Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Лиззи |
английское название: |
Lizzie |
год: | 1957 |
страна: |
США
|
слоган: | «Which girl was she?» |
режиссер: | Хуго Хаас |
сценаристы: | Мэл Динелли, Ширли Джексон |
продюсеры: | Джерри Бреслер, Эдвард Льюис |
видеооператор: | Пол Ивано |
композитор: | Лейт Стивенс |
художники: | Руди Фельд, Даррел Сильвера, Sabine Manela, Norman Martien |
монтаж: | Леон Барша |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 апреля 1957 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 21 мин |
«Шагнуть боялась, скромница, тихоня,
И вдруг, гляди, откуда что взялось?
Все побоку — природа, стыд, приличье…»
(У. Шекспир, «Отелло»)
«Три лица Евы» и «Лиззи». У фильмов много общего — год создания, сюжетная основа (реальная история Крис Костнер Сайзмор, страдающей диссоциативным расстройством идентификации личности), сильнейшая психологическая травма, перенесённая героиней в детстве. На этом, пожалуй, сходство заканчивается. Далее два режиссёра (Наннэлли Джонсон — «Три лица Евы» и Хуго Хаас — «Лиззи») показывают зрителю две совершенно разные истории.
И дело даже не в том, что повествования несколько разнесены во времени и пространстве. В случае с Евой — это провинциальная Америка, в случае с Элизабет — большой город. Дело в том, что героини помещены в разные условия существования, они имеют совершенно отличные друг от друга социальные статусы, их реальная жизнь на тот момент, когда начинаются эти две истории, абсолютно несхожи. Ужасные события из детства, повлиявшие на формирование трёх личностей в одном человеке, не имеют между собой ничего общего.
В случае с Евой вдумчивый зритель не поверит происходящему с самого начала. Замужняя женщина, имеющая ребёнка, отличная домохозяйка и жена начинает ощущать головные боли и почти на ровном месте оказывается пациенткой клиники для душевнобольных. Возникает вопрос — что послужило толчком к обострению болезни? Как могли важнейшие события в жизни женщины — замужество и материнство — не повлиять на психику Евы до момента начала фильма? К тому же, даже непосвященному в тонкости психологии человеку сразу становится понятно, что взаимодействие пары доктор-пациент слишком упрощено. Как по мановению волшебной палочки доктор (Ли Дж. Кобб) вызывает из глубин ту или иную личность, стоит ему лишь тихо попросить пациентку. Что касается игры трёх главных героев, то лучше всех, по моему мнению, сыграл свою роль Дэвид Уэйн. Его персонаж — муж героини — Ральф действительно предстаёт таким, каким и должен быть несведущий в психиатрии, простой и работящий заботливый отец и супруг.
Другое дело — история, рассказанная в «Лиззи». С самого начала зритель погружается в атмосферу неблагоприятную и напряженную. Мы встречаемся с Элизабет, когда вся её жизнь до краёв наполнена непониманием, одиночеством и болью. Героиня стоит на пороге отчаяния и уже готова покончить с собой. Никакой семьи, из близких родственников лишь пьющая тётка, едва-едва можно назвать работой те обязанности, которые Элизабет исполняет в музее. Она вяло и монотонно перебирает какие-то бумаги и следит за почтовыми отправлениями. Постоянные головные боли имеют под собой реальное основание — героиня не спит ни днём ни ночью, в её жизни постоянно присутствует алкоголь, и зритель понимает, что болезнь не взялась из воздуха (как в случае с Евой), а имеет под собой историю и длится у Элизабет на протяжении всей жизни.
Взаимоотношения врач-пациент выстроены очень грамотно. Доктор Райт (Ричард Бун) умело погружает героиню в транс с помощью гипноза. Только так ему удаётся взаимодействовать с двумя другими личностями, живущими в сознании Элизабет. Процесс исцеления выглядит правдоподобно, доктор действительно лечит, не выпуская из поля зрения пациентку на протяжении всего действия фильма. Взгляд внимателен, сосредоточен, порой, когда это необходимо, врач настойчив, даже агрессивен.
Что же главная героиня? Элизабет, а также две другие личности (Лиззи и Бетт) великолепно представлены в исполнении Элинор Паркер («Три тайны», «Между двух миров»). Мы видим процесс перехода сознания воочию, как из забитой и нервной главной героини буквально продирается на свет образ наглой распутной алкоголички с хищным оскалом, вызывающим взглядом, резкими движениями. Никакого фетиша — в том же платье (в отличие от Евы), в той же обстановке. Никаких театральных эффектов — закатывания глаз и опускания головы. Высочайшее мастерство актрисы в кульминационной сцене фильма, когда происходит столкновение и борьба сознаний, при поддержке хорошей режиссуры и превосходных операторских приёмов, не позволяет усомниться в происходящем ни на мгновение.
Оскар за исполнение роли Евы достался тогда Джоэнн Вудворд, но для меня лично победила в этом нелёгком соревновании Элинор Паркер. Вы можете убедиться в этом, посмотрев два фильма об одном.
30 июня 2020