Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.2 |
IMDb | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Четыре дороги |
английское название: |
Char Dil Char Rahen |
год: | 1959 |
страна: |
Индия
|
режиссер: | Ходжа Ахмад Аббас |
сценаристы: | Ходжа Ахмад Аббас, Индер Радж Ананд, В.П. Сатхе |
видеооператор: | С. Рамачандра |
композитор: | Анил Бисвас |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 40 мин |
Снова Хаджа Ахмад Аббас, и снова порадовал. Хоть фильм и чёрно-белый (что мне в последнее время частенько встречается), но он достоин быть просмотренным. Тем более, что история очень трогательная и милая. Радж Капур в одной из главных ролей, в паре с Миной Кумари. В этом же фильме сыграл и молодой Шамми Капур. Кстати, это единственный фильм, где родные братья — Радж Капур и Шамми Капур играли вместе. Больше такого не было никогда, ни до, ни после этого фильма, они никогда не снимались вместе. Да и здесь, они хоть и в одном фильме, но их персонажи между собой не соприкасаются.
Но, что меня особо удивило, так это то, что в индийском прокате фильм провалился. Я и не знала, что в то время фильмы тоже проваливались в прокате, я почему то была уверена, что провалы начались, годов так с 80-х, а до этого, каждый вышедший фильм, был настоящим хитом. Особенно фильмы с участием Раджа Капура. А оно, вон как оказывается. Однако в СССР этот фильм шёл в кинотеатрах с большим успехом и занимал 47-е место среди зарубежных фильмов.
Фильм рассказывает три любовные истории, действие которых происходит одновременно, но они не пересекаются, потому что герои не соприкасаются друг с другом, хоть и живут все по соседству.
История первая. Говинда (Радж Капур) влюбляется в темнокожую девушку Чавли (Мина Кумари), из касты «неприкасаемых». Жители деревни обходят её стороной, чтобы «даже тень её не могла попасть на них и осквернить их». Однако Говинда знает Чавли с детства, они выросли вместе, и он всегда называл её «смуглявая смуглянка, смуглее всех». Ему не важно её происхождение. Но, как известно индийское общество в то время было непреклонно, кастовые различия были настолько сильны, что за неповиновение панчаяту деревни, могли даже лишить жизни. И конечно о свадьбе не может быть и речи. И влюблённых жестоко разлучают.
История вторая. У шофёра Дилавара Кхана (Аджит), совсем другие проблемы: его хозяин, Наваб Султанабадский (Анвар Хуссейн), не хочет, чтобы индийское правительство конфисковало его империю (а в то время уже начали упразднять княжества и королевства, потому что Индия обрела независимость и теперь в ней всё общее, всё для народа. Как у нас было, после революции). Чтобы отвлечь Наваба от грустных мыслей, его советник Иззат Бек (Рашид Кхан) предлагает привести в дом танцовщицу Пьяри (Нимми). Пока Дилавар везёт её к Навабу, они успевают подружиться и Дилавар влюбляется в неё. Но, что он может сделать, если девушку нужно доставить хозяину? Как поступить Дилавару, который предан Набабу как верный пёс? Как ему поступить со своими чувствами?
История третья. Жизнерадостный парень Джонни Браганза (Шамми Капур) (имя опять не индийское), однажды возвращаясь из тюрьмы (которого ложно обвинили в фальсификации бухгалтерских счетов), на перекрёстке дороги видит машину, со спущенными колёсами. А так как Джонни прирождённый механик, то он предлагает этим людям свою помощь. Так он знакомится с девушкой по имени Стелла ДеСуза (Кумкум. Актрису эту я не знаю, не видела её нигде больше, кроме этого фильма). Между ними завязывается дружба, постепенно переходящая в любовь (как и всегда в то время, это классика жанра).
Три истории, три судьбы, три жизненных дороги. Но, почему тогда фильм называется «Четыре дороги», если рассказывается о трёх парах? А чтобы это узнать, нужно посмотреть этот фильм. Четвёртая дорога, на мой взгляд, как аллегория, как путь к новому миру, к новой жизни, в которой не будет каст, не будет хозяев и подчинённых, не будет лжи и зла. При просмотре эта аллегория хорошо чувствуется. Люди стремятся к чему-то большему, к чему-то новому.
Х. А. Аббас, человек, который снял в 1969 году Амитабха Баччана в дебютной роли в «Семи индийцах», десятью годами ранее снимает «Четыре дороги», фильм на острые социальные темы того времени. Тогда этот фильм, многим не пришёлся по вкусу (видимо поэтому провалился, не дали ему пройти нормально в прокате), структура его повествования, которой в то время почти не было в индийском кино, могла сподвигнуть людей к восстанию. И не в последнюю очередь фильм несёт в себе историческую актуальность, и показывает переход от старого к (тогда) новому индийскому кино, от социальных 50-х к прорывным 60-м годам.
Этот переход очень чётко представлен двумя братьями Раджем и Шамми. В то время как в Радж Капур с совершенством воплощает добродушного и жертвенного деревенского жителя, который хочет выйти за социальные границы, которые он считает излишними и дискриминационными (история происходит в сельской местности и посвящена классическим темам, таким как кастовые различия), то Шамми Капур великолепно сыграл человека с новыми взглядами на жизнь, который стремится к жизни в городе, к комфорту и благополучию. Классовые различия существуют и в его любви, но они вытекают не сами по себе, не из устаревшей кастовой системы, а из материального статуса. Аджит, ещё молодой и симпатичный, порадовал положительной ролью, несчастного влюблённого (мало у него таких ролей, в более поздних его фильмах, он почти везде в отрицательных ролях). Я даже прослезилась в одном эпизоде, настолько проникновенным был его несчастный взгляд.
Актрисы были тоже убедительны. Мина Кумари — её обычное печальное выражение лица, хотя её «смуглая» кожа, смотрелась очень необычно, тут гримёры хорошо постарались, и она была очаровательна. Кумкум и Нимми (которых я почти не знаю) тоже понравились, своих героинь с непростой судьбой сыграли убедительно.
В общем сильный актёрский состав. Но особенно понравились песни, трогательные, лирические, чувственные. И то что строится фильм на нескольких коротких историях жизни разных людей. Такое вроде бывало и «до», и «после» этого фильма, но всегда персонажи в конце пересекались между собой и были как-то связаны друг с другом. Здесь же это просто три истории, друг с другом не связанные (хотя в конце они проходят параллельно друг другу, и поверни режиссёр сюжет чуть-чуть в сторону, они могли бы пересечься).
Это старый Болливуд, это классика жанра с новыми на тот момент веяниями, это социально значимый фильм, затрагивающий один из важных эпизодов истории Индии. Это прекрасные актёры прошлых лет, это замечательный режиссёр, это трогательные и жизненные истории. И этот фильм думаю оценят многие индоманы и поклонники ретро- и чёрно-белого кино. Фильм стоит этого. Это классика, и она остаётся вечной.
9 из 10
16 октября 2020