Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мать Индия |
английское название: |
Mother India |
год: | 1957 |
страна: |
Индия
|
слоган: | «The Indian «Gone with the Wind» |
режиссер: | Мехбуб Кхан |
сценаристы: | Ваджахат Мирза, С. Али Раза, Али Раза |
продюсер: | Мехбуб Кхан |
видеооператор: | Фаредун А. Ирани |
композитор: | Наушад |
художники: | Vh Palnitkar, Dr Jadhav |
монтаж: | Shamsudin Kadri |
жанры: | боевик, комедия, драма, мюзикл, семейный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 октября 1957 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 52 мин |
Я считаю эту картину одной из лучших в индийском кино. Первая серия просто потрясает. В этом фильме великая Наргис сыграла практически свою последнюю значительную роль, и сыграла потрясающе. Вдумайтесь в отношения Радхи к мужу: она его боготворит уже с первой минуты, как и положено индийской женщине. Она изначально готова жертвовать собой во имя семьи. Она была счастлива с мужем, даже несмотря на нищету. А он в трудной ситуации просто бросил её на произвол судьбы и ушёл. Вот она мелочная черта многих мужчин. Потрясает её преданность, её жертвенность. Как она защищает котелочек с едой, который её муж Шаму хочет выбросить, чтобы не зависеть от ростовщика. Он колотит её, а она только повторяет: «Мои дети голодные, мои дети голодные…» — и закрывает еду собой. А её крик, когда мужу прижало руки камнем?!… Это невозможно забыть. Актриса не боится быть некрасивой.
«Мать Индия» — это единственная и неповторимая в своём жанре картина, ей нет равных. Честь и совесть, любовь и преданность, жестокость и злоба… Тонкая нить.
У Наргис есть внутренняя красота и обаяние — это главное. При таких данных необязательно быть красивой. Для меня она красива на протяжении всего фильма. Она простая индийская женщина — с бедами и радостями. А её образ несёт душевную чистоту, искренность, доброту и любовь.
Сам фильм мне всегда даётся с трудом. Не могу смотреть его часто… слишком больно.
Режиссёр Мехбуб Кхан создал ремейк собственного фильма 1940 года «Женщина». Новый фильм он назвал «Мать Индия» и расширил сюжет с трагедии одной семьи до мифологического уровня, представляющего целый народ через судьбу женщины. В фильме фигурирует образ отца семейства, который, потеряв руки, бросает жену и детей и уходит куда глаза глядят. Интересно, что это показывает восточный менталитет: в некоторых странах раньше старики, потеряв зубы, уходили умирать от голода, чтобы не обременять своих детей и внуков. Весь фильм построен на подобной философии: честь, деньги, быт — всё это переплетается и приводит к трагическому финалу. Этот фильм номинировали на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
«Мать Индия» — это что-то вроде саги, под названием «Из жизни одной индийской крестьянки». Местами он мне напоминает «Унесённых ветром» — там где Скарлет собирала хлопок не разгибая спины, а своим эпическим духом — «Балладу о солдате». Фильм обо всех горестях, тяготах и невзгодах, которые могут выпасть на долю женщины в сельской Индии.
В очередной раз потрясена тем, насколько это сильное кино. Мехбуб создал самый патриотичный из индийских фильмов. Главная задача режиссёра заключается в его выборе титула Матери Индии. Изображая свою Родину как репрессированную и брошенную женщину, а её детей как миролюбивого Ганди-Раму или мятежного Бозе-Биржу, Мехбуб наполняет свой фильм такой неистовой страстью, что невозможно не поддаться ей.
Наргис просто великолепна, заслуженно получила награду за лучшую женскую роль и приз на фестивале в Карловых Варах. Показано всё очень горько, правдиво и с надрывом.
…За всё хорошее надо платить — и платить дорого, и почему люди в определённые моменты поступают именно так, а не иначе и не могут жить «как надо» — Бог его знает…
«Мать Индия» — это каждый кадр как выстрел, невероятно реалистичен и правдоподобен.
«Мать Индия» — это триумф Болливуда в кинопроизводстве и режиссуре, невозможно забыть незабываемые (простите за тавтологию) роли Наргис и Сунила Датта.
Фильм настоящий эпос, в полном смысле этого слова. Один из величайших фильмов, когда-либо сделанных независимо от любого культурного, традиционного, социального и этнического фона. Смотреть его нужно обязательно. Этот фильм — эмоционально захватывающая история о человечности, достоинстве и самоуважении! Снимаю шляпу перед командой! Если кто-то хочет узнать настоящую Индию, она здесь. Здесь прекрасно представлены все аспекты сельской Индии. Это был лучший шедевр золотой эры Болливуда.
Если вам вдруг покажется, что у вас в жизни сплошные проблемы и захочется ныть и «биться головой об стену», посмотрите этот фильм, и я просто уверена, что все ваши проблемы покажутся вам настолько незначительными и несерьёзными, что вы забудете о них сразу же после просмотра.
10 из 10
14 сентября 2019
Спустя почти десятилетие со дня убийства «отца нации» Махатмы Ганди, Мехбуб Кхан на языке кино заговорил о людях, живущих вопреки, и высказался почти библейской притчей. Его взгляд, устремленный в будущее, полон надежд, взгляд, обращенный в прошлое, скользит по нищете, отчаянию и все тем же надеждам.
От аллегорий никуда не скрыться — это не только история сильной духом красавицы Радхи, но и судьба всей индийской деревни, жившей от урожая до урожая. В центре сюжета люди чести, без преувеличения — порядочность и бескорыстие возводится Кханом в пантеон человеческих качеств. А Ганди упомянут секундами ранее не ради красного словца — Радха терпит лишения и подставляет щеку на новые удары, но никогда не помышляет об ответном деянии. И кто-то наверняка осудит эту женщину, ведь не просто понять, как можно прощать недругов своих и останавливать руку, их разящую, когда ты, вываленный в грязи, теряя детей и близких людей, отчаянно пытаешься выжить, пока иные безучастно проходят мимо. Просто у Радхи нет недругов — в этом и вся соль. А ведь она отнюдь не слабая духом и телом, может постоять за себя, когда дело касается чести женщины и матери. Но ведь по сюжету Радха оказывается в практически безвыходной для себя ситуации, в том смысле, что местный ростовщик Сукхилала вроде как жулик и негодяй, а вроде ничего противозаконного и не сделал. Ведь и кабальный договор с ним скрепляла не лично Радха, а её свекровь. Так понятия чести и порядочности ставят главную героиню в положение смирившейся и признающей право Сукхилалы на обманом добытые 3/4 от каждого урожая. У матери есть и своя противоположность в лице сына, совсем не готового мириться с таковым положением дел. Есть подозрения, что его несгибаемая позиция найдет в душе зрителя больший отклик — искатели правды всегда вызывали уважение. Но тут стоит вернуться к пресловутым аллегориям, коли мать — это родина, то отпрыск, движимый лишь чистотой чувств, способен, сам того не ведая, погубить родителя. А как известно, настоящая мать в ответе за всех своих детей, вот и вышел образ Радхи немного горьковским. Местное «зло», к слову, образованно и хитро, тогда как большая часть крестьян безграмотны — слегка социалистическая метафора, но еще и историческая правда, куда деваться, Индия всегда была страной аграрной и не слишком богатой. И тут, кстати, немаловажен лейтмотив «родной земли», которая давала пищу целым поколениям. Радха-мать, с комом земли в руке, призывает сельчан не бросать землю, не оставлять разрушенную наводнением деревню. Женщина несет на плечах своих плуг, словно деревянный крест, отдавая себя в жертву земле, чтобы та вскормила её детей.
Традиционное индийское кино немыслимо без музыки, и тут она так тесно соприкасается с картинкой, образуя единый визуальный ряд, исполненный любованием родиной. Национальный колорит Кханом подчеркивается постоянно, как в праздниках и традициях, так и в восхищении природой Индии. Фильм вообще снят с размахом, ведь и актеры, привлеченные к съемкам, составляли тогдашнюю элиту индийского кинематографа. В большей степени это касается чувственной Наргис, чьим мукам отведены крупные планы. Занятно, но младшего сына Радхи исполнил супруг Наргис — Сунил Датт. И конечно немного жаль, что не так много экранного времени досталось знаменитому Раджу Кумару.
Вывод: Важно помнить, что это совсем не «слёзовыжималка», а образ главной героини весьма своеобразен и даже в какой-то степени религиозен. «Женщина, с которой всегда был Бог» — так в общих чертах можно описать фильм «Мать Индия». И суть тут не в том, какие несчастья свалились на голову женщины, а в том, как стойко она их преодолела.
9 из 10
3 марта 2013
«Чтобы ни было, когда совершают зло, всё равно случается то, что желает Бог.»- Таков эпиграф к этому фильму. И все последующие затем события, подтвердят это, как ничто лучше.
Величественный киноэпос о жизни обычной женщины Радхи, на фоне социальных и индустриальных метаморфоз индийского общества начала 20-го века. В котором переплетение народных мифов c традициями уклада жизни простых крестьян, рождает незабываемый коктейль поэтического зрелища для настоящих гурманов.
Великолепная музыка Наушада Али иллюстрирующая действие ленты, становится самоценным произведением искусства, в последствии, именно с этого фильма пойдёт традиция подобной музыки в индийском кино- на стыке классической и народной стилистики.
В картине задействованы лучшие актеры того времени: Нагрис- муза и напарница по многим работам, в 40—50-годах, легендарного Раджа Капура, а наши зрители помнят её по роли в фильме «Хождения за три моря»(с Олегом Стриженовым), Сунил Датт- его роль(Бирджу) оставляет самое сильное впечатление(забавно, что в реальной жизни, он станет мужем Нагрис, при том, что здесь сыграл её сына), Раджендра Кумар(родоначальник славной актерской династии), Радж Кумар(настоящее имя Кулбушан Пандит)- наверное самый любимый актер страны(на его похоранах в 2006 году в присутствии 25 тысяч человек, начались беспорядки закончившиеся смертью нескольких его поклонников). А игра Саджида Кхана, сыгравшего Бирджу в детстве, так и вовсе едва ли не лучшая детская роль в истории кино. Великолепен также Канхайялал, исполнивший подлого ростовщика Сукхилалу и наполнивший своего героя гротескно-сатирическими тонами.
Кинокартина удивительным образом балансирует на грани трагедии в начале и конце фильма и комедии в её средней части. Достаточно стандартные вставки с песнями, вдруг резко наполняются совсем не традиционными танцами(даже скорее пластической пантомимой) с полу-хороводами и застывшими крупными планами, иногда двойными. Большой упор сделан на изображение непосильного труда, при чём через муки работы, образ главной героини наполняется, как раз тем смыслом, сильной женщины-матери, который заложен в матриархальной традиции.
Отражение на экране национальных тем, а в месте с тем живописно-фресочное сочетание кадров, красочность(одна из первых индийских цветных киноработ), привлекла колоссальное внимание к данной ленте, как внутри страны, так и за её пределами, а американская киноакадемия даже удостоила, что редкость для кино данного региона, картину- номинацией на «Оскар» за лучший зарубежный фильм!
И конечно очень интересна философия фильма, где понятие чести, стоит выше таких объективных ценностей, как любовь, например.
9 из 10
27 августа 2010