Рейтинг фильма | |
![]() |
7.3 |
![]() |
7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Вечное возвращение |
английское название: |
L'éternel retour |
год: | 1943 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Жан Деланнуа |
сценарий: | Жан Кокто |
продюсер: | Андре Полве |
видеооператор: | Роже Юбер |
композитор: | Жорж Орик |
художники: | Жорж Анненков, Жорж Вакевич |
монтаж: | Сюзанн Фовель |
жанры: | мелодрама, драма |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
12 октября 1943 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
12+ |
![]() |
1 ч 47 мин |
Семейство, состоящее из немолодой пары, их уродливого сына-карлика и племянника Патриса живет в громадном мрачном замке. Приезжает дядя Марк, отчаявшийся найти себе супругу. Помочь вызывается Патрис, который отправляется на поиски жены для Марка. Он находит девушку Натали, в которую, однако, сам влюбляется. Отныне он пытается разорваться — сохранить отношения с Натали и при этом не вызвать подозрений Марка. Все портит злобный карлик, благодаря которому Марк прознает о связи Натали с Патрисом и выгоняет обоих из замка. Но ненадолго — его любовь к девушке все-таки очень сильна.
«Вечное возвращение» — эстетически совершенный фильм о роке, который подчиняет себе волю людей. Рок ослепляет героев, но не делает их несчастными. Они ведомы высшим смирением перед лицом провидения и с головой окунаются в бездну чувств. Каждый персонаж здесь словно вылеплен и потому выглядит очень выпукло. Особенно карлик, напоминающий героя произведения Нобелевского лауреата Пера Лагерквиста. Маленький, злобный, недоверчивый, способный без малейших угрызений совести застрелить собаку, лицемерный, он воплощает глубинную обиду на мироздание. Смысл его жизни — это месть всему живому. Он ненавидит чужое счастье.
В «Вечном возвращении» обозначены черты фундаментального мифа о вечной любви, которая продолжается и после смерти. Правда, любовь в изображении Жана Деллануа выглядит не реалистично, а театрально. Взять хотя бы то обстоятельство, что эта любовь возникает с первого взгляда. При этом она очень трагична. Влюбленные ведут диалог не только друг с другом, но и с собственной судьбой, которая угрожает им смертью. Как и во всякой трагедии, чувства здесь проверяются смертью. Смерть дает им окончательный смысл и прописку в вечности. Впрочем, именно мифичность происходящего придает описываемым событиям некоторую неживую условность, которая дополнительно подчеркивается подавляющей мощью помещений замка. Бегство Патриса и Натали из замка не воспринимается как бегство из рая, ибо в замке они были вынуждены прятать чувства. Скорее, наоборот, бегство на лоно зимней природы становится для них приходом в рай, хотя и очень кратковременным. Поселившись в крохотном домике, который надо обогревать дровами, они оказались один на один против всего мира.
Сейчас «Вечное возвращение» может показаться старомодным в силу несовременного изображения сильных чувств. Но смотреть этот фильм можно так же, как смотрят старинную пьесу, идущую на сцене сотни лет. В нем изображен цикл человеческой жизни, лишь формально прерванный смертью. Можно не сомневаться, что вся эта история любви должна повториться снова.
9 из 10
30 марта 2015
Очень трудно адекватно оценить этот фильм.
Кокто говорил Жану Маре «За всё время существования человечества были лишь 2 великие истории любви: Ромео и Джульетты и Тристана и Изольды. Ты — прирождённый Тристан».
Что же мы видим на экране? Юношу Патриса, красивого, беззаботного, любящего дядю. А тот страдает от одиночества. И решил Патрис: а почему бы не женить обожаемого дядю? Сказано — сделано: Патрис поехал с острова, на котором они с дядей жили, на материк, в первом же кабаке нарвался на пьяную драку и… прекрасную девушку по имени Натали. Та на предложение выйти замуж за незнакомого человека реагирует вяло, но не сопротивляется, и обрадованный Патрис везёт невесту жениху. Сгорающий от нетерпения дядя влюбляется в красавицу-незнакомку с первого взгляда и рвётся под венец, да вот беда, сам Патрис тоже обнаруживает нежную привязанность к девушке. Что чувствует она очень долго остаётся неясным. Натали, как сомнамбула, ходит из кадра в кадр практически не разговаривая и повинуясь судьбе. Идеальная внешность — вот и все её достоинства. Но всё-таки, ближе к концу, усилием воли она выдавливает из себя полторы эмоции и, вроде как, признаётся в любви Патрису. Тот уводит невесту у дяди и, казалось бы, вот оно — счастье, но, увы, дядя, в свою очередь, настигает влюблённых, и кукла Натали безропотно следует за ним. Патрис хочет увидеть свою любовь в последний раз, прежде чем жениться на другой, но ни к чему хорошему это не приводит…
Древний миф перенесённый в 20-ый век оказался маловразумительной поделкой с глупыми диалогами, статичными героями и провисающим сюжетом. Единственный, кто радует глаз, это Жан Маре. Фильм действительно его бенефис. Его Патрис — единственный герой картины, поступки которого можно хоть как-то понять, все остальные похожи на марионеток. Вялая Натали, куда-ветер-дунет-туда-и-летим, дядя Патриса, малоадекватный самолюбивый богач, придурочный злодей-карлик… Кокто поставил фильм для Маре и про Маре, пусть режиссёром был другой человек, всё равно, сценарий писался под одного актёра. Есть лишь Патрис — и фон ему в лице всех остальных персонажей.
Прочитав полные страстной любви стихи Кокто, посвящённые Маре, я ожидала, что и фильм будет столь же порывистым, искренним, чистым. На деле получилась очередная бледная картонка. Сюжет, в 12 веке казавшийся правдоподобным, в веке 20-м потерял все свои достоинства, превратившись в историю невыросших бесхарактерных детей, не способных не то что бороться за своё счастье, а даже осознать его.
Создаётся впечатление, что Кокто специально создал галерею восковых фигур вокруг своего любимца, чтобы подчеркнуть красоту, очарование и талант Жана Маре. Это ему удалось в полной мере, а вот сам фильм — нет.
Рекомендую смотреть тем, кто любит Жана Маре. Не устаю повторять, что он в этом фильме великолепен, но даже ему не под силу перевесить своей игрой все недостатки картины.
P.S. Несколько лет спустя Кокто, наконец, сам встанет за камеру и снимет Маре в «Двуглавом орле», где история любви без будущего будет показана куда реалистичнее.
8 июня 2010