Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Береника |
английское название: |
Bérénice |
год: | 1954 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Эрик Ромер |
сценаристы: | Эрик Ромер, Эдгар Аллан По |
видеооператор: | Жак Риветт |
жанры: | ужасы, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 15 мин |
Сложно узнать в этой готической страшилке любимого всеми поэта, непревзойденного по мастерству автора убедительного воссоздания на экране радостей повседневной жизни. Антураж повествования сбивает с толку: перед нами история болезненного аристократа-неврастиника, чье вырождение представлено в виде саморазрушающей страсти к своей кузине. Убедительно показана психопатология влюбленности, когда погружение в фантазийный образ возлюбленного все дальше отдаляет сознание влюбленного от живого человека, постепенно редуцируя до уровня отдельной детали в качестве объекта страсти, и в результате это бегство от реального мира в глубины собственной мечтательности заканчивается хроническим некрофильским фетишизмом.
Повсюду в картине разлита некрофильская ирония, сила художественного высказывания которого основана на сочетании совершенно клинического текста от лица главного героя и постоянно играющей классической музыки, главенствующая роль которой придает весьма непритязательной картине атмосферу цельного высказывания, соединяя унылый речитатив текста с несколько отстраненной от него картинкой в некую единую форму трагичного гротеска.
В результате перед нами немного ироничная, немного жутковатая зарисовка к «Белым ночам» Ф. М. Достоевского, именно обращение к нем и придает некую узнаваемому глубину одному из первых кинематографических опытов великого режиссера.
6 августа 2017
Второй и короткометражный фильм Ромера отчетливо показывает, что его синефильские корни резко отличны от представителей «новой волны», куда режиссера периодически зачем-то заносят. «Береника» (не по сюжету, а стилистически) выглядит репликой в сторону эстетики «Странного сна Аллена Грея», который принято (в свою очередь) исчислять по ведомству киноэкспрессионизма, хотя тут более правильно, на мой взгляд, рассуждать о декадентской транскрипции романтизма.
Ромер не снимает новеллу По как новеллу, ему чужд тот прямолинейный/линейный декоративноцентричный нарратив, который так охотно эксплуатирует чуть позже Корман в своих экранизациях американского романтика. Нет, Ромеру нужен эффект «сепии сетчатки», эффект сомнамбулический, где сомнамбулы не только протагонисты, но сама кинокамера, да и зритель, неизбежно впадающий в оцепенение, хотя, казалось бы, метража фильма для этого недостаточно. Однако своей метономичностью (даже локации в фильме недостаточны, и внешний, и внутренний мир неизбежны погружены здесь в тень посреди дня и в тень посреди ночи) и интровертностью (главную роль исполняет сам Ромер, чьи физиогномические и пластические особенности неизбежно навевают для русского зрителя ассоциации с каким-то условным Хармсом, чей облик настолько архетипичен для постклассики, что сам по себе воспринимается как некий метазнак) лента умудряется повлиять на нас гораздо больше, чем если бы нам было явлено гораздо больше элементов и деталей.
Изысканная некротичность главной детали (зубы героини), которая триггером запускает мономанию героя, доводящую его уже до полного неразличения действия и созерцания все же не может быть понята как психоаналитическая: Ромер снимает не о массово-культурном маньяке, а о своеобразном декадентском Дон-Кихоте, которому и хотелось бы увидеть в реальности нечто Иное (как великана вместо мельницы), но он способен различать только пустую оболочку вещей, поэтому так потрясен зубами героини, то есть единственной видимой частью человеческого скелета, которые и отправляют героя в его финальный путь, на кладбище знаков, то есть к «не-знаку» как признаку небытия.
Поэтому мир «Береники» более пугающий, чем мир Дельво. Переосмысляя неоромантические коды в духе метафизического сюрреализма, Ромер создает, как покажет будущее, фильм для себя нетипичный, но эстетоцентризм все же останется неизбежной основой его лент и в дальнейшем.
27 февраля 2016