| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
4.2 |
IMDb
|
4.4 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Пожиратели мозгов |
| английское название: |
The Brain Eaters |
| год: | 1958 |
| страна: |
США
|
| слоган: | «Crawling, slimy things terror-bent on destroying the world!» |
| режиссер: | Бруно ВеСота |
| сценаристы: | Гордон Уркухарт, Роберт А. Хайнлайн |
| продюсеры: | Stanley Bickman, Эд Нельсон, Роджер Корман |
| видеооператор: | Лоуренс Раймон |
| композитор: | Том Йонсон |
| художник: | Burt Shonberg |
| монтаж: | Карло Лодато |
| жанры: | ужасы, фантастика |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Бюджет:
|
30000 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
2 февраля 1963 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 1 мин |
Кинофантастика 50-х годов, при всей своей визуальной простоте, подчас имела довольно тернистый путь до зрителя. В полной мере это относится и к данному фильму. В 1951 году Роберт Хайнлайн опубликовал научно-фантастический роман «Кукловоды», который сыграл большую роль в развёртывании инопланетной истерии в США, пик которой пришёлся на 1955 год, когда на экраны вышел фильм «Вторжение похитителей тел». Успех картины породил явных и неявных подражателей. Бруно ВеСота, который успел сыграть в паре десятков фильмов в качестве актёра, и снять один фильм как режиссёр, обратился к Роджеру Корману со сценарием. Корман помог ему собрать необходимое скромное финансирование в размере 26 000 долларов.
Если вспомнить, что бюджет «Похитителей» превышал 400 000, то понятно, ЧТО мог снять ВеСота на свой бюджет! Тем не менее, всего за 6 дней(!) ВеСота выдал «на-гора» чёрно-белую картину, которая могла обанкротить Роджера Кормана, потому что Роберт Хайнлайн усмотрел в картине плагиат, и обратился в суд о взыскании огромной компенсации. Сценарий был написан никому не известным актёром Гордоном Уркухартом, который, случайно или нет, мог позаимствовать «кое-что» у знаменитого писателя. Как бы там ни было, дело уладилось, и фильм начал своё шествие по миру. Но Хайнлайн был категорически против, чтобы его фамилия ассоциировалась с этой лентой.
Мизерный бюджет и всего 6 съёмочных дней видны в каждой сцене. Это, прежде всего, - невероятно быстрая смена дневных и ночных съёмок. Из «космического» реквизита - только странный веретенообразный объект, который все называют «конус». И всё же, находясь в столь стеснённых условиях, ВеСота снял довольно занимательную историю. Стремительности, с которой развиваются события, может позавидовать хороший блокбастер. Правда, сцены борьбы и перестрелки порой выглядят крайне наивно, но это не вина режиссёра - таков «тренд» того времени. Вот что действительно сильно «подкосило» картину, так это отсутствие саспенса и абсолютная предсказуемость сюжета. Зрителю «за версту» видно, кто здесь «не свой».
Разумеется, сравнить его с «Нечто» (1982) Джона Карпентра смешно, но хоть какой-то налёт таинственности фильму бы явно не помешал. Однако, при совсем скромном хронометраже - 60 минут - ВеСота сумел удивить зрителя совершенно нетривиальным финалом, в котором стандартное для таких фильмов начало с НЛО превратилось в загадку, берущую начало аж 200 000 000 лет назад! Приятной неожиданностью стало и то, что озвучил подобную невероятность 26-летний Леонард Нимой, которого загримировали так, что главного «вулканца» планеты можно узнать только по голосу! Не менее удивительно и то, что ровно 20 лет спустя в 1978 году он снимется в ремейке фильма «Вторжение похитителей тел».
Отдельного разговора заслуживает музыка. Бюджет явно не позволял оплатить работу композитора, поэтому ВеСота поступил по-другому: он просто-напросто придумал мифического Тома Джонсона, а музыкальный ряд был взят из 1, 5 и 10 симфоний Дмитрия Шостаковича, а также из отрывка партитуры Сергея Прокофьева к фильму «Александр Невский»(!) Такое стало возможным потому, что произведения советских композиторов в США крайне редко звучали в эфире, да и заявлять об авторских правах на фоне «красной угрозы» в разгар маккартизма никто из СССР не стал бы.
Подводя итог, хочется сказать, что очень многие старые фильмы имеют некое «двойное дно», вскрыв которое, можно увидеть вещи неожиданные, и даже - поразительные. Ведь у этого фильма имелись и другие рабочие названия: «Хранители», «Хранители Земли», «Атака Кровавых Пиявок», «Битва пожирателей мозгов». Выбери ВеСота иное название, допустим, «Хранители Земли» - кто знает, каким бы тогда получился фильм...
9 декабря 2023