Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.7 |
IMDb | 5.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ужас Тролленберга |
английское название: |
The Trollenberg Terror |
год: | 1958 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «WARNING: If you've ever been hypnotized, do not come alone!» |
режиссер: | Квентин Лоуренс |
сценаристы: | Питер Ки, Джимми Сэнгстер |
продюсеры: | Монти Берман, Роберт С. Бэйкер |
видеооператор: | Монти Берман |
композитор: | Стэнли Блэк |
художник: | Дункан Сазерленд |
монтаж: | Генри Ричардсон |
жанры: | ужасы, фантастика |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 октября 1958 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 24 мин |
Все мы родом из детства. И Джон Карпентер не исключение, ведь многие его фильмы имеют тесную связь с классической чёрно-белой кинофантастикой, которую он любил смотреть ребёнком, будучи впечатлённым образами оттуда. Данный британский фильм именно из той поры, повлиявший на будущего заслуженного режиссёра. Снимая свой мастеровитый «Туман», Карпентер не скрывал, что вдохновение почерпнуто из далёких детских воспоминаний, когда он зачарованно наблюдал на экране зловещее облако, зависшее в швейцарских горах, устрашающее маленькую деревню Тролленберг. Оно излучало радиацию, ведь это было очень актуально для сюжетов фантастических лент конца пятидесятых во время холодной войны, и непременно отдавало чарующей темой других миров, которые так манили набирающую силу науку, готовую заглянуть в космические просторы. Фильм интересен своим сценарием, способным выдерживать интригу, обладая букетом любопытных сюжетных поворотов, будучи научной фантастикой, завораживающей тайной и вселяющей неподдельный страх.
Всё начинается с двух сестёр, наобум решивших сойти с поезда в курортном Тролленберге, куда съезжаются отдыхать альпинисты, ведь младшая обладает телепатией и некая сила манит её сюда. Она чувствует что-то недоброе в самом воздухе, заглушающее у неё мысли простых людей, будучи намного больше и мощнее. Высоко в горах расположена обсерватория, проводящая исследования странного радиоактивного тумана, умеющего перемещаться, будто он живой. По мере развития сюжета зрителя ждёт целый ворох увлекательных моментов, связанных с неторопливым обыгрыванием ситуации, когда маленькое заснеженное поселение пребывает в ужасе, не понимая природу происходящих зловещих событий: девушка предрекает беду, иррационально ощущая ауру несчастья; приехавший гость уже сталкивался с нечто подобным, ведь работает в ООН по исследованию загадочных вещей; отдыхающих в горах находят обезглавленными; учёные в лаборатории сообщают о новой активности тумана, сползающего вниз, чья густая атмосфера может скрывать самое неожиданное. И это далеко не всё, потому что упомянутое «неожиданное» обладает непостижимой волей, способной управлять на расстоянии даже мёртвыми людьми, делая их орудиями для достижения своих тайных планов, превращая в марионеток-шпионов в один миг становящихся кровожадными убийцами, сорвавшимися с цепи. В американском прокате фильм выходил под вторым заглавием «Ползучий глаз», которое вместе с постером и трейлером всё же раскрывают интригу тумана, однако ход дел вовсе не торопится свестись к типичной страшилке об огромном внеземном монстре, какие тогда были в моде. Напротив, рассказ совершенно нетороплив, смакующий многогранный ужас, опустившийся на деревушку и отель у подножия гор, куда могут забрести замороженные до смерти альпинисты, ведомые властью пугающей мглы, постепенно оседающей вниз на поселение. Симбиоз тайны и жути прекрасно работает, позволяя вместе с героями картины размышлять о космических угрозах и пришельцах оттуда, исследующих нашу планету, чей вид уродлив, а методы далеко не гуманны. Флёр ужаса окутывает научную фантастику, заставляя прочувствовать страх пред бескрайним чёрным-чёрным простором вокруг нашего хрупкого земного шара, который ничем не укрыт от посягательств извне. Исполинские холодные пейзажи и отрезанное от большого мира малочисленное поселение в Альпах усиливают это чувство неуютной беззащитности в сравнении с безграничным космосом и возможными гостями, спустившимися с иных планет.
Имея весомые предпосылки, увы, фильм не получился выдающимся, ведь его режиссёр Квентин Лоуренс до и после трудился в сериальной продукции, к тому же сама постановка выполнена в духе телевизионного проекта, традиционно выходящего каждую субботу на британском канале в виде очередной страшилки. Располагая некоторыми запоминающимися пугающими сценами, какие не устарели и поныне, работа не столь полна выдержанного саспенса, чтобы ещё больше сгущать тот самый зловещий туман, моментально понижающий температуру, управляющий мертвецами, исходящий радиацией, обладающий разумом и таящий чудищ. Однако для любителей жанровых картин тех лет, ставших классической научной фантастикой пятидесятых, будет приятно заехать на полтора часа в снежный Тролленберг, чья жуткая мгла однажды вдохновила маленького мальчика, чтобы спустя годы, став талантливым режиссёром, он снял свой знаменитый ужас, выходящий из плотного тумана и рождённый в нём.
6 из 10
21 февраля 2018
Фильм 1958 года «Ужас Тролленберга» известен также как «Ползучий глаз», и это название сильно повлияло на мои ожидания, так что в итоге фильм стал некоторым сюрпризом. Ожидался-то дешёвый нелепый трэш с ароматом ядерных пятидесятых, а оказалось…
Действие, как легко догадаться, происходит в городке Тролленберге, небольшом населённом пункте в швейцарских Альпах, привлекательном разве что для туристов-альпинистов. Впрочем, и для них это место опасно: несчастные случаи среди альпинистов, забравшихся выше определенного уровня очень часты, а их тел обычно не находят. Труп одного из таких храбрых альпинистов сваливается в начале фильма с высоты уже безголовым. Всё это мы узнаём вместе с главными героями — парой сестёр, выступающих с номерами по чтению мыслей, и эксперт из ООН по имени Алан Брукс. Первые сошли с поезда, следующего в Женеву, под влиянием внезапного импульса той из них, что якобы обладает экстрасенсорными способностями, а второго пригласил ученый из местной горной обсерватории. Дело в том, что они оба уже наблюдали похожие явления — пропажу людей, радиоактивные облака, движущиеся независимо от ветра и тому подобное — в прошлом. Тем временем местные жители пытаются уверить приезжих, что причина несчастных случаев — неосторожность самих туристов-новичков и ничего больше…
Самое неожиданное в «Ужасе Тролленберга» — это крепкий, хорошо продуманный сюжет с достаточно сложной структурой и небанальными идеями. Для научно-фантастического ужастика пятидесятых это совершенно нехарактерно — большинство из них были прямы и просты, как рельс. Не до конца раскрытое общее прошлое Брукса и его коллеги из обсерватории, отчасти открытый финал, в котором на многие вопросы нет окончательных ответов, дополнительный аспект опасности от пришельцев в виде превращения в зомби, вопрос о роли и природе экстрасенсорных способностей — в «Ужасе Тролленберга» много потенциально интересных находок.
К сожалению, решены они всё-таки на типичном уровне научно-фантастических ужастиков 50-х: очень общо набросанные характеры (хотя и не сводящиеся к расхожим и плоским архетипам), с одной стороны, торопливая, а с другой — лишённая динамики подача (возможно, это связано с тем, что Квентин Лоуренс вообще-то — сериальный режиссёр, и в формате полнометражного кино ему было тесно), недостаток саспенса… Всё это означает, что сюжетные потенции так и остаются только лишь потенциями, не более. Актёрские работы вполне пристойны, но пронизаны характерной для развлекательного кино той эпохи ненатуральностью, и запоминающейся игры не показывает никто.
И, конечно, есть спецэффекты.
Пресловутый ползучий глаз показывают впервые мельком почти через час после начала фильма, и это хорошее решение не только потому, что так в фильме возникает дополнительное напряжение. Пришельцы — на самом деле это скорее одноглазые гигантские картофелины с побегами — выглядят нелепо и уморительно. Не знаю, казались ли они пугающими в 50-е, но в наши дни они не только смешные, но даже милые. При этом в «Ужасе Тролленберга» не самые худшие в техническом плане эффекты для своего времени, они скорее устарели морально.
В общем и целом я бы хотел увидеть римейк «Ужаса Тролленберга» — причём безо всяких оммажей эпохе драйв-инов и прочего постмодерна; просто реализацию той же идеи с более продуманным сценарием и современными спецэффектами. Это был бы отличный фильм. А вот картина 1958 года… ну, она ничего так.
6 из 10
13 февраля 2016
Действие фантастического триллера «Ужас Тролленберга», также известного под названием «Ползучий глаз», разворачивается в городке Тролленберг, где альпинистов начинают убивать, обезглавливать.
Начинаясь как фильм ужасов, по ходу действия «Ужас Тролленберга» превращается в триллер, постепенно приобретая мистические элементы, а вот последние минуты — снова фильм ужасов.
Инопланетяне выглядят так: жуткая безголовая круглая масса, щупальца, отходящие от неё, и тот самый глаз поверх этой массы, о котором было сказано в названии. Выглядит это очень интересно и является основным плюсом. Весь фильм стоит посмотреть из-за этих инопланетян.
9 из 10
30 мая 2011