Рейтинг фильма | |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Человек октября |
английское название: |
The October Man |
год: | 1947 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «The Great Star of «Great Expectations» at His Greatest!» |
режиссер: | Рой Уорд Бейкер |
сценарий: | Эрик Эмблер |
продюсеры: | Эрик Эмблер, Фил С. Сэмюэл, Херберт Смит |
видеооператор: | Эрвин Хиллер |
композитор: | Уильям Элвин |
художники: | Алекс Ветчински, Элинор Эбби |
монтаж: | Алан Джаггс |
жанры: | криминал, детектив, фильм-нуар |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 28 августа 1947 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Внимание к этому не очень у нас известному фильму привлекли восторженные отзывы на IMDb. И действительно «Человек октября» оказался маленьким бриллиантом чистой воды. Начинается всё размеренно; тихий джентльмен пройдя курс лечения после автокатастрофы начинает новую жизнь в небольшом городке. Спокойный быт, работа — дом — работа. Он обретает хрупкое равновесие и находит личное счастье. Но Человека октября (герой родился в октябре, под изменчивым знаком Весы) ждут тяжкие испытания. После убийства соседки он оказывается самым удобным подозреваемым. Давление полиции, черствость и сплетни окружающих, кажется на него ополчился весь мир и только любимая девушка продолжает верить в его невиновность, в которой он сам уже сомневается. Во второй половине фильм начинает набирать обороты и в последней трети атмосфера накаляется до бела, заставляя понервничать.
Во многом «Человек октября» получился благодаря правильно выбранному на главную роль актёру — Джону Миллзу, средней внешности, с мягким меланхоличным лицом, он не боится показаться уязвимым, даже жалким с вспотевшим лбом, он не заигрывает в симпатягу, но ему веришь. Поистине эта одна из лучших ролей сэра Джона. Другие актеры неплохо подыгрывают, по-английски сдержанно показывая различную гамму отношений и чувств. Одиночество свойственно всем персонажам без исключения, как его символ старушка из пансиона отчаянно мерзнущая без человеческого тепла.
Много в «Человеке октября» от детектива (убийство, расследование) и если бы фильм сняли в Америке его бы назвали нуаром. Однако здесь нет ни математической выверенности детективного жанра, ни гламурного саспенса крими, по духу он скорее ближе прозе Грэма Грина, с его интересом к этической проблематике и психологизмом. Но тем не менее это триллер, с элементами драмы, и очень английский (в хорошем смысле); лица, эмоции всё по-британски немного дистанцированно, как сдерживаемый героем крик о помощи.
Снят фильм мастерски (это одна из первых работ в будущем известного режиссёра Роя Уорда Бейкера), но просто без прикрас и берет не визуалом, а хорошей актёрской игрой и искренностью, человечностью рассказанной истории.
14 апреля 2017
Именно так. Не нуар. Хичкокерство. Психологический детектив. Подражательство гению задолго до возникновения его признанных американских шедевров. То есть, выходит фильм обязан своим возникновением той культурологической прослойке, которая и взрастила творения признанного мэтра. А есть ли возможность считать обратное, если фильм рассказывает о мужчине с гипертрофированным чувством вины? Он повинен в смерти ребенка, после крупной автомобильной аварии. Так переживает, что сознание не силах справиться с пережитым, призывая в союзники амнезию.
Впрочем, как и у Хичкока личные переживания героя и его страхи проходят через весь фильм как бы вскользь, опосредованно. Обо всех деталях трагедии мы узнаем совершенно случайно. А главное внимание уделено совсем другой истории — убийства женщин на фоне безумия, под которое так легко приписать нашего героя. Самое страшное, что и сам он сомневается. Не помнит, допускает вероятность и готов предпринимать в свой адрес все превентивные меры, заведомо ограничивая личную свободу.
Вот в таких терзаниях наш герой на протяжении всей ленты будет пытаться сам расследовать все обстоятельства преступлений или сомневаться в себе самом. Так и подойдет все к финалу. В памяти останется лишь упомянутое пересечение с Хичококм, качественная игра Джона Миллза и одна удивительная сцена. На нашего героя будут наседать, а он в пылу беседы возьмет и выдаст несколько мощнейших ударов в лицо собеседнику, после просто и куда спокойнее продолжив беседу.
В наши дни фильмов про амнезию накопилось бесчисленное множество, и упоминание про «Человека октября» есть своего рода особый шик, хвастовство историей кино. Но, при всех достоинствах, а таковые есть, фильм не выдерживает сравнения как с похожими лентами Хичкока, так и с крученными детективами Клузо. Похоже, но не тот класс.
6 из 10
3 января 2015