Отелло
The Tragedy of Othello: The Moor of Venice
7.1
7.5
1951, мелодрама, драма, история
США, Италия, Франция, 1 ч 30 мин
12+

В ролях: Орсон Уэллс, Майкл МакЛиаммур, Роберт Кут, Сюзанн Клотье, Хилтон Эдвардс
и другие
Бессмертная кинопостановка бессмертной трагедии Шекспира, в которой главную роль сыграл сам режиссер фильма Джордж Орсон Уэллс. Съемки «Отелло» продолжались 4 года из-за проблем с финансированием и Орсону, в течение этого периода, пришлось играть в чужих картинах, чтобы помочь удержать «Отелло» на плаву. Среди них были «Коварный лис Борджа» - Хенри Кинга, «Черная роза«-Хенри Хэтэуэя и «Третий человек» - Кэрола Рида. Его труды не пропали даром - фильм считается одной из лучших экранизаций Шекспира динамичной, сжатой и напряженной. Его фильм «Отелло» открывается торжественным и скорбным прологом: вдоль морского побережья, на фоне каменных крепостных стен движется похоронная процессия, реют штандарты, сверкает оружие, плывет на плечах латников гроб с телом черного полководца и, ярясь, как пойманный хищник, смотрит на посмертное торжество своего врага запертый в железную клетку Яго.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Отелло

английское название:

The Tragedy of Othello: The Moor of Venice

год: 1951
страны:
США, Италия, Франция, Марокко
слоган: «Powerful drama of uncontrolled human emotion!»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: , , , , ,
видеооператоры: Альдо Грациати, Анкизе Брицци, George Fanto, Alberto Fusi, Обердан Тройани
композиторы: ,
художники: Александр Траунер, Мария Де Маттеи, Луиджи Скаччаноче
монтаж: , , ,
жанры: мелодрама, драма, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 27 ноября 1951 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 30 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма, история

Постеры фильма «Отелло», 1951

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Отелло», 1951

«Трагедия Отелло: Венецианский мавр» (ориг. «The Tragedy of Othello: The Moor of Venice») г. 1951 — экзотичное 'прочтение' Шекспира, созданное в характерных для Орсона Уэллса партизанских условиях, кажется грубым и нескладным. Уэллс следует пьесе, но очевидно оттесняет её на второй план, используя первоисточник лишь, как поле для визуальных экспериментов.

Удачные ли они — другой вопрос.

Да, в фильме присутствует ряд кадров, вызывающих трепет и восторг, однако они постоянно чередуются с раздражающе кривыми. Вся работа оператора строится лишь на нарушении правил композиции, из-за чего что-то кажется новым и неповторимым, а что-то странным и неудобоваримым. Режиссёр беспощадно режет головы героям, абсолютно неправильно расставляет акценты и почти во всех кадрах, даже где это не требуется, постоянно норовит добавить голландский угол.

И нет, я только за, за и ещё раз за невоспитанное кино, нарушение стандартов, шаблонов, законов, правил, уставов. В этом плане лишь невоспитанность меня и интересует (возможно, поэтому этот фильм так меня задел). Но разве это не должно существовать лишь ради одной единой цели — сюжета? Судя по этому фильму — нет.

Уэллса не интересует история Отелло, да и 'прочтением' это назвать тяжело. Орсон ничего не вкладывает в историю и ничего из неё не берёт. На месте Шекспира мог оказаться любой автор, на месте «Отелло» любое произведение, и ничего бы не поменялось. (Видимо на выбор повлиял недавний опыт с «Макбетом»).

Графомания ради графомании, вместе с тем неудачная. Скачущие по планам каменные актёры, бьющиеся в клиповом монтаже, безынтересные для камеры и зрителя много глубины истории не прибавляют.

И в чём проблема непонятно... То ли в материале, то ли в режиссёре...

двоечка

23 ноября 2022

Отелло Уэллса

Следующей адаптацией Шекспира для экрана в карьере Уэллса стал «Отелло» — почти идеальная экранизация драматического материала. Режиссер дает волю своему творческому вдохновению, как в никаком другом своем фильме (на тот момент) за исключением, может быть, «Гражданина Кейна» раскрепощает эстетические возможности своего стиля.

Нижние ракурсы, съемка широкоугольным объективом и короткофокусной оптикой, динамичный монтаж символически насыщенных планов, которые практически невозможно рассмотреть и запомнить из-за их короткой продолжительности, создают стремительно развивающееся, невероятно экспрессивное повествование, темп которого все ускоряется на пути к кульминации — мощному завершающему ансамблю смертей.

Арки, анфилады, величественные своды венецианской архитектуры смотрятся не только ярким фоном, но и полноценным участником повествования. Декорации создают своеобразный лабиринт, в котором блуждают герои, зазеркалье из собственных страстей, которое становится непроходимым для дезориентированного от ревности Отелло.

Уэллс великолепен в заглавной роли человека, поведение которого резко меняется, попав в паутину злодеяний Яго. В отличие от Макбета, осознано выбравшего путь зла и сходящего с ума по собственной вине, Отелло в исполнении Уэллса выглядит невинной жертвой, не подозревающей о ресурсах жестокости, таящихся в ней до поры до времени.

В кульминационной сцене доминирующим становится противопоставление крупных планов озверевшего, погруженного во тьму лица Отелло и красивого, невинного, сияющего своей добродетельностью лица Дездемоны. Выбор Сюзанны Клутье на роль Дездемоны чрезвычайно удачен, у зрителя не возникает ни малейшего сомнения в невиновности ее героини, буквально лучащейся чистотой. Не менее колоритным получился и Яго в исполнении Майкла МакЛиаммойра, чьи змеиные интонации с ярко выраженным британским акцентом контрастируют с сочным благородным баритоном Уэллса.

Режиссер активно использует глубинную мизансцену, пространство кадра, выстраивая символические соответствия между положением персонажей и их репликами (порой выше или дальше расположен тот, кто доминирует в разговоре), намерено подчеркивается искусственность экспрессионистского освещения, наполняющее кадр тенями и придающее фигурам объемность, что становится уже постоянным стилистическим приемом картин Уэллса.

В целом, лента не только мастерски воплощает шекспировский текст на экране, не нарушая его концептуальной целостности, но визуально выражает его скрытые символические значения, являя собой пример комплексной интерпретации, структурного анализа пьесы, в котором все (композиция и монтаж, построение кадра и освещение, операторские приемы, актерская игра и музыкальное сопровождение) подчинено одной цели — дешифровать и наглядно представить глубинный семантический пласт произведения.

«Отелло» Уэллса представляет собой программное отрицание иллюстративного подхода к материалу, его внешнего, поверхностного прочтения, учитывающего лишь событийный слой, в противоположность ему картина предлагает многогранный интертекстуальный диалог с первоисточником, учитывающий если и не все его уровни, то, по крайней мере, стремящегося к наиболее адекватному прочтению.

Экранизация становится удачной, если ей занимается постановщик интеллектуально развитый и духовно глубокий, хотя бы частично соразмерный по таланту с автором литературного произведения, а степень творческой гениальности Уэллса имеет, без сомнения, шекспировский размах.

1 января 2016

Отелло: фильм который даже получил Гран-При Канн

Орсон Уэллс при экранизации известной трагедии Шекспира буквально фонтанировал креативными решениями. Камера двигалась так экстраординарно, в особенности для тех лет, что фильм определенно смотрелся. Он предлагал взглянуть на события истории под углом, сверху, снизу — его взгляд постоянно двигался, тем самым придавая динамику исполнителям. В такой клиповой эстетике от них требовалось самое минимальное, как и для певцов в клипах — просто быть выразительными. Остальное все делал режиссер.

Не очень я люблю когда актеры исполняли роли главные роли афро-американских персонажей. Возможно поэтому отношусь предвзято. А может быть, все дело в том, что на памяти замечательная актерская работа Ларри Фишберна, успешно изобразившего Отелло. Это я все к тому, что как актер Уэллс меня совсем не удивил — ровное уверенное исполнение. А могло ли быть иначе?

Да и собственно фильм получается совсем не выдающимся. Креативная форма уравновешивается традиционным прочтением известного всеми литературного произведения. Академизм сталкивается с безусловным талантом постановщика. Скромное содержание здорово сдерживает ограниченную форму. Именно поэтому трагедия Орсона Уэллса не кажется чем-то феноменальным. Просто — очередной незаурядный взгляд. Не более.

И еще… Мурнау в 20-х в «Фаусте» опробовал многое из того, что Уэллс с успехом в Канне демонстрировал в «Отелло». Да-да. Прогрессивным смотрелся именно Мурнау, а вот лента Уэллса показалась мне самобытной, но архаичной. Парадигма Мурнау-Эйзенштейн ему была видимо очень близка.

5 из 10

4 июля 2014

Мелодрама Отелло появился на свет в далеком 1951 году, более полувека тому назад, его режиссером является Орсон Уэллс. Кто играл в фильме: Орсон Уэллс, Майкл МакЛиаммур, Роберт Кут, Сюзанн Клотье, Хилтон Эдвардс, Николас Брюс, Майкл Лоуренс, Фэй Комптон, Абдулла Бен Мохамет, Джозеф Коттен, Жан Дэвис, Роберт Ритти, Гудрун Уре, Дорис Даулинг, Джоан Фонтейн.

Производство стран США, Италия, Франция и Марокко. Отелло — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.