Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мёртвое озеро |
английское название: |
De dødes tjern |
год: | 1958 |
страна: |
Норвегия
|
режиссер: | Коре Бергстрём |
сценаристы: | Коре Бергстрём, Андре Бьерке |
видеооператор: | Рагнар Серенсен |
композитор: | Гуннар Сёнстевольд |
художники: | Х.С. Хансен, Грета Хейер |
монтаж: | Olav Engebretsen |
жанры: | ужасы, триллер, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 декабря 1958 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 16 мин |
У одного красивого-красивого озера стоял милый-милый домик, но в нём никто не хотел жить, потому что тамошний призрак добрую сотню лет сводил людей с ума и заставлял топиться в красивом-красивом озере.
По местной легенде, домик у озера построил один одноногий умник, который так сильно любил родную сестру в том самом смысле, что зарубил топором, стоило ей найти себе ухажёра и предаться разврату.
Топором зарубил, и в озеро тела сбросил, и сам следом утопился. Но озеро всё равно красивое. Оно же не виновато, что люди бывают ревнивы до безумия. Зарастает себе лилиями-кувшинками и хранит тайны подводных течений.
Ещё до того, как мастера жанра изобрели формулу «тинейджеры в лесном домике куролесят без сотовой связи», матрица формулы отлично работала без участия недорослей и давала любопытные результаты.
Меняем тинейджеров на людей среднего возраста. Меняем случайный секс на глубокую любовь. Меняем маньяка на фантомы подсознания. Соединяем мистику с рациональным, а страшное с комедийным. Получаем норвежское «Мёртвое озеро».
Что поразительно — это фильм антиужасов. То есть, когда сначала страшно, а потом по тому же поводу смешно.
Страх и трепет нагоняют изысканные световые контрасты в узком прямоугольнике чёрно-белого кадра. И усердно разгоняет рассказчик. Это писатель-детективщик, который как раз сочинил роман о таинственных смертях на озере, которые случились на его глазах. Весь фильм — флэшбек в собственную память писателя о пережитых событиях. Дистанция времени позволяет ему вспоминать себя с улыбкой, но в самой трагедии на озере он играл роль в духе «следствие ведёт Колобок» и путался под ногами у настоящего следователя. Вместо того, чтобы ловить последние солнечные дни и лунные ночи норвежского августа.
Зритель хочет ассоциировать себя с умницей-психологом, который раскладывает по полочкам мотивы и тактику убийцы. Но в кадр влезает дурачок-рассказчик и зритель волей-неволей сдаётся правде жизни: наше заэкранное альтер-эго совсем не так величественно, проницательно и победительно, как нам бы хотелось. Поэтому ничего нельзя воспринимать всерьёз, решительно ничего.
21 мая 2012