Травля до утра
Gejagt bis zum Morgen
6.6
1957
Германия (ГДР), 1 ч 21 мин
В ролях: Маня Беренс, Раймунд Шелхер, Зигфрид Шюренберг, Аннамария Хасе, Фридрих Гнасс
и другие
После трагической гибели мужа Марта Курда остается вдовой с двумя детьми на руках и без средств к существованию. Ее старший сын, 13-летний Людвиг, отчаянно пытается заработать хоть какие-то гроши, но их, как и случайных заработков матери, не хватает даже на уголь для обогрева дома. Из-за этого младший сын Марты заболевает пневмонией и умирает в тот день, когда типографский рабочий Карл Бауманн делает предложение вдове. Находящаяся в состоянии шока фрау Курда даже не может отправиться на кладбище, поэтому хоронить ребенка идут Людвиг и отец не сумевшего уйти с работы Карла. На кладбище Бауманна-старшего настигает сердечный приступ, а нашедшие труп полицейские обвиняют в убийстве Людвига Курду.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Травля до утра

английское название:

Gejagt bis zum Morgen

год: 1957
страна:
Германия (ГДР)
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Иоахим Хаслер
композитор:
художники: Вера Мюгге, Герхард Хельвиг
монтаж:
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 6 декабря 1957 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 21 мин

Постер фильма «Травля до утра», 1957

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Травля до утра», 1957

Неореализм из Восточной Германии

В жизни замечательной актрисы Мани Беренс случилось одно обстоятельство, наложившее огромный отпечаток на всю ее карьеру — в середине 30-х годов начинающую звезду приметил рейхсляйтер и второй человек в НСДАП Мартин Борман. После настойчивых ухаживаний успевшая к тому времени с успехом сняться в двух фильмах актриса стала любовницей высокопоставленного партайгеноссе, который не преминул воспользоваться своим положением, чтобы… запретить своей протеже сниматься в кино. Вернуться на большие экраны Мане удалось только после окончания Второй мировой войны, когда она, в отличие от большинства кинозвезд Третьего Рейха, решила остаться в Восточной Германии.

Возможно, сказалось нежелание актрисы покидать родной театр, в котором она служила большую часть своей жизни. Может быть, были еще какие-то обстоятельства. Но случилось так, что второй дебют в кино госпожи Беренс состоялся спустя 20 с лишним лет после ее появления во фривольной комедии «Купание Сусанны» с незатейливым сюжетом, обнаженной (пусть и только на живописном полотне) натурой и традиционными немецкими шлягерами 30-х годов. Все это время Маня играла на сцене классический репертуар, оттачивая мастерство, которое ей очень пригодилось во время съемок жестокой неореалистической драмы обласканного критикой и цензурой режиссера Йоахима Хаслера.

Понятно, что «неореализм» восточногерманского кинематографиста по определению не мог быть идентичен своему итальянскому «старшему» брату. В конце концов — не обличать же суровую социалистическую действительность было! Впрочем, выход найти оказалось нетрудно — достаточно обратиться в мрачное капиталистическое прошлое, а уж как его представить на экране — подскажут Росселлини с Висконти. Главное было найти актрису, чей талант и харизма могли бы посоперничать с Анной Маньяни и Джульеттой Мазиной. И тут на помощь герру Хаслеру пришла экс-подруга геноссе Бормана, бесконечно далеко ушедшая за прошедшие годы от образа легкомысленной купальщицы из своего самого известного довоенного фильма.

Ее фрау Курда из «Травли до утра» — измученная беспросветной жизнью женщина, в которой внезапно появляется просвет — знакомство с одиноким типографским рабочим, готовым взвалить на свои далеко не богатырские плечи заботу о новой семье. Робкая надежда, слабая улыбка появляющаяся на губах еще недавно согбенной непосильной ношей еще не старой женщины, на глазах меняющееся лицо, обретающее былую красоту… И внезапно перечеркивающее все хорошее смерть маленького сына — Маня Беренс играет все эти перипетии в судьбе своей героини так, словно сама проживает с ней большие и маленькие трагедии. Едва заметные нюансы — то, что под силу только самым большим актерам — и вот уже на экране совсем другой человек. Не тот, что был несколько минут назад. И не тот, что будет через несколько сцен. В других обстоятельствах и других декорациях.

При этом, вольно или невольно, судьба маленького Людвига Корды, формально являющегося главным героем фильма, остается на втором плане. Слишком уж выпукло и мощно выступает на экране Беренс, становясь центром притяжения всей картины и отвлекая внимание от приключений несправедливо обвиненного в убийстве 13-летнего подростка. Тут, правда, играет свою роль и сценарий, смещающий акцент в сторону изображения «язв» капитализма против собственно действия, которое намечено едва ли не пунктиром. Главное для Хаслера, черпавшего вдохновение не только у итальянских неореалистов, но и в литературе конца XIX-го века с ее откровенным неприятием индустриального общества с безжалостной эксплуатацией человека человеком — было продемонстрировать это «расчеловечивание», потерю элементарного чувства сострадания со стороны класса «эксплуататоров» к классу «эксплуатируемых».

Сегодня это выглядит, наверное, чересчур «идеологично» и «просоветски». Но для 50-х годов прошлого века подобный подход к искусству был вполне логичен и естественен не только для стран Восточного блока. А потому, в отличие от многих картин 70-х и 80-х годов не вызывает чувства фальши и внутреннего протеста. Здесь многое, если не все — искренне и правдиво. Может быть, потому что исполнительница главной роли сыграла так, словно для нее это было делом всей жизни. А может потому, что не только Маня Беренс (ведь не просто же так она выбрала ГДР!), но и ее партнеры по кадру еще верили в социализм и светлое будущее, не жалея черных красок для отвергнутого прошлого. Но «Травля до утра» получился отличным фильмом, способным достучаться до глубоко запрятанных струн души даже спустя 60 с лишним лет после своего выхода на экраны.

9 июня 2019

Травля до утра появился на свет в далеком 1957 году, более полувека тому назад, его режиссером является Иоахим Хаслер. Кто играл в фильме: Маня Беренс, Раймунд Шелхер, Зигфрид Шюренберг, Аннамария Хасе, Фридрих Гнасс, Гюнтер Баллиер, Liselott Baumgarten, Барбара Бертрам, Мария Безендаль, Петер Доммиш, Гюнтер Дресслер, Герхард Айнерт, Ханнелор Фройденбергер, Хорст Фридрих, Вальтер Э. Фусс.

Страна производства - Германия (ГДР).
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.