Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.8 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Жизнь прошла мимо |
год: | 1958 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Басов |
сценаристы: | Маро Ерзинкян, Платон Набоков |
видеооператор: | Сергей Полуянов |
композитор: | Михаил Зив |
художники: | Валентин Перелётов, Георгий Турылёв |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 апреля 1959 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
да, это не Рио. И воровская жизнь — это не прогулка в белых штанах по океанскому пляжу. Хотите увидеть человеческое лицо урки? Послушайте их стенания по радио России в 12 часов дня по воскресеньям. Все — невинные овечки, все переживания только за свои загубленные «судьбой» годы, несправедливость наказания и прочее, прочее, прочее. Ни слова о жертвах их преступлений. И песенки с рекламой воровской романтики.
Именно такие фильмы, как этот фильм Басова и надо показывать каждый день по телевизору в прамтайм. Не «Крестного отца», ни «Ночной патруль» с обояшкой Бернесом, не «Бригаду» с ее посылом «не я такой, жизнь такая», не «Жмурки», превращающими трагедию в комедию идиотов для идиотов, а жизнь человека в ничто, даже не «Брата», со всенародно любимым «справедливым» наемным убийцей, а вот такое, реальное лицо криминального мира. Без флера воровской романтики с ее дутой «справедливостью», а с реальным отношениями: служишь мне — я тебе дам долю, оступился — руки не подам, использование «фраеров» для обделывания своих дел (вот как раз фраерам и можно показать свое «человеческое лицо» пока нужда не кончится в лохе), при угрозе ареста — бросай всех, спасай себя, решил зажить честно — убью, ни семьи, ни детей, ни матери, ничего, что может привязывать к другим людям, недоверие к самым близким, все отношения строятся на угрозе расправы.. и в результате тотальное одиночество и безысходность..
Фильм снимался в конце 50-х, когда еще очень остро стоял вопрос борьбы с преступностью, всплеск которой был вызван войной. Жизнь была очень сложной, многие города еще лежали в руинах, трудится приходилось на грани надрыва, а то и за гранью. И всякая романтизация воровского мира с его «легкими деньгами» и «веселой» жизнью могла толкнуть в руки рекрутов от криминала неустойчивую молодежь, безотцовщину, когда матери чуть ни сутками пропадали на работе, чтобы поднять детей, видя их только ночью, когда они отсыпались.. И государство понимало ситуацию, и брало на себя огромную долю в деле воспитания пацанов и девчонок. И кино было «важнейшим из искусств» в этом процессе. И фильм Владимира Басова — прекрасный пример отлично сделанного инструмента для разъяснения пацанам, что есть что. Что такое хорошо и что такое плохо. Где «наши», а где «не наши». Что такое «жить» и что такое «прожигать жизнь»..
И взрослый, конечно, замечает односторонность инструмента, что жизнь имеет больше граней, нежели у топора, но человеку, которому нужно построить дом, нужен топор, а не бриллиант с его замысловатой огранкой. И топор этот, утилитарный предмет, сделан с замечательным «прикладным искусством», отличная режиссура, операторская работа — шедевральная, фильм настоящего мастера, недаром его дальнейшие «бриллианты» — «Щит и меч», «Дни Турбиных» стали всенародно любимыми картинами и смотрятся с любого момента и до конца. «Открою кодекс на любой странице и не могу, читаю до конца!»
1 июня 2016
При всём уважении к Владимиру Басову, считаю, что эта картина не лучшая его работа. И дело тут вот в чём. Годом ранее, а если быть точным, в 1957 году, тёзка Владимира Басова Владимир Сухобоков снял замечательный фильм «Ночной патруль». Эти два фильма, как братья близнецы, с той только разницей, что вор-рецидивист у Сухобокова вызывает симпатию и уважение, а у Басова — отторжение. А искусство режиссёра, как раз в том и заключается, чтобы в отрицательном персонаже зритель увидел человеческое лицо. И Сухобокову это удалось при помощи Марка Бернеса. В нашем фильме заядлого матёрого уголовника играет Григорий Гай. То ли он настолько вжился в образ, то ли очень хорошо поработали гримёры, но человеческого лица я не увидел. А в человеке не может быть только плохое или только хорошее.
Что касается непосредственно самой сути фильма, то она, проста до безобразия: вор по кличке Акула сбежал из мест не столь отдалённых и хочет схорониться у старого друга, которого играет молодой Юрий Саранцев. Но фокус в том, что герой Саранцева взялся за ум, и ни много ни мало, решил жить честно: завести семью и трудиться на благо Родине, что надо сказать ему вполне даже и удалось.
У Акулы есть женщина, с которой ему когда-то было хорошо и от этого хорошо у них родился сын. Но ни женщина, ни сын не могут сотворить чудо с душой Акулы. И это как-то смотрится не совсем хорошо. Получается какая-то вселенская безысходность, антибожественность что-ли. Не смотря на то время, в какое этот фильм создавался, люди были значительно добрее чем сейчас и в то, что вор Акула совсем пропащий безнадёжный человек не очень-то верится.
Григорий Гай со своей задачей справился, я бы даже сказал переусердствовал. Как наверно и сам Басов. Смотреть или не смотреть решать вам, любители кино. Я лишь высказал своё восприятие данной ленты.
5 из 10
23 октября 2013