Гигантский монстр Варан
Daikaijû Baran
5.7
5.3
1958, ужасы, фантастика
Япония, 1 ч 27 мин
В ролях: Кодзо Номура, Аюми Сонода, Фуминдо Мацуо, Корэя Сэнда, Акио Кусама
и другие
Когда в отдалённом регионе Японии находят редкий вид бабочки, туда отправляется пара энтомологов и пропадает без вести. Сестра одного из пропавших учёных в компании с коллегами отправляется вслед за братом. Добравшись до деревни, где первую парочку видели последний раз, путешественники узнают историю о живущем в здешней долине гигантском монстре.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Гигантский монстр Варан

английское название:

Daikaijû Baran

год: 1958
страна:
Япония
режиссеры: ,
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Хадзимэ Коидзуми
композитор:
художник: Киёси Симидзу
монтаж:
жанры: ужасы, фантастика
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 14 октября 1958 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 27 мин
Другие фильмы этих жанров
ужасы, фантастика

Отзывы критиков о фильме «Гигантский монстр Варан», 1958

Вторично и пусто

«Гигантский монстр Варан» — очередной фильм в кайдзю-конвейере японской студии Toho, которая после успеха «Годзиллы» 54-го начала строгать настолько много лент про монстров, насколько это вообще возможно. И даже на этом они не остановились, они даже в «Мистериан», которые не про это и вообще научная фантастика, умудрились засунуть одно чудище. Я бы даже не удивился, если бы они засунули монстра и в «Семь Самураев» Акиры Куросавы, только вот этот фильм вышел в свет в тот же год, что и «Годзилла».

Самая главная проблема «Варана» — вторичность. Явная, до одури ленивая и немного даже наглая вторичность. Почти во всем. Ну, например, сама схема сюжета: встретили монстра, сообщили в Токио, там создали «коммисию по противостоянию Варану» (ровно такие же комиссии были и в «Годзилле» с «Роданом», даже название то же, только имя монстра, разве что, поменяли), в то время как само чудище двинулось на столицу Японии, чтобы сеять хаос, однако там его встречает… ладно, смысла рассказывать дальше нет никакого. Если вы смотрели хоть один кайдзю-фильм от Toho, то и так знаете весь сюжет — он тут точно такой же.

Но это на самом деле ещё цветочки. «Родан» тоже копировал старшего брата Годзи во всем, кроме, разве что, монстра — само чудище там было крылатое и вообще его там был не единственный экземпляр, хоть какие-то нововведения. Варан же — это ещё одна Годзилла. Столь же огромен, такой же внешности, роста, те же колючки на спине, разве что атомными лучами не пыхает. В фильме про монстра авторам было лень даже выдумать, собственно, монстра! Они просто пересадили сюда Годзиллу и наделили его новым именем. Любой зритель вполне мог подумать, что это очередная часть «Годзи», если бы только все подряд не называли чудище Вараном. И, самое главное, зачем отдельный фильм? Я абсолютно ничего не знаю о процессе разработки ленты, но сейчас, с высоты лет, решительно не понимаю, почему этот сценарий не мог лечь в основу новой части франшизы про персонажа, которого народ уже знает и уже любит. Но нет, решили изобрести велосипед.

Кстати, копирует Варан не только Годзи, но ещё и Кинг-Конга. Первые минут 40 просто один в один: люди пребывают на остров, где туземцы поклоняются монстру словно богу, потом все идёт наперекосяк и… ну, вы поняли. Разве что чудище не усыпляли и не отвозили в большой город дабы показать как зрелище.

Персонажи все такие же плоские, блеклые, неинтересные и вообще никакие, как то было в «Родане» и «Мистерианах». В первых двух Годзиллах они, пускай, могли не запомниться, но во время просмотра зритель за них хоть немного да переживал, потому что они хоть немного да заслуживали этого. Здесь такого нет и в помине.

Атмосфера ужаса и безнадёжности тоже канула в лету. Никаких тебе серьёзных щей, просто приключенческий фильм с сюжетом по схеме «пришёл, увидел, победил и немного пошутил». И все бы ничего, если бы мораль из довольно простенькой «берегите природу, дебилы, и зачем вам вообще сдалось все это оружие?» умудрилась стать ещё проще и превратилась в «японская армия рулит!». Серьёзно, никакой вам проблематики оружия, науки, которая порою может приносить вред, даже никакого «берегите природу, дурачки», есть лишь «человечество вновь на коне» и вся мощь японской армии в виде крутых танков, зениток и водородных бомб (которые здесь никак не осуждаются сценарием, в отличие от того, что было раньше), которые так круто растрелливают бездушного и пластмассового монстрика. Фильмы Исиро Хонды всегда были патриотичными, но с хорошей стороны. Теперь же Хонда буквально изменил сам себе и выдал фильм, который выворачивают наизнанку всю смысловую часть «Годзиллы» и иже с ним. Даже не верится, что снимал он.

Музыка хорошая. Не запомнится, но во время просмотра кайфануть можно. Ну это я так, к слову.

Вообще от картины можно получить удовольствие и я его получил. В те самые 40 минут, копирующие Конга. Да, вторично, но персонажи забавненькие, шутят там что-то, атмосфера лёгкая, что в новинку после предыдущих кайдзюшек, смотреть даже интересно.

Но потом фильм выдаёт мораль и начинает показывать всю мощь японской армии, все эти крутые зенитки и танки, и тогда уже начинаешь зевать с привычной Хондовской схемы «монстр-разрушения монстра-зенитки и так по-новой 33 раза». Посмотреть можно, но не рекомендую. Только если вы посмотрели все существующие в мире кайдзю-ленты помимо «Варана» и хотите ради приличия добить до конца. Либо если вы, как я, решили, помимо тридцатки с лишним «Годзилл», посмотреть «если и не все, то хотя бы как можно больше кайдзю-фильмов Toho». Хотя последнее делать лучше все-таки не стоит, есть фильмы подостойнее, среди кинематографа тех лет в том числе, если уж вы решили угареть по «старью».

4 декабря 2017

Кайдзю Варан

Сам по себе монстр является божеством одной небольшой деревушки, где обнаруживается крайне редкий вид бабочек. Полагалось, что живут они исключительно в России — в землях Сибири, открыть их в Японии было невероятным событием, однако двое исследователей погибли при невыясненных обстоятельствах — их джип был словно чем-то или кем-то расплющен, а оползней а районе не замечалось.

Сестра одного из погибших вместе с ещё одним своим довольно трусоватым братом отправляется выяснить, что же произошло. В этом им помогает главный герой фильма — молодой учёный Кенжи (Козо Номура, который потом ещё не раз будет появляться в кайдзю-фильмах), отпросившийся у своего наставника.

Чудовище появится из озера уже на двадцать первой минуте, Варан, как и Годзилла в своём сольнике, не заставит себя долго ждать. Более того — они оба представляют собой гигантских ящеров, и в целом рёв Варана — это слегка обработанный рёв Годзиллы. Тохо явно начали эксплуатировать первый фильм, чтобы как-то закончить этот, сэкономив на разных вещах. Зато Варан преподносится монстром четырёхногим, хоть и встающим в нужный момент на задние лапы. Никаким атомным дыханием он не обладает, зато умеет парить и летать, впрочем это особо не раскрывается, хотя водной из сцен намекается открыто через рёв в воздухе, с небес.

У монстра отличный костюм, который позволяет ему запоминаться на фоне многих других чудовищ. Он одновременно и в чём-то похож и не похож на классического Годзиллу, зато очень сильно напоминает Годзи из «Годзиллы против Кинг Конга» — словно там переделанный костюм Варана и использовался. В сцене с деревней кажется, что он не столько крушат всё вокруг, сколько кружится в кадре, позволяя рассмотреть себя со всех сторон. Чудовище покрыто своеобразным панцирем и рядом острых шипов, а его шкуру пробить, конечно же, не в силах всяческое современное вооружение.

Хонда верен себе и снимает много настоящей военной техники. Более того — здесь даже миниатюры танков, снятые в невероятно удачных нижних ракурсах, выглядели бы реалистично, если б из них не торчали игрушечные макеты солдатиков. В остальном же всё сделано отлично — хижины уничтоженной деревни и городские здания в концовке — всё выполнено детально и по высшему разряду.

Но Хонда снимает не просто о монстре, но и о людях. Собрав вновь прекрасный актёрский состав, где эксперта по бомбам играет, к примеру, сам Акихико Хирата (Серидзава из «Годзиллы», участник не малого количества кайдзю-проектов Тохо), да и многие участники фильма в фильмографии имеют ряд представителей жанра о гигантских монстрах, режиссёр даже при раннем и частом появлении чудовища демонстрирует нам интересных персонажей.

Отличительной чертой этого фильма от предыдущих — является наличие юмора. «Годзилла» и «Радон» были по сути вообще фильмами ужасов, «Годзилла снова нападает» и «Мистериане» — серьёзными фантастическими боевиками без толики самоиронии. «Варан» же, хоть и не комедия, но этой иронией обладает. Диалоги фильма и сами по себе редко, но метко, выдают отличные шутки, а уж некоторые сцены, как эпизод с рыбаками, говорящими «мы неудачники» в отсутствии продуктивной ловли прям незадолго до появления рядом с ними ещё и монстра — ну, просто не могут не вызвал одобряющей улыбки.

У фильма нет проблем ни со сценарием, ни с персонажами, ни с их общением. Каждый герой украшен рядом эффектных ярких черт, где особенно выделяется трусоватый охотник на бабочек или депрессивный отчаявшийся профессор. Однако драматизма, как такового, фильм практически лишён. Это скорее блокбастер-развлечение, кушаешь попкорн под то, как очередная «громадзилла» собирается превратить Токио в руины. Но это вовсе не играет фильму в минус, он блистательно хорош именно как простой кайдзю-мувик, который можно с удовольствием пересматривать вновь и вновь.

Иширо Хонда заодно подаёт на экране большое количество эффектных и запоминающихся сцен. «Варан» остаётся в сердце после просмотра, ты вспоминаешь и первое пробуждение в озере, и эпизод в самолётом, и момент с военным кораблём, подводную бомбардировку, а также то немногое, чем был хорош «Годзилла снова нападает» — видом пролётов вокруг чудовища от 1 лица воздушной военной техники — самолётов-истребителей.

Правда, при всём обилии военной техники и даже кадров, где люди стреляют из пушек, фильму недостаёт именно мэшапов с монстром и людьми в едином масштабе. В большинстве случаев монстр сравнивается с размерами зданий или автомобилей, а вот никаких убегающих толп на фоне чудовища и чего-то подобного — здесь попросту нет.

Но по крайней мере, не мало эпизодов взаимодействия Варана с самыми разными объектами. В том числе даже глотания сверкающих ракет по не совсем понятным причинам. Это, по сути, и становится его ахиллесовой пятой. Изобретённая сильная бомба детонирует успешно, находясь только внутри — для испытания её, например, зарывали в скалы.

Пусть здесь и нет той атмосферы хаоса, ужаса, неизбежности, которая царила в «Годзилле», нет ощущений той опасности и напряжения из «Радона», в «Варане» всё равно есть вложенная авторами душа — фильм живой, качественный и интересный. В плане сюжетного развития он даже превосходит концепцию «Годзиллы», где финальный акт проходил уже под водой после кульминации с нашествием на город.

Акира Ифукубе написал замечательную музыку, придающую фильму должное настроение во всех сценах. Именно благодаря лиричным нотам можно проникнуться жалостью к побеждённому чудовищу, у которого сначала в озере отобрали весь корм, уничтожив рыбу, а следом, когда он пришёл отомстить человечеству, убили и его.

Может быть, этот фильм Иширо Хонды всё же не такой уж и поверхностный, в отличие от предыдущих? Может, он, пусть и не поднимает темы войны, гонки вооружений, экологических катастроф и водородной бомбы, но всё же является высказыванием о самой жестокости человеческой природы? Исследовательская мирная миссия за бабочками обращается отравой озера, уничтожением деревни коренного населения и уничтожением доисторического ящера, которого, как говорил палеонтолог ещё в культовом «Годзилле» стоило бы не убивать, а изучать.

Жил себе Варан, был чьим-то богом, никого особо не трогал (иначе б жители деревни давно бы сами свалили с тех мест). Пришли какие-то учёные, погибли, пришло ещё больше — разрушили всю экологическую среду вокруг, разозлили монстра, которого сам же гордо и триумфально взорвали. Фильм ведь явно не, в кои-то веки, о моще и потенциале японского вооружения. Стоит призадуматься над этим, если уж очень захочется. В любом случае, «Варан» — это невероятно классное кино и яркий представитель кайдзю-жанра! Тандем Танака-Хонда-Ифукубе на основе творчества талантливых сценаристов вновь сделали отличный фильм!

8 из 10

23 сентября 2016

Ящерица крылышками бяк-бяк-бяк-бяк…

Что есть «Гигантский монстр Варан»? Ну, снимите фильм про Годзиллу, уберите его тепловой луч, но взамен дайте перепончатые крылья, дабы он полетел — и получите Варана. Ну и фильм про него — который очень и очень смахивает на один крупный самоповтор. Я, конечно, понимаю стремление Toho в целом и Исиро Хонды в частности как можно эффектнее культивировать новую и прибыльную тему, но суровая реальность такова, что нарезающий уже чёрт знает какой круг сюжет вновь не представляет хоть сколько-нибудь интересных персонажей-людей, да и Варан тоже не шибко оригинален — а его рычание так и вовсе целиком свистнули у того же Годзиллы, разве что наложив сверху небольшой рык.

Хронометраж опять же увеличен почти до полутора часов — как и в «Мистерианах» — и опять из-за этого некоторые эпизоды ленты кажутся не сказать, что затянутыми — но какими-то отстранёнными, лишёнными энтузиазма — даже сцены разрушения здесь какие-то скучноватые и приземлённые — что разрушение соломенных домиков в деревне, что финальное разрушение… Даже не города — а лишь его части. аэропорта. Ну и водные баталии, которые смотрятся тоже не то чтобы сверхзрелищно. В общем, никакого подтекста, никаких сюрпризов, никаких размышлений — гигантский монстр показывает норов, гигантскому монстру хоть бы хны ракеты и снаряды, гигантский монстр наконец-таки угомонён при помощи специально подготовленного оружия (здесь это — особые снаряды, которые что-либо изнутри взрывают эффективнее, чем снаружи, поэтому их Варану просто-напросто скармливают). Не то чтобы фильмы данного жанра пытались постоянно удивлять зрителя, но ведь изначально же были какие-то своеобразные черты, какие-то эксперименты.

Зато музыка здесь весьма запоминающаяся, должен сказать. Не знаю, сильно ли она отсылает к прошлым работам Акиры Ификубэ в данном жанре, но лично для меня «Варан» оказался в плане саундтрека более запоминающимся, нежели предыдущие кайдзю-фильмы. Но вот в плане остального — извиняюсь, не завезли. Поэтому данный фильм и стал на тот момент одним из самых блеклых и малозаметных представителей своей линейки — если, конечно, его можно в таковую включить — да, позже Варан присоединится к остальным кайдзю — но конкретно в этой картине удручает, что нет никаких отсылок и упоминаний к прошлым фильмам — о Годзилле, Родане и т. д. Позвольте прояснить — просто если, ну знаете, гигантские радиоактивные ящеры и птеродактили-убийцы разносят города, сокращяя популяцию жителей Японии, то по моему мнению это должно войти как минимум в сенсацию. Огромный! Ящер! Харкает ядерными зарядами и абсолютно неуязвим для всех видов техники и оружия! И здесь даже никто не пытается сказать хотя бы одну строчку в стиле «Эй, а помните, когда появился Годзилла — было то же самое, мы в опасности». Отсутствие таких моментов, по-моему мнению, лишь усиляет оторванность от остальных фильмов.

«Гигантский монстр Варан» — это фильм, о котором многого не напишешь — хотя бы потому, что он неспособен многого и предложить. Хонда застрял в самоповторах, и я искренне надеюсь, что в дальнейших картинах такого будет всё же чуть-чуть поменьше и будут находится отличительные черты, благодаря которым я смогу отличать данные фильмы друг от друга. И зачем надо было возвращаться к чёрно-белой плёнке? По-моему, переход кайдзю в цвет прошёл очень даже комфортно.

5 из 10

26 мая 2015

Лучше, чем «Годзилла».

«Великий монстр Варан» (1958) теперь у меня попал в число фильмов, которые мне понравились не с первого раза. Когда я смотрел его в первый раз, он показался мне каким-то скучным и неинтересным. Впечатления от него были примерно как от фильма «Горас» (1962). Всё-таки большое значение имеет, с каким изначально настроением ты смотришь фильм.

«Великий монстр Варан» неплох сам по себе. Новый кайдзю Варан получился очень качественным (наверное это был вообще самый качественный киномонстр на момент выхода фильма в прокат). И пусть его рычание похоже на рык Годзиллы, а в самом фильме есть несколько сцен из первых двух фильмов о Короле монстров, всё равно всё смотрится довольно гармонично. Игра некоторых актёров оставляет желать лучшего, но главные персонажи по-моему получились довольно убедительными. Запомнилось имя журналистки — Юрико. Точно также звали репортёршу в фильме «Годзилла: Монстры атакуют», который сняли уже в новом тысячелетии.

Вобщем, однозначно советую посмотреть фильм всем любителям монстр-муви.

8 из 10

10 мая 2015

Неплохой фильм о монстре

Однажды в Японии неизвестным образом погибает двое подростков и хотят исследовать их гибель. Они знакомятся с каким-то племенем и узнают об их боге-злом монстре Варане. Сценарий написан неплохо, но хуже того же «Годзиллы» (1954).

Монстры. Он у нас один — Варан. Он похож на ящерицу, только размером около 50 метров. Бесит то, что его рев практически полностью скопирован с рева Годзиллы, а его музыкальная тема — чуть-чуть измененная музыкальная тема Родана. Сам по себе он мне понравился и в воде, и на суше, и в воздухе. Забыл, он еще летать умеет. Разрушает города он, в отличии от Годзиллы, не убивая, то есть уничтожая здания без умышленных убийств жителей. Жаль, что у Варана нет особых способностей, кроме полета.

Спецэффекты. Для своего года они хороши, но сейчас смотрятся смешно.

Актерская игра. Сыграли актеры хорошо, претензий мало, но лучше всех сыграл не исполнитель главной роли, а Акихико Хирата.

Режиссерская работа. В фильме мало ляпов, Исиро Хонда работал хорошо.

Музыка. Она вяжется с действием и запоминается, но она фактически скопирована с музыки из фильмов «Годзилла» (1954) и «Радон» (1956), только немного измененная. Написал ее тот же Акира Ифукубэ.

Реалистичность. В 1958 году о Реалистичность не может быть речи.

«Варан» — неплохой японский кайдзю-фильм, который я советую обязательно посмотреть всем любителям гигантских монстров

6,1 из 10

5 мая 2014

Варан не баран.

После ошеломляющего успеха картины «Годзилла» 1954 года, клонировать фильм стали все, кому не лень, начиная британцами с их знаменитым фильмом «Бегемот, морской монстр» и американцами с «Долиной Гваги», заканчивая непосредственно создателями самого Годзиллы — японцами. В том числе и его «отцом» — режиссёром и сценаристом Исирой Хондой, придумавшим образ этого легендарного чудовища. Понимая, насколько прибыльным и выгодным может быть подобный жанр, студия ТОХО, прогремевшая на всю планету своим хитом, тут же дала Хонде полный карт-бланш, в огромной надежде на ещё одно знаменитое чудовище. Именно так на свет и появился…

Великий монстр Варан.

Создавая образ нового чудовища, Хонда и компания, к большому несчастью, особо сильно замарачиваться не стали. Надо сказать, они даже схалтурили, причём довольно сильно. Дело в том, что Варан стал самой натуральной копией знаменитого монстра Годзиллы. У них даже история происхождения практически идентична: их обоих от древнего сна к жизни вернули человеческие эксперименты над природой. Разница лишь в том, что опыты, воскресившие Годзиллу проходили в военных целях, а опыты воскресившие Варана, в вполне даже мирных. Однако, и здесь и там поднята тема мести природы за саму себя, её неукротимость и дикость. Опять же, если сравнивать данную картину с шедевром 1954-го года, она, не смотря на гораздо более совершенные спецэффекты, проигрывает практически по всем остальным статьям. Нет той мрачной, безысходной атмосферы, нет жестокости и издевательства существа над человечеством. Варан показан куда менее агрессивным и опасным, ежели великий Король Монстров, цель которого было уничтожением всего живого. Тут же монстр, наоборот, озлоблен не столько на самих людей, сколько на их технику и сооружения, уничтожениями которых он по большей части и занимается, что в некоторых моментах выглядит весьма бутафорно и театрально, чего только стоит эпизод с судном!

В целом, средненькое кино, как и большинство продукции студии ТОХО, пытающееся выехать на феноменальном в то время успехе фильмов о Годзилле.

6 из 10

19 июля 2010

Ужасы Гигантский монстр Варан появился на свет в далеком 1958 году, более полувека тому назад, его режиссерами являются Исиро Хонда, Мотоёси Ода. Кто играл в фильме: Кодзо Номура, Аюми Сонода, Фуминдо Мацуо, Корэя Сэнда, Акио Кусама, Ёсио Цутия, Акихико Хирата, Фуюки Мураками, Акира Сэра, Такаси Ито, Хисая Ито, Надао Кирино, Акира Ямада, Ёсикадзу Кавамата, Ёсифуми Тадзима.

Страна производства - Япония. Гигантский монстр Варан — имеет небольшой рейтинг, всего 5,5-5,7 баллов из 10, а это значит, что кинокритикам фильм не особо понравился.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.