| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.5 |
IMDb
|
5.7 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Солистка балета |
| год: | 1947 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Александр Ивановский |
| сценаристы: | Арон Эрлих, Александр Ивановский |
| продюсер: | Ефим Хаютин |
| видеооператор: | Аркадий Кольцатый |
| композитор: | Венедикт Пушков |
| художник: | Исаак Махлис |
| жанр: | мюзикл |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
28 апреля 1947 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 15 мин |
Несмотря на небольшой хронометраж, этот малоизвестный фильм, снятый спустя два года (!) после Великой Отечественной войны, удивительно ёмко и почти филигранно освещает целый спектр идей, безусловно, актуальных и ценных для советских людей и советского искусства того времени - но и не только того времени. Наибольший налёт советского моралите мне почудился в противопоставлении чистого искусства и платных концертов, в которых тапёр-искуситель предлагает участвовать юным дарованиям. Вред этих концертов косвенно объясняется усвоением неакадемических, эстрадных, 'маргинальных' приёмов танца и лёгкой славой, которую можно заработать таким образом.
Остальные же рассуждения, на мой взгляд, справедливы для людей искусства во все времена, и даже сегодня. Это и слова профессора о нарциссизме, о самолюбовании артиста в ущерб транслируемому им содержанию. И слова преподавательницы о необходимости творческих прорывов, внесения новых, даже дерзких веяний в устоявшиеся классические схемы. Нотка суровой реальности закулисья прозвучала в этом лёгком и благополучном фильме в одной из последних сцен, где героиня, поглощённая своей печалью, должна выйти на сцену и отринуть всё, кроме радости, стать радостной. Потому что это её долг. 'Ты не имеешь права быть несчастной', - говорит ей преподаватель. И даже банальность, казалось бы, о том, что известности надо добиваться трудом, а не интригами, - такая наивная и плохо работающая в нашем несовершенном мире установка - всё-таки правильна, идеально правильна.
Не скажу, что запоминаются влёт все до единого действующие в кадре персонажи - я, например, путала старичков, их было как-то многовато. Но очень ярко показали себя мамаша и отец Ольги (от отца я вообще пришла в восторг), аккомпаниатор и, видимо, бывший популярный пианист Аполлон Владимирович, а также строгая, но справедливая преподавательница. Хорошо играли также приятные молодые актёры первого плана (Мира Редина, игравшая Наташу, действительно была балериной). Очень понравились порхающие, грамотно выстроенные, с лёгким юмором диалоги во многих сценах. В фильме звучит и тема войны, разумеется. Но пафос этой темы аккуратно вводится и вовремя убирается, не создавая лишней тяжести и эмоционального перегиба.
Удивительно, но при своей насыщенности фильм успевает ещё и демонстрировать немаленькие фрагменты балетов, а также исполнение главным героем кусочков различных музыкальных произведений. Всё это опять-таки грамотно разбавляется репликами персонажей, а в сцене исполнения Озеровым конкурсной арии самое интересное - наблюдать за его мимикой, которая действительно уже далека от самолюбования, наглядно показывает его внутреннюю работу и глубокое переживание. Этот момент показался мне очень реалистичным.
Вообще я начала смотреть фильм из-за упоминания о легенде русского балета - Галине Улановой, которая снялась в нём. Было бы очень любопытно увидеть её пусть даже в крошечной роли. Но, к сожалению, несмотря на вымышленное имя, Уланова играет в фильме фактически саму себя - а точнее, не играет, а танцует. Затем кланяется и исчезает. Как жаль, что она не произнесла ни слова!
Поклонникам советского кинематографа однозначно стоит глянуть этот фильм. В нём нет глубокой драмы и особенных коллизий, и потому он воспринимается просто как доброе, светлое произведение о балете (и немного о музыке).
13 сентября 2025
Ведь у главной героини в глазах отражается развитый ум, её внутреннее существо и Дух! Начинаешь любоваться не её телом, а её внутренней зрелостью и разумностью. Здесь у героев прекрасное и высокое отношение друг к другу, и в то же время они друг от друга ничего не требуют, только молитвенно ожидают Любви. Советские фильмы всегда красивы в этом плане. Показывают идеал высокой Любви, эдакая советская литургия, священное действо во всём. А как профессор сказал Озерову о том, что когда поешь, не нужно думать о том, как красиво ты это делаешь, нужно забыть себя и петь о Ленинграде. Для меня это один из самых важных диалогов в фильме, который должен быть применителен ко всей жизни любого развивающегося человека.
В общем, фильм очень красиво показывает внутреннее богатство советского человека, особенно тех поколений. Ведь они, ко всему, пережили Войну.
10 из 10
26 мая 2013
Солистка балета — очень музыкальная сказка. Два юных дарования ведут прекрасную жизнь, посвящая её искусству. Между ними возникает любовь, и некоторые противоречия.
В фильме, чувствуется послевоенная атмосфера. Даже тогда, когда прямой связи с войной там и не прослеживается. Перед нами стоят победители, и весь дух фильма — надежда на новое, светлое будущее, разумеется- социалистическое будущее. Однако несмотря на какую-то музейность, и камерность, в нём так много родного, и трогательного, для любого человека, который жил и мечтал в Советском Союзе.
С музыкальной точки зрения, нареканий у меня практически ничего не вызывает. Ведь это всё-таки отечественная опера и балет.
8,62 из 10
16 декабря 2011