предал?» (1967).

Сюжет фильма множество раз уже описан. Главное в нем — фокусировка на конфликте мировоззрений: искренней наивной веры Иванны и фальшивых, лицемерно-конъюнктурных взглядов католической церкви, возглавляемой митрополитом Шептицким. Фильм помимо выраженного антиклерикализма, демонстрирует и картину «бандеровского национализма» безжалостно воюющим против всего советского (русского, а также еврейского), с радостью облаченного в германскую нацистскую форму и стаявшего на страже концлагерей. Характерна надпись на кресте на одном из кадров — «Хайль Гитлер и Бандере»! Сегодня, когда на Украине миф о «герое Украины» Бандере, поднят на щит гос. пропаганды — это кино весьма поучительно.

Вторая антирелигиозная волна схлынет вместе со смещением со всех постов Н. С. Хрущева в 1964 г. В третий период антирелигиозные фильмы становятся редкостью. Главные темы этого времени антикатолицизм и антисектанство. Они отразились в таких фильмах, как «Искупление чужих грехов» (1977) (снимался на украинском, вышел на большой экран на русском языке), «Житие святых сестер» (1981), «Тайна святого Юра» (1982), «У призраков в плену» (1984). Однако центральной антирелигиозной картиной этого времени становится драма «Ищу мою судьбу» (1974), которая пытается ставить главные вопросы веры/неверия. Замыкает эпоху советского антирелигиозного кино, — драма «Хмель» (1991).

Как итог, можно отметить, что советская антирелигиозная кампания в кино была значительной страницей в истории русской культуры. (Именно русской, поскольку почти все фильмы были русскоязычные). К сожалению, она омрачена ужасающей режиссурой и торопливыми сценариями. Однако хочется верить, что в той или иной степени она помогла (и не исключено, помогает) многим верующим освободиться от уродующего психику религиозного дурмана, от помраченной формы сознания, дико искажающей реальность.

10 марта 2015

Основано на реальных событиях

Знакомая режиссёра В. Ивченко как-то рассказала ему о судьбе своей подруги, девушки с Западной Украины, и о её помощи в побеге военнопленных из концлагеря «Цитадель». Ивченко эта история так поразила, что он решил перевести её на экран… Вот только имена героев изменил — с войны прошло не так много лет, родственникам погибшей это могло причинить боль. А для фильма и счастливый случай подвернулся — хрущёвская антиклерикальная кампания.

На главную роль взяли студентку института им. Карпенко-Карого — Инну Бурдученко. Ещё когда шли съёмки, то как отдельные религиозные фанатики, так и церковные деятели стали шипеть, что фильм проклят, актрисе анафема и вообще это добром не кончится. Трагическая гибель И. Бурдученко в начале 60-х (тоже на съёмках фильма), когда на неё рухнула горящая декорация, вызвала у них ликование: вот, мол, не простил господь! Так за фильмом «Иванна» и потянулся шлейф «проклятия», хотя лента этого уж точно не заслужила — на правду нельзя обижаться, даже если она горькая…

Найти «Иванну» вообще тяжело. Какое счастье, что в сети сохранилась оцифрованная копия этого фильма. И вот — смотрим. На экране перед нами настоящий шедевр. Очень пронзительное, горькое, жизненное кино.

Игра Инны Бурдученко выше всяких похвал. Как то даже не думаешь, что это ещё не актриса с дипломом, а студентка. Она как будто не играет, а живёт своей героиней. Возмущение и обида, когда её не приняли в институт, искренний гнев на «советских», уход в монастырь, и понимание, что её жестоко обманули… И ужас на лице, когда её брали гитлеровцы: предательства от отца она не ожидала…

Наверное, самые запоминающиеся кадры, это где монашки «духовно окормляют» военнопленных Цитадели. Кстати, такая агитация за Гитлера под видом «окормления» была не только здесь и на оккупированных территориях этим занимались многие. Можно вспомнить знаменитую Псковскую миссию — грехов за ней не меньше, чем за униатами.

Ярко выведены образы священников униатской церкви. Особенно митрополит Андрей Шептицкий — известно, как он в войну стелился под оккупантов и благословлял бандеровцев. Но образ не перечернён, хотя проще всего было скатиться в образ такого шаблонного болванчика-злодея. Нет, перед нами живой, умный человек, интеллигентный и холодноватый, с хорошо поставленной речью, умеющий убеждать. Тем более жуткое впечатление от этого митрополита — в его характере и поведении ни одной лишней детали.

Кроме него, можно полюбоваться на наречённого жениха главной героини, катабаса Романа, медового, сладкоречивого, благочестивого с виду… но с той же страшной чернотой внутри.

Несколько выделяется из них отец Иванны. Кстати, актёр так хорошо вжился в роль, что местные жители его принимали за настоящего священника, и спрашивали, «когда приедет тот симпатичный пан отец». Пожалуй, ошибки, которую он совершил, нету страшнее. Он сам погубил свою дочь, выдал её. Религиозные и мировоззренческие шоры помешали ему поступить, как поступил бы любой другой отец. Иванна погибла, он остался жив… чтобы морально мучиться до конца своих дней.

Вообще к фильму нет ни единой претензии. Он достоин золотого фонда кинематографа.

3 июня 2012

Драма Иванна появился на свет в далеком 1959 году, более полувека тому назад, его режиссером является Виктор Ивченко. Кто играл в фильме: Инна Бурдученко, Анатолий Моторный, Дэна Крук, Петр Вескляров, Евгений Пономаренко, Владимир Гончаров, Владимир Аркушенко, Лев Олевский, Борис Мирус, Д. Степовой, Владимир Дальский, Вячеслав Воронин, Борис Болдыревский, Иван Матвеев, Александр Короткевич.

Страна производства - СССР. Иванна — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.